Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2010 года № 256

Об утверждении республиканской целевой программы
«Пожарная безопасность на 2011-2015 годы»

(с изменениями на 14 апреля 2014 года)


_______________________________________________________________________

 Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от  30 июня 2014 года № 255

     с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 19 марта 2012 года № 105
 с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 14 апреля 2014 года № 134
_______________________________________________________________________

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Пожарная безопасность на 2011-2015 годы» (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 14 апреля 2014 года № 134)

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить аналогичные долгосрочные целевые программы и обеспечить их финансирование.


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 16 августа 2010 года № 256


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА 2011-2015 ГОДЫ»


I. Паспорт республиканской целевой программы

«Пожарная безопасность на 2011-2015 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Пожарная безопасность на 2011-2015 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 июня 2010 года № 551-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Пожарная безопасность на 2011-2015 годы»

Государственный заказчик Программы

Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики

(в ред. постановления Правительства УР от 14 апреля 2014 года № 134)

Разработчик проекта Программы

Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике

Исполнители Программы

Государственное учреждение Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики», иные исполнители, отбираемые государственным заказчиком Программы и осуществляющие реализацию Программы в соответствии с законодательством

(в ред. постановления Правительства УР от 19 марта 2012 года № 105)

Цели Программы

Последовательное снижение пожаров, повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров, оперативное реагирование пожарно-спасательных служб на пожары, обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики

Задачи Программы

- Принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров;

- развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Удмуртской Республики как составляющей единой государственной системы предупреждения и ликвидации пожаров;

- совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования;

- совершенствование системы подготовки личного состава противопожарной службы и населения в области предупреждения и ликвидации пожаров;

- комплексный подход в решении вопросов пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, в том числе обеспечение безопасного проживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке (сельские поселения);

- развитие и совершенствование материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений

Целевые индикаторы Программы

Спасенные материальные ценности;

- увеличение количества спасенных людей при пожарах;

- развитие мест дислокации противопожарной службы с целью своевременного реагирования на пожары в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (оперативное реагирование)

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 5 лет (2011 - 2015 годы)

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 101130,0 тыс. рублей.



Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Создание необходимых условий для повышения уровня защищенности личности, имущества от пожаров, повышения уровня пожарной безопасности в сельской местности Удмуртской Республики, в том числе:

 сокращение количества, масштабов и последствий пожаров, в том числе оказание практической помощи населению;

 повышение оперативности прибытия подразделений к очагам возникновения пожаров посредством сокращения среднего времени тушения пожаров за счет модернизации пожарной техники.

Предусматриваемые затраты позволят к 2015 году по сравнению с 2009 годом время оперативного реагирования на пожары в сельской местности республики уменьшить с 31,3 до 20 минут, увеличить количество спасенных людей до 500 человек и спасенного имущества на сумму до 1,2 млрд. рублей.

Общий результат проведенных мероприятий даст экономический эффект в размере 4,3 млрд. рублей (в ценах 2009 года)

     
II. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения,

целесообразность и необходимость ее решения

программно-целевыми методами


Защита населения и объектов экономики от пожаров - приоритетная задача Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ.

Программа является продолжением решения поставленных задач, заложенных в ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность на 2008-2010 годы», при этом учитывая основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики.

Характер проблем необходимо разделить на несколько составляющих, при этом каждая из них тесно связана с другими и негативно отражается на конечном результате.

Одной из составляющих проблемы является обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах.

На территории республики расположен 1961 населенный пункт. Среднестатистический сельский населенный пункт составляет 80-150 дворов.

Статистика пожаров последних лет указывает на тот факт, что количество пожаров в жилом секторе не снижается.

Более 70 процентов от общего количества пожаров приходится на жилой сектор. За последние десять лет в жилом секторе произошел 17581 пожар, в огне погибли 1811 человек. Огнем уничтожены 12028 и повреждены 10816 строений жилого сектора. Материальные потери от пожаров в Удмуртской Республике ежегодно превышают 4,05 млрд. рублей.

По оценкам специалистов Государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Удмуртской Республике» за последние 10 лет в республике в среднем выгорает два населенных пункта с общим количеством жителей 100-200 человек.

Особую тревогу вызывают пожары в сельской местности, на которую приходится более 52 процентов всех пожаров (в Российской Федерации - 37,8 процентов).

Органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий прилагаются усилия по обеспечению пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах. Однако анализ их работы в этом направлении свидетельствует о недостаточном принятии мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров, повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов.

Серьезную тревогу вызывает противопожарное состояние индивидуального жилого сектора с плотной деревянной застройкой, недостатком или полным отсутствием противопожарного водоснабжения, захламленностью улиц, эксплуатацией в домах ветхой электропроводки и неисправных печей.

Издаваемые нормативные правовые акты в части обеспечения пожарной безопасности носят декларативный характер и (или) не достигают своих целей и задач.

Финансовая поддержка для выполнения необходимых мероприятий в области пожарной безопасности недостаточна.

Второй составляющей рассматриваемой проблемы является несвоевременное реагирование на пожары.

Уровень социального риска (частота возникновения пожаров, приводящих к поражению определенного числа людей) в Российской Федерации выше, чем в других странах. В среднем за последние десять лет экономический ущерб от пожаров природного и техногенного характера составляет 3-5 % от валового внутреннего продукта. Численность пострадавших от пожаров в республике ежегодно превышает 360 человек, при этом погибает свыше 150 человек.

Одним из важнейших показателей эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено время прибытия подразделений пожарной охраны на пожар - 10 минут в городах, 20 минут в сельской местности. Статистические данные по республике показывают, что среднее время оперативного реагирования на пожар в 2009 году составляло в городах 15 минут, в сельской местности 31,3 минуты.

Одной из основных причин негативной динамики является то, что места дислокации пожарных депо не отвечают нормативным требованиям, а существовавшая ранее достаточно боеспособная система сельского пожаротушения, основу которой составляли добровольные противопожарные формирования сельхозпредприятий, постепенно разрушается.

Имеющиеся пожарные автомобили сельских противопожарных формирований выработали свой ресурс, их своевременный ремонт и обслуживание не проводятся из-за отсутствия ремонтной базы в государственном учреждении Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики».

Аналогичная ситуация с реагированием пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, которые влекут за собой пожары, а также мероприятия, связанные с деблокировкой пострадавших.

В условиях значительного увеличения транспортных потоков на участках автомобильных дорог крайне обостряется проблема обеспечения безопасных и комфортных условий для следования водителей транспорта и пассажиров, прежде всего на федеральной трассе «М-7 Волга» (протяженность федеральной трассы по территории Удмуртской Республики составляет 310 км). Неэффективное оказание экстренной технической, медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.

Доля лиц, погибших до принятия своевременных мер, составляет 55% от общего количества погибших. При этом оперативное реагирование профессиональных служб для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий составляет от 40 минут до 1,5 часов.

Для преодоления сложившихся негативных тенденций, в целях придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода позволит создать условия для обеспечения безопасности граждан, сохранения имущества, повышения эффективности системы предупреждения и тушения пожаров, оперативности реагирования, развития инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:

- определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

- концентрации и планового распределения ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;

- повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;

- повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

- развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения пожаров, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики пожаров и снижения тяжести их последствий;

- координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности;

- реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, направленных на снижение количества пожаров с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате пожаров;

- оперативное реагирование пожарных подразделений на возникающие пожары и, как следствие, спасение людей и имущества на начальной стадии его развития.


III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения
Удмуртской Республики


На территории Удмуртской Республики сохраняется высокий уровень пожарной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий пожаров в сельской местности. При этом более половины населения республики проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой возникновения пожаров.

При этом готовность объектов защиты к оперативному реагированию не соответствует предъявляемым требованиям. Строительство объектов экономики и жилищно-бытовой инфраструктуры по темпам развития опережает развитие противопожарной службы, призванной обеспечивать защиту от пожаров. Как следствие, время оперативного реагирования увеличивает затраты на ликвидацию пожаров и в целом негативно отражается на экономике Удмуртской Республики.

Пожары наносят экономике Удмуртской Республики значительный социально-экономический ущерб. В истекшем 2009 году социально-экономические потери от пожаров в республике составили 2,5 млрд. рублей.

Если учесть, что потери от пожаров - это не только повреждение имущества, но и расходы на восстановление пострадавших объектов, недополученные доходы в обычных условиях функционирования объектов, затраты на возмещение вреда, нанесенного жизни и здоровью людей, то полные потери от пожаров во много раз превышают указанную сумму.

Программа призвана решить проблему обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе, оперативного реагирования на пожары и укрепления материально-технической базы пожарно-спасательных сил.

Определение стратегических направлений в решении проблем защиты населения и территории от пожаров является основной задачей для комплексной безопасности граждан и объектов экономики республики.

IV. Цели и задачи Программы

с указанием сроков и этапов ее реализации

Целью Программы является последовательное снижение пожаров, повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров, оперативное реагирование пожарно-спасательных служб на пожары, обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Основными задачами Программы являются:

- принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров;

- развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Удмуртской Республики как составляющей единой государственной системы предупреждения и ликвидации пожаров;

- совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования;

- совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации пожаров;

- комплексный подход в решении вопросов пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, в том числе обеспечение безопасного проживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке (сельские поселения);

- развитие и совершенствование материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений.

V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы

Целевыми индикаторами и показателями эффективности, позволяющими оценивать ход реализации Программы, будут являться данные, отраженные в приложении 1 к настоящей Программе.


VI. План мероприятий Программы


Реализация плана мероприятий Программы будет осуществляться в течение 5 лет (2011-2015 годы). План мероприятий Программы приведен в приложении 2 к настоящей Программе.


VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 101130,0 тыс. рублей, в том числе:

Источники

Финансирование, тыс. рублей (в ценах текущих лет)

п/п

финансирования

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Всего

1.

Бюджет Удмуртской Республики

15885,0

16850,0

17760,0

18650,0

19585,0

88730,0

2.

Иные источники в соответствии с законодательством

2000,0

2000,0

2800,0

2800,0

2800,0

12400,0

Итого:

17885,0

18850,0

20560,0

21450,0

22385,0

101130,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»