ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2009 года № 378
Об утверждении республиканской целевой программы
«Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»
(с изменениями на 10 мая 2011 года)
_________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 5 апреля 2010 года № 106
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 17 мая 2010 года № 158
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 31 мая 2010 года № 179
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 11 апреля 2011 года № 93
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139
_________________________________________________________________
В целях улучшения положения детей в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)».
2. Определить государственным заказчиком - координатором республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)» Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики и государственными заказчиками республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»:
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 13 июля 2009 года № 190 «О внесении изменения в республиканскую целевую программу «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)».
4. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики признать утратившей силу республиканскую целевую программу «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)», утверждённую постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 16 декабря 2008 года № 197-IV «О республиканской целевой программе «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)».
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 28 декабря 2009 года № 378
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТИ УДМУРТИИ» (2009-2012 ГОДЫ)»
I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа |
Основания для разработки Программы | - Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы»; - распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 08 сентября 2008 года № 833-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)» |
Государственный заказчик -координатор Программы | Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139) |
Государственные заказчики Программы | Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139) |
Разработчики Программы | - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики; - Государственный Совет Удмуртской Республики; - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; - Министерство образования и науки Удмуртской Республики; - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; - Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики; - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики; - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию); - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» (по согласованию); - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» (по согласованию); - Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив» (по согласованию) |
Исполнители Программы | - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; (в ред. постановления Правительства УР от 17 мая 2010 года № 158) - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; - Министерство образования и науки Удмуртской Республики; - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики; - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; - Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики; - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики; - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (по согласованию); - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию); - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике на принципах софинансирования из местных бюджетов в соответствии с законодательством; - учреждения, общественные организации, выполняющие государственный заказ в соответствии с заключённым контрактом (договором, соглашением) в соответствии с законодательством |
Основные цели Программы | Создание благоприятных условий для защиты жизни и здоровья детей, их комплексного развития и обеспечения участия в общественной жизни в соответствии с международными и российскими стандартами |
Основные задачи Программы (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139) | - Обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; - профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; - создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей, сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала Удмуртии; - профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; - совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции с обществом; - обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищённости выпускников детских учреждений интернатного типа, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - выравнивание возможностей детей разных социальных групп, то есть вне зависимости от их статуса, места жительства, места учёбы и т.д. |
Целевые индикаторы Программы | - Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми); - материнская смертность (на 100 000 родившихся живыми); - смертность детей в возрасте от 1 до 4 лет (на 100 000 новорождённых соответствующего года рождения); - удельный вес детей I и II групп здоровья в общем количестве учащихся общеобразовательных школ; - первичная инвалидность детей (на 10 000 детского населения); - уровень удовлетворённости семей с детьми качеством предоставляемых социальных услуг; - доля семей с детьми, включённых в совместные социально значимые мероприятия, проводимые за счёт Программы; - удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами; - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве таких детей; - удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов; - удельный вес детей-инвалидов, включённых в совместные мероприятия со здоровыми сверстниками, в общем количестве детей-инвалидов; - выявленные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на 1000 детского населения; - количество кандидатов в опекуны, приёмные родители, патронатные воспитатели, подготовленных в рамках подпрограммы к приёму детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи; - доля детей дошкольного возраста, включённых в инновационные образовательные технологии, от общего числа дошкольников; - уровень удовлетворённости населения качеством общего образования; - уровень успешности прохождения ЕГЭ; - уровень удовлетворённости детей спектром предоставления дополнительных образовательных услуг; - количество учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы допрофессиональной подготовки (профильного обучения); - удельный вес школьников, охваченных различными формами гражданско-правового просвещения, от общего числа учащихся; - доля одарённых детей, включённых в аналитическую систему республиканского информационно-аналитического банка данных семей с детьми до восемнадцатилетнего возраста; - доля педагогов, подготовленных в рамках Программы для работы с одарёнными детьми, в общей численности педагогов, прошедших обучение, повысивших квалификацию; - доля детей-инвалидов с сохранным интеллектом, включённых в инклюзивное образование; - охват детей каникулярным отдыхом через организацию сводных отрядов от общего числа детей и подростков школьного возраста в Удмуртской Республике; - уровень безнадзорности (на 1000 детей от 0 до 17 лет); - удельный вес детей, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных детей; - уровень подростковой преступности (на 1000 детей 14-17 лет) |
Срок реализации Программы | Срок реализации Программы: с 1 января 2009 года до 31 декабря 2012 года |
Перечень подпрограмм | Программа состоит из четырёх подпрограмм: «Ребёнок и здоровье»; «Ребёнок и семья»; «Ребёнок и образование»; «Ребёнок и свободное время» |
Объёмы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139) | На реализацию мероприятий Программы планируется финансирование в размере 503876,22 тыс. рублей, в том числе: - из бюджета Удмуртской Республики - 300526,22 тыс. рублей (в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям бюджетных средств на очередной финансовый год); - средства Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 203350,0 тысяч рублей. Сумма затрат по годам: 2009 год - 116 211,4 тыс. рублей; 2010 год - 110 156,82 тыс. рублей; 2011 год - 142 454,0 тыс. рублей; 2012 год - 135 054,0 тыс. рублей. Объёмы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | В результате реализации Программы к 2013 году ожидаются: - снижение показателя младенческой смертности до 8,0 промилле (на 1000 родившихся живыми); - снижение показателя материнской смертности до 19,0 случаев (на 100000 родившихся живыми); - снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет (включительно) до 43,4 случаев (на 100000 новорождённых соответствующего года рождения); - увеличение доли детей 1-й и 2-й групп здоровья от общего количества учащихся общеобразовательных школ до 74,4 процента; - снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 17,7 случаев (на 10000 детей); - рост уровня удовлетворённости семей с детьми качеством предоставления социальных услуг до 45,0 процентов; - увеличение доли семей с детьми, включённых в совместные социально значимые мероприятия, проводимые за счёт средств Программы, до 25,0 процентов; - увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов до 44,0 процентов; - увеличение удельного веса детей-инвалидов, включённых в совместные мероприятия со здоровыми сверстниками, в общем количестве детей-инвалидов до 21,0 процента; - увеличение удельного веса семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 25,8 процентов; - снижение выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 4,4 промилле (на 1000 детского населения); - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве таких детей до 72,0 процентов; - увеличение кандидатов в опекуны, приёмные родители, патронатные воспитатели, подготовленных в рамках подпрограммы к приёму детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи, до 75 человек; - увеличение доли детей дошкольного возраста, включенных в инновационные образовательные технологии, до 17% от общего числа дошкольников; - рост уровня удовлетворённости населения качеством общего образования до 70 процентов; - повышение уровня успешности прохождения ЕГЭ до 94,0 процентов; - рост уровня удовлетворённости детей спектром предоставления дополнительных образовательных услуг до 50,0 процентов; - увеличение количества учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы допрофессиональной подготовки (профильного обучения), до 18 единиц; - увеличение удельного веса школьников, охваченных различными формами гражданско-правового просвещения, от общего числа учащихся до 25,0 процентов; - увеличение доли одарённых детей, включённых в аналитическую систему республиканского информационно-аналитического банка данных семей с детьми до восемнадцатилетнего возраста, до 12,0 процентов; - увеличение доли педагогов, подготовленных в рамках Программы для работы с одарёнными детьми, в общей численности педагогов, прошедших обучение, повысивших квалификацию, до 6,0 процентов; - увеличение доли детей-инвалидов с сохранным интеллектом, включённых в систему инклюзивного образования, до 5,0 процентов; - охват детей каникулярным отдыхом через организацию сводных отрядов до 9,0 процентов от общего числа детей и подростков школьного возраста в Удмуртской Республике; - снижение уровня безнадзорности (на 1000 детей от 0 до 17 лет) до 1,565 промилле; - увеличение удельного веса детей, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 50 процентов в общем количестве безнадзорных детей; - снижение уровня подростковой преступности до 4,8 промилле (на 1000 детей 14-17 лет). Социальная эффективность Программы: - создание дополнительной правовой, организационной, информационной и материально-технической основы для инвестиций в детей - главного человеческого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие Удмуртской Республики; - улучшение качественных показателей здоровья и социального положения детей; - повышение качества и доступности социальных услуг для детей и семей с детьми; - создание эффективной государственной системы социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства, обеспечивающей уменьшение безнадзорности, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних; - выравнивание возможностей разных социальных групп детей и семей в получении образовательных, медицинских и социальных услуг; - развитие государственно-общественного контроля за реализацией социальной политики в интересах детей. Экономическая эффективность Программы - экономия части средств бюджета Удмуртской Республики: а) за счёт снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Например, сокращение затрат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа, на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, затраты на содержание несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики; улучшение состояния здоровья детей, снижение детской смертности, снижение детской инвалидности и соответственно сокращение выплат пособий по временной нетрудоспособности и предоставлении возможности матерям работать; увеличение численности трудоспособного населения, возвращенного к нормальной трудовой жизни; совершенствование адресной социальной помощи; привлечение общественного ресурса, внебюджетных источников и средств Федеральной целевой программы «Дети России»; б) за счёт сохранения и увеличения численности трудоспособного населения можно рассчитывать на соответствующее увеличение ряда микро- и макроэкономических показателей: объём валового регионального продукта, объёмы производства, работ и услуг, объём инвестиций. Бюджетная эффективность - снижение затрат бюджета Удмуртской Республики будет достигнуто за счёт: а) предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорождённых и соответствующих профилактических мероприятий; б) уменьшения количества детей школьного возраста, получающих инвалидность; в) уменьшения количества детей школьного возраста 3-й и 4-й групп здоровья; г) увеличения количества детей школьного возраста 1-й и 2-й групп здоровья; д) увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан; е) привлечения дополнительных средств для реализации способностей, таланта, одарённости детей на мероприятиях международного, всероссийского или окружного уровня; ж) уменьшения количества подростков, направляемых в социально-реабилитационные или исправительные учреждения. |
Список сокращений, используемых в Программе
1. Аналитическое бюро - Государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодёжи «Аналитическое бюро».
2. АПиП - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики.
3. Бюджет УР - бюджет Удмуртской Республики.
4. ГУЗ РДКБ - Государственное учреждение здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
5. ГУЗ 1 РКБ - Государственное учреждение здравоохранения «Первая Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
6. ГУЗ РКДЦ - Государственное учреждение здравоохранения «Республиканский клинико-диагностический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
7. ДОУ - дошкольные образовательные учреждения.
8. ДОД «Юность» - Детское общественное движение «Юность» *1.
9. ЕГЭ - Единый государственный экзамен.
10. ИГМА - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» *1.
11. МДМ - Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики.
12. МЗ - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
13. МК - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
14. МОиН - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
15. МПРиООС - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
16. МСЗН - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
17. МСХиП - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
18. МФС - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики.
19. ОМСУ - органы местного само-управления в Удмуртской Республике *1.
20. ОО - общественные организации *1.
21. УдГУ - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» *1.
22. УГСЗН - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.
23. УТФОМС - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования *1.
24. УФСИН - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмурт-ской Республике (по согласованию) *1.
25. Центр дополнительного образования детей - Государственное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования детей».
26. Центр молодёжного и детского движения - Государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодёжи «Республиканский центр развития молодёжного и детского движения».
27. КДСиДП - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики. (в ред. постановления Правительства УР от 17 мая 2010 года № 158)
_____
*1 Участие органов, учреждений и организаций в реализации Программы в качестве исполнителей мероприятий подпрограмм согласовано с государственными заказчиками подпрограмм.
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Республиканская целевая программа «Дети Удмуртии» (2004-2008 годы) (далее - Программа 2004-2008), направленная на улучшение положения детей в Удмуртской Республике, на начало 2008 года имела следующие результаты своей реализации:
- снижение младенческой смертности (с 12,1 на 1000 родившихся живыми в 2004 году до 7,95 на 1000 родившихся живыми в 2007 году);
- снижение материнской смертности (с 21,8 на 100 тыс. родившихся живыми в 2004 году до 20,3 на 100 тыс. родившихся живыми в 2007 году);
- снижение смертности детей в возрасте от 0 до 14 лет от управляемых причин, в том числе от заболеваний органов дыхания (с 14,1 на 100 тысяч детского населения в 2004 году до 9,4 - в 2007 году);
- увеличение количества семей с детьми-инвалидами и детей-инвалидов, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями: за 2004-2007 годы на средства Программы (2004-2008 годы) оказана материальная помощь 3163 детям-инвалидам (100% от нуждающихся), оздоровлено 154 ребёнка-инвалида (от 14 до 16% от нуждающихся), проведены трудовые пробы, обучены народным промыслам 770 детей-инвалидов;
- снижение количества выявленных безнадзорных: в 2004 году - 1622 подростка, в 2005 году - 1205 подростков (-25,7% к предыдущему периоду); в 2006 году - 1129 подростков (-6,3%); в 2007 году - 823 подростка (-27,1%);
- уменьшение количества преступлений, совершённых несовершеннолетними: в 2004 году - 1888 подростковых преступлений, в 2005 году - 1711 (-9,8%), в 2006 году - 1748 (+2,2%); в 2007 году - 1684 преступления (-3,5%);
- уменьшение количества административных правонарушений, совершённых несовершеннолетними: в 2004 году - 6353 административных проступка, в 2005 году - 5944 подростковых проступка (-6,4%), в 2006 году - 6279 административных правонарушений (+5,6%), в 2007 году - 5790 (-7,8%).
В рамках Программы 2004-2008 за четыре года реализации более 4000 детей из Удмуртии приняли участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях научного, творческого, спортивного и иного характера, заняв в абсолютном большинстве первые и призовые места, развивая свои таланты и одарённость. Тем самым за счёт программных средств доля участия детей из республики увеличилась на 40-45%.
Реализация Программы 2004-2008 позволила укрепить материально-техническую базу 63 учреждений родовспоможения и детства (100%), 6 детских домов (100%), 10 школ-интернатов (40%), 5 учреждений социального обслуживания (100%), 34 учреждений социальной помощи семье и детям (97%), образовательных учреждений 25 сельских районов республики (100%), 1 воспитательной колонии (100%).
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остаётся много проблем, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе программно-целевым методом.
Продолжается расширение спектра рисков и угроз в отношении детей и семей с детьми, обусловленных процессами глобализации, ухудшением экологической ситуации, опасностями терроризма, негативным информационным пространством и другими процессами. Существующее расслоение населения, диспропорция социально-экономического развития территорий, правовой нигилизм населения, слабость гражданского общества усугубляют неравенство доступа детского населения и семьи к социальным услугам.
Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние здоровья детей всех возрастных групп. Каждый третий ребёнок имеет отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Удмуртской Республике, с недостаточным качеством систем медицинского обслуживания и сопровождения, говорит о необходимости их решения программно-целевым методом.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Недоработка механизмов и процедур устройства детей в замещающие семьи, в том числе неподготовленность кадров, отсутствие служб сопровождения таких семей, не позволила эффективно развивать такие формы устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приёмная семья, патронатное воспитание.
В настоящее время сохраняется тенденция снижения детской инвалидности (на 1 января 2006 года - 5977 детей-инвалидов, на 1 января 2007 года - 5467 детей-инвалидов, на 1 января 2008 года - 5203 ребёнка-инвалида). Вместе с тем, учитывая, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семьях, требуется совершенствование технологий взаимодействия специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями с родителями, применение инновационных форм и методов безболезненной интеграции детей-инвалидов с обществом здоровых детей, развитие форм инклюзивного образования, формирование толерантного отношения детского и взрослого сообщества к людям с ограниченными возможностями, развитие инфраструктуры территорий, доброжелательной к данной категории детей. При формировании и проведении программных мероприятий следует руководствоваться Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96) и Конвенцией ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (резолюция 61/106), подписанная Российской Федерацией 5 августа 2008 года (распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов»).
Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, включая создание региональной системы выявления и сопровождения одарённости с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одарённому ребёнку, создание педагогических, информационных и иных сред, адекватно отражающих возможности развития детской одарённости, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учётом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребёнка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно. Поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности, но и на совершенствование её деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие ювенальных подходов и технологий в профилактике детского и семейного неблагополучия.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий Программы 2004-2008 и наличие нерешённых проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
При этом невозможность комплексного решения проблем детства и семейного неблагополучия без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:
- многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;
- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, связанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;
- необходимостью выполнения в рамках единой Программы крупных по объёму и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и инновационных проектов;
- узковедомственной позицией исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, не учитывающей потребности и интересы более широкого круга детей и семей.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать: