Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2009 года № 378

Об утверждении республиканской целевой программы
«Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»

(с изменениями на 10 мая 2011 года)


_________________________________________________________________

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 5 апреля 2010 года № 106

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 17 мая 2010 года № 158

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 31 мая 2010 года № 179

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 года № 93

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139

_________________________________________________________________

В целях улучшения положения детей в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)».

2. Определить государственным заказчиком - координатором республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)» Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики и государственными заказчиками республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»:

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 13 июля 2009 года № 190 «О внесении изменения в республиканскую целевую программу «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)».

4. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики признать утратившей силу республиканскую целевую программу «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)», утверждённую постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 16 декабря 2008 года № 197-IV «О республиканской целевой программе «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)».


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич

     

Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 28 декабря 2009 года № 378


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ДЕТИ УДМУРТИИ» (2009-2012 ГОДЫ)»

     
I. Паспорт

республиканской целевой программы

«Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа
«Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)» (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы»;

- распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 08 сентября 2008 года № 833-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»

Государственный заказчик -координатор Программы

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

Государственные заказчики Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики

(в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

Разработчики Программы

- Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;

- Государственный Совет Удмуртской Республики;

- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

- Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

- Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

- Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики;

- Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;

- Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

- Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» (по согласованию);

- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» (по согласованию);

- Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив» (по согласованию)

Исполнители Программы

- Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; (в ред. постановления Правительства УР от 17 мая 2010 года № 158)

- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

- Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

- Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

- Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики;

- Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;

- Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

- Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (по согласованию);

- Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

- органы местного самоуправления в Удмуртской Республике на принципах софинансирования из местных бюджетов в соответствии с законодательством;

- учреждения, общественные организации, выполняющие государственный заказ в соответствии с заключённым контрактом (договором, соглашением) в соответствии с законодательством

Основные цели Программы

Создание благоприятных условий для защиты жизни и здоровья детей, их комплексного развития и обеспечения участия в общественной жизни в соответствии с международными и российскими стандартами

Основные задачи Программы (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

- Обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

- профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

- создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей, сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала Удмуртии;

- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции с обществом;

- обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищённости выпускников детских учреждений интернатного типа, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выравнивание возможностей детей разных социальных групп, то есть вне зависимости от их статуса, места жительства, места учёбы и т.д.

Целевые индикаторы Программы

- Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми);

- материнская смертность (на 100 000 родившихся живыми);

- смертность детей в возрасте от 1 до 4 лет (на 100 000 новорождённых соответствующего года рождения);

- удельный вес детей I и II групп здоровья в общем количестве учащихся общеобразовательных школ;

- первичная инвалидность детей (на 10 000 детского населения);

- уровень удовлетворённости семей с детьми качеством предоставляемых социальных услуг;

- доля семей с детьми, включённых в совместные социально значимые мероприятия, проводимые за счёт Программы;

- удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами;

- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве таких детей;

- удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов;

- удельный вес детей-инвалидов, включённых в совместные мероприятия со здоровыми сверстниками, в общем количестве детей-инвалидов;

- выявленные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на 1000 детского населения;

- количество кандидатов в опекуны, приёмные родители, патронатные воспитатели, подготовленных в рамках подпрограммы к приёму детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи;

- доля детей дошкольного возраста, включённых в инновационные образовательные технологии, от общего числа дошкольников;

- уровень удовлетворённости населения качеством общего образования;

- уровень успешности прохождения ЕГЭ;

- уровень удовлетворённости детей спектром предоставления дополнительных образовательных услуг;

- количество учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы допрофессиональной подготовки (профильного обучения);

- удельный вес школьников, охваченных различными формами гражданско-правового просвещения, от общего числа учащихся;

- доля одарённых детей, включённых в аналитическую систему республиканского информационно-аналитического банка данных семей с детьми до восемнадцатилетнего возраста;

- доля педагогов, подготовленных в рамках Программы для работы с одарёнными детьми, в общей численности педагогов, прошедших обучение, повысивших квалификацию;

- доля детей-инвалидов с сохранным интеллектом, включённых в инклюзивное образование;

- охват детей каникулярным отдыхом через организацию сводных отрядов от общего числа детей и подростков школьного возраста в Удмуртской Республике;

- уровень безнадзорности (на 1000 детей от 0 до 17 лет);

- удельный вес детей, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных детей;

- уровень подростковой преступности (на 1000 детей 14-17 лет)

Срок реализации Программы

Срок реализации Программы: с 1 января 2009 года до 31 декабря 2012 года

Перечень подпрограмм

Программа состоит из четырёх подпрограмм:

«Ребёнок и здоровье»;

«Ребёнок и семья»;

«Ребёнок и образование»;

«Ребёнок и свободное время»

Объёмы и источники финансирования Программы  (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

На реализацию мероприятий Программы планируется финансирование в размере 503876,22 тыс. рублей, в том числе:

- из бюджета Удмуртской Республики - 300526,22 тыс. рублей (в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям бюджетных средств на очередной финансовый год);

- средства Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 203350,0 тысяч рублей.

Сумма затрат по годам:

2009 год - 116 211,4 тыс. рублей;

2010 год - 110 156,82 тыс. рублей;

2011 год - 142 454,0 тыс. рублей;

2012 год - 135 054,0 тыс. рублей.

Объёмы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.    

Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

В результате реализации Программы к 2013 году ожидаются:

- снижение показателя младенческой смертности до 8,0 промилле (на 1000 родившихся живыми);

- снижение показателя материнской смертности до 19,0 случаев (на 100000 родившихся живыми);

- снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет (включительно) до 43,4 случаев (на 100000 новорождённых соответствующего года рождения);

- увеличение доли детей 1-й и 2-й групп здоровья от общего количества учащихся общеобразовательных школ до 74,4 процента;

- снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 17,7 случаев (на 10000 детей);

- рост уровня удовлетворённости семей с детьми качеством предоставления социальных услуг до 45,0 процентов;

- увеличение доли семей с детьми, включённых в совместные социально значимые мероприятия, проводимые за счёт средств Программы, до 25,0 процентов;

- увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов до 44,0 процентов;

- увеличение удельного веса детей-инвалидов, включённых в совместные мероприятия со здоровыми сверстниками, в общем количестве детей-инвалидов до 21,0 процента;

- увеличение удельного веса семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 25,8 процентов;

- снижение выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 4,4 промилле (на 1000 детского населения);

- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве таких детей до 72,0 процентов;

- увеличение кандидатов в опекуны, приёмные родители, патронатные воспитатели, подготовленных в рамках подпрограммы к приёму детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи, до 75 человек;

- увеличение доли детей дошкольного возраста, включенных в инновационные образовательные технологии, до 17% от общего числа дошкольников;

- рост уровня удовлетворённости населения качеством общего образования до 70 процентов;

- повышение уровня успешности прохождения ЕГЭ до 94,0 процентов;

- рост уровня удовлетворённости детей спектром предоставления дополнительных образовательных услуг до 50,0 процентов;

- увеличение количества учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы допрофессиональной подготовки (профильного обучения), до 18 единиц;

- увеличение удельного веса школьников, охваченных различными формами гражданско-правового просвещения, от общего числа учащихся до 25,0 процентов;

- увеличение доли одарённых детей, включённых в аналитическую систему республиканского информационно-аналитического банка данных семей с детьми до восемнадцатилетнего возраста, до 12,0 процентов;

- увеличение доли педагогов, подготовленных в рамках Программы для работы с одарёнными детьми, в общей численности педагогов, прошедших обучение, повысивших квалификацию, до 6,0 процентов;

- увеличение доли детей-инвалидов с сохранным интеллектом, включённых в систему инклюзивного образования, до 5,0 процентов;

- охват детей каникулярным отдыхом через организацию сводных отрядов до 9,0 процентов от общего числа детей и подростков школьного возраста в Удмуртской Республике;

- снижение уровня безнадзорности (на 1000 детей от 0 до 17 лет) до 1,565 промилле;

- увеличение удельного веса детей, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 50 процентов в общем количестве безнадзорных детей;

- снижение уровня подростковой преступности до 4,8 промилле (на 1000 детей 14-17 лет).

Социальная эффективность Программы:

- создание дополнительной правовой, организационной, информационной и материально-технической основы для инвестиций в детей - главного человеческого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие Удмуртской Республики;

- улучшение качественных показателей здоровья и социального положения детей;

- повышение качества и доступности социальных услуг для детей и семей с детьми;

- создание эффективной государственной системы социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства, обеспечивающей уменьшение безнадзорности, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних;

- выравнивание возможностей разных социальных групп детей и семей в получении образовательных, медицинских и социальных услуг;

- развитие государственно-общественного контроля за реализацией социальной политики в интересах детей.

Экономическая эффективность Программы - экономия части средств бюджета Удмуртской Республики:

а) за счёт снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Например, сокращение затрат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа, на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, затраты на содержание несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики; улучшение состояния здоровья детей, снижение детской смертности, снижение детской инвалидности и соответственно сокращение выплат пособий по временной нетрудоспособности и предоставлении возможности матерям работать; увеличение численности трудоспособного населения, возвращенного к нормальной трудовой жизни; совершенствование адресной социальной помощи; привлечение общественного ресурса, внебюджетных источников и средств Федеральной целевой программы «Дети России»;

б) за счёт сохранения и увеличения численности трудоспособного населения можно рассчитывать на соответствующее увеличение ряда микро- и макроэкономических показателей: объём валового регионального продукта, объёмы производства, работ и услуг, объём инвестиций.

Бюджетная эффективность - снижение затрат бюджета Удмуртской Республики будет достигнуто за счёт:

а) предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорождённых и соответствующих профилактических мероприятий;

б) уменьшения количества детей школьного возраста, получающих инвалидность;

в) уменьшения количества детей школьного возраста 3-й и 4-й групп здоровья;

г) увеличения количества детей школьного возраста 1-й и 2-й групп здоровья;

д) увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан;

е) привлечения дополнительных средств для реализации способностей, таланта, одарённости детей на мероприятиях международного, всероссийского или окружного уровня;

ж) уменьшения количества подростков, направляемых в социально-реабилитационные или исправительные учреждения.


Список сокращений, используемых в Программе

1. Аналитическое бюро - Государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодёжи «Аналитическое бюро».

2. АПиП - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики.

3. Бюджет УР - бюджет Удмуртской Республики.

4. ГУЗ РДКБ - Государственное учреждение здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

5. ГУЗ 1 РКБ - Государственное учреждение здравоохранения «Первая Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

6. ГУЗ РКДЦ - Государственное учреждение здравоохранения «Республиканский клинико-диагностический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

7. ДОУ - дошкольные образовательные учреждения.

8. ДОД «Юность» - Детское общественное движение «Юность» *1.

9. ЕГЭ - Единый государственный экзамен.

10. ИГМА - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» *1.

11. МДМ - Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики.

12. МЗ - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.

13. МК - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.

14. МОиН - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

15. МПРиООС - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

16. МСЗН - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

17. МСХиП - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

18. МФС - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики.

19. ОМСУ - органы местного само-управления в Удмуртской Республике *1.

20. ОО - общественные организации *1.

21. УдГУ - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» *1.

22. УГСЗН - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

23. УТФОМС - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования *1.

24. УФСИН - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмурт-ской Республике (по согласованию) *1.

25. Центр дополнительного образования детей - Государственное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования детей».

26. Центр молодёжного и детского движения - Государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодёжи «Республиканский центр развития молодёжного и детского движения».

27. КДСиДП - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики. (в ред. постановления Правительства УР от 17 мая 2010 года № 158)

_____

*1 Участие органов, учреждений и организаций в реализации Программы в качестве исполнителей мероприятий подпрограмм согласовано с государственными заказчиками подпрограмм.


II. Характеристика проблемы, на решение которой
 направлена Программа

Республиканская целевая программа «Дети Удмуртии» (2004-2008 годы) (далее - Программа 2004-2008), направленная на улучшение положения детей в Удмуртской Республике, на начало 2008 года имела следующие результаты своей реализации:

- снижение младенческой смертности (с 12,1 на 1000 родившихся живыми в 2004 году до 7,95 на 1000 родившихся живыми в 2007 году);

- снижение материнской смертности (с 21,8 на 100 тыс. родившихся живыми в 2004 году до 20,3 на 100 тыс. родившихся живыми в 2007 году);

- снижение смертности детей в возрасте от 0 до 14 лет от управляемых причин, в том числе от заболеваний органов дыхания (с 14,1 на 100 тысяч детского населения в 2004 году до 9,4 - в 2007 году);

- увеличение количества семей с детьми-инвалидами и детей-инвалидов, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями: за 2004-2007 годы на средства Программы (2004-2008 годы) оказана материальная помощь 3163 детям-инвалидам (100% от нуждающихся), оздоровлено 154 ребёнка-инвалида (от 14 до 16% от нуждающихся), проведены трудовые пробы, обучены народным промыслам 770 детей-инвалидов;

- снижение количества выявленных безнадзорных: в 2004 году - 1622 подростка, в 2005 году - 1205 подростков (-25,7% к предыдущему периоду); в 2006 году - 1129 подростков (-6,3%); в 2007 году - 823 подростка (-27,1%);

- уменьшение количества преступлений, совершённых несовершеннолетними: в 2004 году - 1888 подростковых преступлений, в 2005 году - 1711 (-9,8%), в 2006 году - 1748 (+2,2%); в 2007 году - 1684 преступления (-3,5%);

- уменьшение количества административных правонарушений, совершённых несовершеннолетними: в 2004 году - 6353 административных проступка, в 2005 году - 5944 подростковых проступка (-6,4%), в 2006 году - 6279 административных правонарушений (+5,6%), в 2007 году - 5790 (-7,8%).

В рамках Программы 2004-2008 за четыре года реализации более 4000 детей из Удмуртии приняли участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях научного, творческого, спортивного и иного характера, заняв в абсолютном большинстве первые и призовые места, развивая свои таланты и одарённость. Тем самым за счёт программных средств доля участия детей из республики увеличилась на 40-45%.

Реализация Программы 2004-2008 позволила укрепить материально-техническую базу 63 учреждений родовспоможения и детства (100%), 6 детских домов (100%), 10 школ-интернатов (40%), 5 учреждений социального обслуживания (100%), 34 учреждений социальной помощи семье и детям (97%), образовательных учреждений 25 сельских районов республики (100%), 1 воспитательной колонии (100%).

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остаётся много проблем, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе программно-целевым методом.

Продолжается расширение спектра рисков и угроз в отношении детей и семей с детьми, обусловленных процессами глобализации, ухудшением экологической ситуации, опасностями терроризма, негативным информационным пространством и другими процессами. Существующее расслоение населения, диспропорция социально-экономического развития территорий, правовой нигилизм населения, слабость гражданского общества усугубляют неравенство доступа детского населения и семьи к социальным услугам.

Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние здоровья детей всех возрастных групп. Каждый третий ребёнок имеет отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Удмуртской Республике, с недостаточным качеством систем медицинского обслуживания и сопровождения, говорит о необходимости их решения программно-целевым методом.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Недоработка механизмов и процедур устройства детей в замещающие семьи, в том числе неподготовленность кадров, отсутствие служб сопровождения таких семей, не позволила эффективно развивать такие формы устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приёмная семья, патронатное воспитание.

В настоящее время сохраняется тенденция снижения детской инвалидности (на 1 января 2006 года - 5977 детей-инвалидов, на 1 января 2007 года - 5467 детей-инвалидов, на 1 января 2008 года - 5203 ребёнка-инвалида). Вместе с тем, учитывая, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семьях, требуется совершенствование технологий взаимодействия специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями с родителями, применение инновационных форм и методов безболезненной интеграции детей-инвалидов с обществом здоровых детей, развитие форм инклюзивного образования, формирование толерантного отношения детского и взрослого сообщества к людям с ограниченными возможностями, развитие инфраструктуры территорий, доброжелательной к данной категории детей. При формировании и проведении программных мероприятий следует руководствоваться Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96) и Конвенцией ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (резолюция 61/106), подписанная Российской Федерацией 5 августа 2008 года (распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов»).

Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, включая создание региональной системы выявления и сопровождения одарённости с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одарённому ребёнку, создание педагогических, информационных и иных сред, адекватно отражающих возможности развития детской одарённости, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учётом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребёнка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно. Поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности, но и на совершенствование её деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие ювенальных подходов и технологий в профилактике детского и семейного неблагополучия.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий Программы 2004-2008 и наличие нерешённых проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.

При этом невозможность комплексного решения проблем детства и семейного неблагополучия без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:

- многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;

- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, связанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;

- необходимостью выполнения в рамках единой Программы крупных по объёму и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и инновационных проектов;

- узковедомственной позицией исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, не учитывающей потребности и интересы более широкого круга детей и семей.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»