Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2008 года N 197-IV

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ УДМУРТИИ" (2009 - 2012 ГОДЫ)"

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 13.07.2009 N 190)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 16.02.2010 N 384-IV.
____________________________________________________________________

Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по УР 12 января 2009 года N RU18000200800450


Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Дети Удмуртии" (2009 - 2012 годы)" (прилагается).

2. Определить государственными заказчиками Республиканской целевой программы "Дети Удмуртии" (2009 - 2012 годы)" Правительство Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.В.СОЛОВЬЕВ


Приложение
к постановлению
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 16 декабря 2008 года N 197-IV

     

 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ УДМУРТИИ" (2009 - 2012 ГОДЫ)"

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 13.07.2009 N 190)

I. Паспорт Республиканской целевой программы "Дети Удмуртии" (2009 - 2012 годы)"

Наименование
Программы       

Республиканская целевая программа "Дети Удмуртии"
(2009 - 2012 годы)" (далее - Программа)                 

Основания
для разработки
Программы       

Постановление Правительства Российской Федерации
от 21.03.2007 N 172 "О Федеральной целевой программе
"Дети России"
на 2007 - 2010 годы";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики
от 08.09.2008 N 833-р "О разработке проекта
Республиканской целевой программы "Дети Удмуртии"
(2009 - 2012 годы)"                                     

Государственные
заказчики
Программы       

Правительство Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство социальной защиты населения Удмуртской
Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Государственный комитет Удмуртской Республики по делам
молодежи                                                

Разработчики
Программы       

Администрация Президента и Правительства Удмуртской
Республики;
Государственный Совет Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство социальной защиты населения Удмуртской
Республики;
Министерство печати и информации Удмуртской Республики;
Министерство культуры Удмуртской Республики;
Государственный комитет Удмуртской Республики по делам
молодежи;
Государственный комитет Удмуртской Республики
по физической культуре и спорту;
Управление государственной службы занятости населения
Удмуртской Республики;
государственное некоммерческое финансово-кредитное
учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного
медицинского страхования (по согласованию);
государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Удмуртский
государственный университет" (по согласованию);
государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Ижевская государственная
медицинская академия" (по согласованию);
Ижевская городская общественная организация "Центр
социальных и образовательных инициатив"
(по согласованию)                                       

Исполнители
Программы       

Администрация Президента и Правительства Удмуртской
Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство социальной защиты населения Удмуртской
Республики;
Министерство печати и информации Удмуртской Республики;
Министерство культуры Удмуртской Республики;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей
среды Удмуртской Республики;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Удмуртской Республики;
Государственный комитет Удмуртской Республики по труду;
Государственный комитет Удмуртской Республики по делам
молодежи;
Государственный комитет Удмуртской Республики
по физической культуре и спорту;
Управление государственной службы занятости населения
Удмуртской Республики;
Управление Федеральной службы исполнения наказаний
по Удмуртской Республике (по согласованию);
государственное некоммерческое финансово-кредитное
учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного
медицинского страхования (по согласованию);
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике
на принципах софинансирования из местных бюджетов
в соответствии с законодательством;
учреждения, общественные организации, выполняющие
государственный заказ в соответствии с заключенным
контрактом (договором, соглашением) в соответствии
с законодательством                                     

Основные цели
Программы       

Создание благоприятных условий для защиты жизни
и здоровья детей, их комплексного развития и обеспечения
участия в общественной жизни в соответствии
с международными и российскими стандартами              

Основные задачи
Программы       

Обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых
детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе
репродуктивного здоровья;
профилактика и снижение детской и подростковой
заболеваемости, инвалидности и смертности;
создание государственной системы выявления, развития
и адресной поддержки одаренных детей, сохранение
и развитие интеллектуального и творческого потенциала
Удмуртии;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми,
защита прав и интересов детей;
совершенствование системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
проведение эффективной реабилитации и адаптации детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение полноценной жизнедеятельности
детей-инвалидов и их интеграции с обществом;
профилактика социального сиротства, постепенный переход
от воспитания детей в учреждениях интернатного типа
к семейным формам устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
обеспечение профессиональной подготовки и социальной
защищенности выпускников детских учреждений интернатного
типа, развитие системы социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
выравнивание возможностей детей разных социальных групп,
то есть вне зависимости от их статуса, места жительства,
места учебы и т.д.                                      

Целевые
индикаторы
Программы       

Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми);
материнская смертность (на 100000 родившихся живыми);
смертность детей в возрасте от 1 до 4 лет (на 100000
новорожденных соответствующего года рождения);
удельный вес детей I и II группы здоровья в общем
количестве учащихся общеобразовательных школ;
первичная инвалидность детей (на 10000 детского
населения);
уровень удовлетворенности семей качеством
предоставляемых социальных услуг;
доля семей с детьми, включенных в совместные социально
значимые мероприятия, проводимые за счет подпрограммы;
удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших
услуги в специализированных учреждениях для детей
с ограниченными возможностями, в общем количестве
нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами;
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, переданных на воспитание в семьи граждан,
в общем количестве таких детей;
удельный вес детей-инвалидов, получивших
реабилитационные услуги в специализированных учреждениях
для детей с ограниченными возможностями, в общем
количестве детей-инвалидов;
удельный вес детей-инвалидов, включенных в совместные
мероприятия со здоровыми сверстниками, в общем
количестве детей-инвалидов;
выявленные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, на 1000 детского населения;
количество кандидатов в опекуны, приемные родители,
патронатные воспитатели, подготовленных в рамках
подпрограммы к приему детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в свои семьи;
доля детей дошкольного возраста, включенных
в инновационные образовательные технологии, от общего
числа дошкольников;
уровень удовлетворенности родителей качеством
предоставления образовательных услуг;
доля учащихся, справившихся с ЕГЭ (на "3", "4" и "5"),
от общего числа детей, участвовавших в государственной
(итоговой) аттестации;
качество знаний учащихся по всем предметам ЕГЭ;
уровень удовлетворенности детей спектром предоставления
дополнительных образовательных услуг;
количество учреждений дополнительного образования детей,
реализующих программы допрофессиональной подготовки
(профильного обучения);
удельный вес школьников, охваченных различными формами
гражданско-правового просвещения, от общего числа
учащихся;
доля одаренных детей, включенных в аналитическую систему
республиканского информационно-аналитического банка
данных семей с детьми до восемнадцатилетнего возраста;
доля педагогов, подготовленных в рамках подпрограммы
для работы с одаренными детьми, в общей численности
педагогов, прошедших обучение, повысивших квалификацию;
доля детей-инвалидов с сохранным интеллектом, включенных
в инклюзивное образование;
охват детей каникулярным отдыхом действием Программы
от общего числа отдохнувших по другим программам
(проектам, источникам);
количество несовершеннолетних, обеспеченных временной
занятостью средствами Программы;
уровень безнадзорности (на 1000 детей от 0 до 17 лет);
удельный вес детей, получивших реабилитационные услуги
в специализированных учреждениях для несовершеннолетних,
в общем количестве безнадзорных детей;
количество детей (командных составов) - участников
международных, всероссийских, окружных соревнований,
конкурсов и других мероприятий, проведенных в рамках
Программы                                               

Срок реализации
Программы       

Срок реализации Программы: с 1 января 2009 года
до 31 декабря 2012 года                                 

Перечень
подпрограмм     

Программа состоит из четырех подпрограмм:
"Ребенок и здоровье",
"Ребенок и семья",
"Ребенок и образование",
"Ребенок и свободное время"                             

Объемы
и источники
финансирования
Программы       

На реализацию мероприятий Программы планируется
финансирование в размере 599650,0 тыс. рублей, в том
числе:
- из бюджета Удмуртской Республики - 396,300 тыс.
рублей;
- иные источники финансирования в соответствии
с законодательством - 203350,0 тысячи рублей.
Сумма затрат по годам:
2009 год - 143800,0 тыс. рублей;
2010 год - 148336,0 тыс. рублей;
2011 год - 153877,0 тыс. рублей;
2012 год - 153637,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные настоящей
Программой, носят ориентировочный характер и подлежат
ежегодной корректировке в соответствии с законом
Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики
на очередной финансовый год (очередной финансовый год
и плановый период), законом Удмуртской Республики
о бюджете Удмуртского территориального фонда
обязательного медицинского страхования на очередной
финансовый год, федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год (очередной
финансовый год и плановый период)                       

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
и показатели
социально-
экономической
эффективности   

В результате реализации Программы к 2013 году ожидается:
снижение показателя младенческой смертности до 8,0
промилле (на 1000 родившихся живыми);
снижение показателя материнской смертности до 19,0
случаев (на 100000 родившихся живыми);
снижение показателя смертности детей в возрасте
от 1 до 4 лет (включительно) до 43,4 случая (на 100000
новорожденных соответствующего года рождения);
увеличение доли детей 1-й и 2-й групп здоровья от общего
количества учащихся общеобразовательных школ до 74,4
процента;
снижение показателя первичного выхода на инвалидность
детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 17,7
случая (на 10000 детей);
рост уровня удовлетворенности семей с детьми качеством
предоставления социальных услуг до 45,0 процента;
увеличение доли семей с детьми, включенных в совместные
социально значимые мероприятия, проводимые за счет
средств Программы, до 25 процентов;
увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших
реабилитационные услуги в специализированных учреждениях
для детей с ограниченными возможностями, в общем
количестве детей-инвалидов до 44 процентов;
увеличение удельного веса детей-инвалидов, включенных
в совместные мероприятия со здоровыми сверстниками,
в общем количестве детей-инвалидов до 21 процента;
увеличение удельного веса семей с детьми-инвалидами,
получивших услуги в специализированных учреждениях для
детей с ограниченными возможностями, в общем количестве
нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 25,8
процента;
снижение выявленных детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, до 4,4 промилле (на 1000
детского населения);
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, переданных на воспитание
в семьи граждан, в общем количестве таких детей
до 72 процентов;
увеличение кандидатов в опекуны, приемные родители,
патронатные воспитатели, подготовленных в рамках
подпрограммы к приему детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в свои семьи, до 75 человек;
увеличение доли детей дошкольного возраста, включенных
в инновационные образовательные технологии, до 25
процентов от общего числа дошкольников;
рост уровня удовлетворенности родителей качеством
предоставления образовательных услуг до 75 процентов;
повышение качества знаний учащихся по всем предметам ЕГЭ
до 65 процентов;
увеличение доли учащихся, справившихся с ЕГЭ (на "3",
"4", "5"), от общего числа детей, участвовавших
в государственной (итоговой) аттестации,
до 94 процентов;
повышение качества знаний учащихся по всем предметам ЕГЭ
до 65 процентов;
рост уровня удовлетворенности детей спектром
предоставления дополнительных образовательных услуг
до 60 процентов;
увеличение количества учреждений дополнительного
образования детей, реализующих программы
допрофессиональной подготовки (профильного обучения),
до 22 единиц;
увеличение удельного веса школьников, охваченных
различными формами гражданско-правового просвещения,
от общего числа учащихся до 30 процентов;
увеличение доли одаренных детей, включенных
в аналитическую систему республиканского информационно-
аналитического банка данных семей с детьми
до восемнадцатилетнего возраста, до 12 процентов;
увеличение доли педагогов, подготовленных в рамках
Программы для работы с одаренными детьми, в общей
численности педагогов, прошедших обучение, повысивших
квалификацию, до 7 процентов;
увеличение доли детей-инвалидов с сохраненным
интеллектом, включенных в систему инклюзивного
образования, до 15 процентов;
охват детей каникулярным отдыхом в рамках Программы
от общего числа отдохнувших по другим программам
(проектам, источникам) до 11 процентов;
обеспечение временной занятостью средствами Программы
до 2200 несовершеннолетних от 14 до 18 лет;
снижение уровня безнадзорности до 0,33 промилле (на 1000
детей от 0 до 17 лет);
увеличение удельного веса детей, получивших
реабилитационные услуги в специализированных учреждениях
для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных
детей до 50 процентов;
снижение уровня подростковой преступности до 12,0
промилле (на 1000 детей 14 - 17 лет).
Социальная эффективность Программы:
создание дополнительной правовой, организационной,
информационной и материально-технической основы для
инвестиций в детей - главный человеческий ресурс,
обеспечивающий устойчивое развитие Удмуртской
Республики;
улучшение качественных показателей здоровья
и социального положения детей;
повышение качества и доступности социальных услуг
для детей и семей с детьми;
создание эффективной государственной системы социальной
защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства,
обеспечивающей уменьшение безнадзорности, сокращение
социального сиротства и противоправного поведения
несовершеннолетних;
выравнивание возможностей разных социальных групп детей
и семей в получении образовательных, медицинских
и социальных услуг;
развитие государственно-общественного контроля
за реализацией социальной политики в интересах детей.
Экономическая эффективность Программы - экономия части
средств бюджета Удмуртской Республики:
за счет снижения потребности в затратах на решение ряда
социальных вопросов. Например, сокращение затрат
на содержание детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в учреждениях интернатного
типа, на интеграцию в общество выпускников этих
учреждений; затрат на содержание несовершеннолетних
в учреждениях системы профилактики; улучшение состояния
здоровья детей, снижение детской смертности, снижение
детской инвалидности и соответственно сокращение выплат
пособий по временной нетрудоспособности и предоставление
возможности матерям работать; увеличение численности
трудоспособного населения, возвращенного к нормальной
трудовой жизни; совершенствование адресной социальной
помощи; привлечение общественного ресурса, внебюджетных
источников и средств Федеральной целевой программы "Дети
России";
за счет сохранения и увеличения численности
трудоспособного населения можно рассчитывать
на соответствующее увеличение ряда микро-
и макроэкономических показателей: объем валового
регионального продукта, объемы производства, работ
и услуг, объем инвестиций.
Бюджетная эффективность - снижение затрат бюджета
Удмуртской Республики будет достигнуто за счет:
предотвращения получения детьми инвалидности вследствие
проведения скрининга новорожденных и соответствующих
профилактических мероприятий;
уменьшения количества детей школьного возраста,
получающих инвалидность;
уменьшения количества детей школьного возраста 3-й и 4-й
группы здоровья;
увеличения количества детей школьного возраста 1-й и 2-й
группы;
увеличения относительной доли детей, оставшихся без
попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи
граждан;
привлечения дополнительных средств для реализации
способностей, таланта, одаренности детей на мероприятиях
международного, всероссийского или окружного уровня;
уменьшения количества подростков, направляемых
в социально-реабилитационные или исправительные
учреждения                                              

     


     Список сокращений, используемых в Программе


Аналитическое бюро - государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи "Аналитическое бюро".

АПиП - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики.

Бюджет УР - бюджет Удмуртской Республики.

ГКМ - Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи.

ГКС - Государственный комитет Удмуртской Республики по физической культуре и спорту.

ГУЗ РДКБ - государственное учреждение здравоохранения "Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики".

ГУЗ 1 РКБ - государственное учреждение здравоохранения "Первая республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики".

ГУЗ РКДЦ - государственное учреждение здравоохранения "Республиканский клинико-диагностический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики".

ДОУ - дошкольные образовательные учреждения.

ДОД "Юность" - детское общественное движение "Юность" <*>.

ИГМА - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная медицинская академия" <*>.

МЗ - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.

МК - Министерство культуры Удмуртской Республики.

МОиН - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

МПИ - Министерство печати и информации Удмуртской Республики.

МПРиООС - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

МСЗН - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

МСХиП - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

МТиБУ - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.

ОМСУ - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике <*>.

ОО - общественные организации <*>.

УдГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет" <*>.

УГСЗН - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

УТФОМС - государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования <*>.

УФСИН - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (по согласованию) <*>.

Центр дополнительного образования детей - государственное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский центр дополнительного образования детей".

Центр молодежного и детского движения - государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи "Республиканский центр развития молодежного и детского движения".

________________

<*> Участие органов, учреждений и организаций в реализации Программы в качестве исполнителей мероприятий подпрограмм согласовано с государственными заказчиками подпрограмм.

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Республиканская целевая программа "Дети Удмуртии" (2004 - 2008 годы) (далее - Программа 2004 - 2008), направленная на улучшение положения детей в Удмуртской Республике, на начало 2008 года имела следующие результаты своей реализации:

снижение младенческой смертности (с 12,1 на 1000 родившихся живыми в 2004 году до 7,95 на 1000 родившихся живыми в 2007 году);

снижение материнской смертности (с 21,8 на 100 тыс. родившихся живыми в 2004 году до 20,3 на 100 тыс. родившихся живыми в 2007 году);

снижение смертности детей в возрасте от 0 до 14 лет от управляемых причин, в том числе от заболеваний органов дыхания (с 14,1 на 100 тысяч детского населения в 2004 году до 9,4 - в 2007 году);

увеличение количества семей с детьми-инвалидами и детей-инвалидов, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями: за 2004 - 2007 годы на средства Программы оказана материальная помощь 3163 детям-инвалидам (100% от нуждающихся), оздоровлено 154 ребенка-инвалида (от 14 до 16% от нуждающихся), проведены трудовые пробы, обучены народным промыслам 770 детей-инвалидов;

снижение количества выявленных безнадзорных: в 2004 году (1622 подростка), в 2005 году (1205 подростков (-25,7% к предыдущему периоду)); в 2006 году (1129 подростков (-6,3%)); в 2007 году (823 подростка (-27,1%));

уменьшение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними: в 2004 году (1888 подростковых преступлений), в 2005 году (1711 (-9,8%)), в 2006 году (1748 (+2,2%)), в 2007 году (1684 преступления (-3,5%));

уменьшение количества административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними: в 2004 году (6353 административных проступка), в 2005 году (5944 подростковых проступка (-6,4%)), в 2006 году (6279 административных правонарушений (+5,6%)), в 2007 году (5790 (-7,8%)).

В рамках Программы 2004 - 2008 за четыре года реализации более 4000 детей из Удмуртии приняли участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях научного, творческого, спортивного и иного характера, заняв в абсолютном большинстве первые и призовые места, развивая свои таланты и одаренность. Тем самым за счет программных средств доля участия детей из республики увеличилась на 40 - 45%.

Реализация Программы 2004 - 2008 позволила укрепить материально-техническую базу 63 учреждений родовспоможения и детства (100%), 6 детских домов (100%), 10 школ-интернатов (40%), 5 учреждений социального обслуживания (100%), 34 учреждений социальной помощи семье и детям (97%), образовательных учреждений 25 сельских районов республики (100%), 1 воспитательной колонии (100%).

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе программно-целевым методом.

Продолжается расширение спектра рисков и угроз в отношении детей и семей с детьми, обусловленное процессами глобализации, ухудшением экологической ситуации, опасностями терроризма, негативным информационным пространством и другими процессами. Существующее расслоение населения, диспропорция социально-экономического развития территорий, правовой нигилизм населения, слабость гражданского общества усугубляют неравенство доступа детского населения и семьи к социальным услугам.

Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние здоровья детей всех возрастных групп. Каждый третий ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Удмуртской Республике, с недостаточным качеством систем медицинского обслуживания и сопровождения, говорит о необходимости их решения программно-целевым методом.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Недоработка механизмов и процедур устройства детей в замещающие семьи, в том числе неподготовленность кадров, отсутствие служб сопровождения таких семей, не позволила эффективно развивать такие формы устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья, патронатное воспитание.

В настоящее время сохраняется тенденция снижения детской инвалидности (на 1 января 2006 года - 5977 детей-инвалидов, на 1 января 2007 года - 5467 детей-инвалидов, на 1 января 2008 года - 5203 ребенка-инвалида). Вместе с тем, учитывая, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семьях, требуется совершенствование технологий взаимодействия специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями с родителями, применение инновационных форм и методов безболезненной интеграции детей-инвалидов с обществом здоровых детей, развитие форм инклюзивного образования, формирование толерантного отношения детского и взрослого сообщества к людям с ограниченными возможностями, развитие инфраструктуры территорий, доброжелательной к данной категории детей. При формировании и проведении программных мероприятий следует руководствоваться Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96), и Конвенцией ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (резолюция 61/106), подписанной Российской Федерацией 5 августа 2008 года (распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 450-рп "О подписании Конвенции о правах инвалидов").

Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание региональной системы выявления и сопровождения одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, создание педагогических, информационных и иных сред, адекватно отражающих возможности развития детской одаренности, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно. Поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие ювенальных подходов и технологий в профилактике детского и семейного неблагополучия.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий Программы 2004 - 2008 и наличие нерешенных проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.

При этом невозможность комплексного решения проблем детства и семейного неблагополучия без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:

многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;

необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, связанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;

необходимостью выполнения в рамках единой Программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и инновационных проектов;

узковедомственной позицией исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, не учитывающей потребности и интересы более широкого круга детей и семей.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:

разрозненные усилия министерств и государственных комитетов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, снижение их ответственности в достижении интегрированных целевых показателей, несистемное решение стоящих перед республикой задач в этой области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»