ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2010 года № 256
Об утверждении республиканской целевой программы
«Пожарная безопасность на 2011-2015 годы»
(с изменениями на 14 апреля 2014 года)
_______________________________________________________________________
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 30 июня 2014 года № 255
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 19 марта 2012 года № 105
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 14 апреля 2014 года № 134
_______________________________________________________________________
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Пожарная безопасность на 2011-2015 годы» (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 14 апреля 2014 года № 134)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить аналогичные долгосрочные целевые программы и обеспечить их финансирование.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 16 августа 2010 года № 256
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА 2011-2015 ГОДЫ»
I. Паспорт республиканской целевой программы
«Пожарная безопасность на 2011-2015 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Пожарная безопасность на 2011-2015 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 14 апреля 2014 года № 134) |
Разработчик проекта Программы | Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике |
Исполнители Программы | Государственное учреждение Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики», иные исполнители, отбираемые государственным заказчиком Программы и осуществляющие реализацию Программы в соответствии с законодательством (в ред. постановления Правительства УР от 19 марта 2012 года № 105) |
Цели Программы | Последовательное снижение пожаров, повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров, оперативное реагирование пожарно-спасательных служб на пожары, обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики |
Задачи Программы | - Принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров; - развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Удмуртской Республики как составляющей единой государственной системы предупреждения и ликвидации пожаров; - совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования; - совершенствование системы подготовки личного состава противопожарной службы и населения в области предупреждения и ликвидации пожаров; - комплексный подход в решении вопросов пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, в том числе обеспечение безопасного проживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке (сельские поселения); - развитие и совершенствование материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений |
Целевые индикаторы Программы | Спасенные материальные ценности; - увеличение количества спасенных людей при пожарах; - развитие мест дислокации противопожарной службы с целью своевременного реагирования на пожары в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (оперативное реагирование) |
Сроки и этапы реализации Программы | Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 5 лет (2011 - 2015 годы) |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 101130,0 тыс. рублей. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Создание необходимых условий для повышения уровня защищенности личности, имущества от пожаров, повышения уровня пожарной безопасности в сельской местности Удмуртской Республики, в том числе: сокращение количества, масштабов и последствий пожаров, в том числе оказание практической помощи населению; повышение оперативности прибытия подразделений к очагам возникновения пожаров посредством сокращения среднего времени тушения пожаров за счет модернизации пожарной техники. Предусматриваемые затраты позволят к 2015 году по сравнению с 2009 годом время оперативного реагирования на пожары в сельской местности республики уменьшить с 31,3 до 20 минут, увеличить количество спасенных людей до 500 человек и спасенного имущества на сумму до 1,2 млрд. рублей. Общий результат проведенных мероприятий даст экономический эффект в размере 4,3 млрд. рублей (в ценах 2009 года) |
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения,
целесообразность и необходимость ее решения
программно-целевыми методами
Защита населения и объектов экономики от пожаров - приоритетная задача Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ.
Программа является продолжением решения поставленных задач, заложенных в ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность на 2008-2010 годы», при этом учитывая основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики.
Характер проблем необходимо разделить на несколько составляющих, при этом каждая из них тесно связана с другими и негативно отражается на конечном результате.
Одной из составляющих проблемы является обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах.
На территории республики расположен 1961 населенный пункт. Среднестатистический сельский населенный пункт составляет 80-150 дворов.
Статистика пожаров последних лет указывает на тот факт, что количество пожаров в жилом секторе не снижается.
Более 70 процентов от общего количества пожаров приходится на жилой сектор. За последние десять лет в жилом секторе произошел 17581 пожар, в огне погибли 1811 человек. Огнем уничтожены 12028 и повреждены 10816 строений жилого сектора. Материальные потери от пожаров в Удмуртской Республике ежегодно превышают 4,05 млрд. рублей.
По оценкам специалистов Государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Удмуртской Республике» за последние 10 лет в республике в среднем выгорает два населенных пункта с общим количеством жителей 100-200 человек.
Особую тревогу вызывают пожары в сельской местности, на которую приходится более 52 процентов всех пожаров (в Российской Федерации - 37,8 процентов).
Органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий прилагаются усилия по обеспечению пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах. Однако анализ их работы в этом направлении свидетельствует о недостаточном принятии мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров, повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов.
Серьезную тревогу вызывает противопожарное состояние индивидуального жилого сектора с плотной деревянной застройкой, недостатком или полным отсутствием противопожарного водоснабжения, захламленностью улиц, эксплуатацией в домах ветхой электропроводки и неисправных печей.
Издаваемые нормативные правовые акты в части обеспечения пожарной безопасности носят декларативный характер и (или) не достигают своих целей и задач.
Финансовая поддержка для выполнения необходимых мероприятий в области пожарной безопасности недостаточна.
Второй составляющей рассматриваемой проблемы является несвоевременное реагирование на пожары.
Уровень социального риска (частота возникновения пожаров, приводящих к поражению определенного числа людей) в Российской Федерации выше, чем в других странах. В среднем за последние десять лет экономический ущерб от пожаров природного и техногенного характера составляет 3-5 % от валового внутреннего продукта. Численность пострадавших от пожаров в республике ежегодно превышает 360 человек, при этом погибает свыше 150 человек.
Одним из важнейших показателей эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено время прибытия подразделений пожарной охраны на пожар - 10 минут в городах, 20 минут в сельской местности. Статистические данные по республике показывают, что среднее время оперативного реагирования на пожар в 2009 году составляло в городах 15 минут, в сельской местности 31,3 минуты.
Одной из основных причин негативной динамики является то, что места дислокации пожарных депо не отвечают нормативным требованиям, а существовавшая ранее достаточно боеспособная система сельского пожаротушения, основу которой составляли добровольные противопожарные формирования сельхозпредприятий, постепенно разрушается.
Имеющиеся пожарные автомобили сельских противопожарных формирований выработали свой ресурс, их своевременный ремонт и обслуживание не проводятся из-за отсутствия ремонтной базы в государственном учреждении Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики».
Аналогичная ситуация с реагированием пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, которые влекут за собой пожары, а также мероприятия, связанные с деблокировкой пострадавших.
В условиях значительного увеличения транспортных потоков на участках автомобильных дорог крайне обостряется проблема обеспечения безопасных и комфортных условий для следования водителей транспорта и пассажиров, прежде всего на федеральной трассе «М-7 Волга» (протяженность федеральной трассы по территории Удмуртской Республики составляет 310 км). Неэффективное оказание экстренной технической, медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.
Доля лиц, погибших до принятия своевременных мер, составляет 55% от общего количества погибших. При этом оперативное реагирование профессиональных служб для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий составляет от 40 минут до 1,5 часов.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций, в целях придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит создать условия для обеспечения безопасности граждан, сохранения имущества, повышения эффективности системы предупреждения и тушения пожаров, оперативности реагирования, развития инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
- определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
- концентрации и планового распределения ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
- повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
- повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
- развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения пожаров, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики пожаров и снижения тяжести их последствий;
- координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности;
- реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, направленных на снижение количества пожаров с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате пожаров;
- оперативное реагирование пожарных подразделений на возникающие пожары и, как следствие, спасение людей и имущества на начальной стадии его развития.
III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения
Удмуртской Республики
На территории Удмуртской Республики сохраняется высокий уровень пожарной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий пожаров в сельской местности. При этом более половины населения республики проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой возникновения пожаров.
При этом готовность объектов защиты к оперативному реагированию не соответствует предъявляемым требованиям. Строительство объектов экономики и жилищно-бытовой инфраструктуры по темпам развития опережает развитие противопожарной службы, призванной обеспечивать защиту от пожаров. Как следствие, время оперативного реагирования увеличивает затраты на ликвидацию пожаров и в целом негативно отражается на экономике Удмуртской Республики.
Пожары наносят экономике Удмуртской Республики значительный социально-экономический ущерб. В истекшем 2009 году социально-экономические потери от пожаров в республике составили 2,5 млрд. рублей.
Если учесть, что потери от пожаров - это не только повреждение имущества, но и расходы на восстановление пострадавших объектов, недополученные доходы в обычных условиях функционирования объектов, затраты на возмещение вреда, нанесенного жизни и здоровью людей, то полные потери от пожаров во много раз превышают указанную сумму.
Программа призвана решить проблему обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе, оперативного реагирования на пожары и укрепления материально-технической базы пожарно-спасательных сил.
Определение стратегических направлений в решении проблем защиты населения и территории от пожаров является основной задачей для комплексной безопасности граждан и объектов экономики республики.
IV. Цели и задачи Программы
с указанием сроков и этапов ее реализации
Целью Программы является последовательное снижение пожаров, повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров, оперативное реагирование пожарно-спасательных служб на пожары, обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Основными задачами Программы являются:
- принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров;
- развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Удмуртской Республики как составляющей единой государственной системы предупреждения и ликвидации пожаров;
- совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования;
- совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации пожаров;
- комплексный подход в решении вопросов пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, в том числе обеспечение безопасного проживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке (сельские поселения);
- развитие и совершенствование материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений.
V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевыми индикаторами и показателями эффективности, позволяющими оценивать ход реализации Программы, будут являться данные, отраженные в приложении 1 к настоящей Программе.
VI. План мероприятий Программы
Реализация плана мероприятий Программы будет осуществляться в течение 5 лет (2011-2015 годы). План мероприятий Программы приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 101130,0 тыс. рублей, в том числе:
№ | Источники | Финансирование, тыс. рублей (в ценах текущих лет) | |||||
п/п | финансирования | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | 2015г. | Всего |
1. | Бюджет Удмуртской Республики | 15885,0 | 16850,0 | 17760,0 | 18650,0 | 19585,0 | 88730,0 |
2. | Иные источники в соответствии с законодательством | 2000,0 | 2000,0 | 2800,0 | 2800,0 | 2800,0 | 12400,0 |
Итого: | 17885,0 | 18850,0 | 20560,0 | 21450,0 | 22385,0 | 101130,0 |