Недействующий

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы (с изменениями на 14 марта 2013 года)

1.29.1. Бюджетная политика


Реализация бюджетной политики в 2005-2009 годах была направлена на достижение целей и задач, определённых Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы. Реализация мероприятий Программы позволила закрепить результаты прошлых лет и создать условия для дальнейшего развития по основным направлениям социально-экономического развития республики.

Основным инструментом достижения запланированных результатов Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы является проводимая бюджетная политика. В 2005-2009 годах принято более 100 нормативных правовых актов, послуживших юридической основой проводимой в Удмуртской Республике бюджетной политики.

Задачи бюджетной политики определены в основном финансовом документе - законе о бюджете, а его исполнение является одним из важнейших условий экономического и социального развития республики. За 2005-2009 годы принятые законом о бюджете обязательства исполнялись в полном объёме.

С 2006 года в Удмуртской Республике в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлён переход к среднесрочному бюджетному планированию. Ежегодно разрабатывается среднесрочный финансовый план на три предстоящих года, чем обеспечивается стабильность и предсказуемость бюджетной политики.

Реализована установленная федеральным законодательством обязанность органов государственной власти и местного самоуправления вести на постоянной основе реестры расходных обязательств соответствующих бюджетов в целях учёта и анализа расходных обязательств, повышения прозрачности бюджетного процесса, обоснованности правовой базы бюджетных расходов и их ориентации на выполнение законодательно определённых функций.

С целью контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учёта, взыскания и принятия решений о возврате излишне уплаченных платежей, являющихся доходами бюджетов, внедрён институт администрирования доходов бюджетной системы.

С 01 января 2005 года появились новые участники бюджетного процесса - администраторы доходов. Налажен учёт по администрированию платежей. Все налоговые и неналоговые доходы, а с 01 января 2009 года и безвозмездные поступления закреплены за главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, осуществляющими функции контроля, учёта и начисления платежей.

Динамичное развитие экономики республики позволило обеспечить рост поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации с 2005 по 2008 год на 81%. Доходы консолидированного бюджета Удмуртии в 2008 году составили 42 758,5 млн. рублей, темп роста к уровню 2007 года составил 124%, к уровню 2003 года - 2,8 раза. В среднем за период с 2005 по 2008 год ежегодно доходы консолидированного бюджета республики увеличивались более чем на 25%.

По собственным доходам бюджета в расчёте на душу населения по итогам исполнения бюджетов за первое полугодие 2009 года Удмуртия находится на седьмой позиции среди субъектов Приволжского федерального округа.

Устойчиво реализуются социальные обязательства Правительства Удмуртской Республики. При этом социальная политика приобретает новый характер. Её главным объектом становятся не социальные отрасли - здравоохранение, образование, культура, социальная поддержка, а, прежде всего сам гражданин. В 2005 году реализовано важное решение о монетизации ряда льгот.

Расходы консолидированного бюджета республики в 2008 году профинансированы в сумме 28 208,7 млн. рублей, что на 25% превышает уровень 2007 года и в 2 раза - уровень 2005 года. В первом полугодии 2009 года социальные расходы составили 13 478,7 млн. рублей и в 2 раза превысили объём социальнозначимых расходов консолидированного бюджета республики в первом полугодии 2005 года.

Реализованы решения о повышении заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, принятые на федеральном уровне. За период с 2005 года по 2008 год расходы консолидированного бюджета на оплату труда с начислениями увеличились в 1,9 раза. Только за 2005-2009 годы в Удмуртии было реализовано семь решений о повышении заработной платы работникам организаций бюджетной сферы.

В результате с 2005 по 2008 годы средняя заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась почти в 2 раза (с 4 452 рублей до 8 717 рублей). За первое полугодие 2009 года средняя заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 115% и составила 9 886,8 рублей. На выплату заработной платы в 2008 году из консолидированного бюджета республики направлено 17 185 млн. рублей или 51% собственных доходов бюджета, в первом полугодии 2009 года - 9 192 млн. рублей или 72% собственных доходов бюджета.

В рамках реализации мероприятий Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы расходы консолидированного бюджета республики на развитие общественной инфраструктуры за период с 2005 года по 2009 год составили 30 млрд. рублей, что равнозначно пятой части всех расходов консолидированного бюджета. За это время построены, реконструированы и капитально отремонтированы объекты социальной сферы: школы, больницы, спортивные сооружения, учреждения культуры, газовые сети, дороги в городах республики и на селе.

В результате совместной работы органов государственной власти республики и органов местного самоуправления на территории Удмуртии проведена муниципальная реформа - создана двухуровневая система муниципалитетов. Законодательно установлено разграничение расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджета республики, муниципальными районами (городскими округами) и поселениями, отработан механизм формирования и предоставления межбюджетных трансфертов (Закон Удмуртской Республики от 21 ноября 2006 года № 52-РЗ «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике»).

Начиная с 2007 года, межбюджетные отношения в Удмуртской Республике формируются по новой формализованной методологии на нормативно-расчётной основе в соответствии с указанным законом. Также в 2007 году на практике отработано формирование и исполнение бюджетов поселений, организовано их казначейское исполнение. В 2008 году эта работа велась уже по функционирующей схеме.

В целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ утверждена республиканская целевая программа «Реформирование региональных и муниципальных финансов Удмуртской Республики (2007-2009 годы)», основная цель которой - оптимизация структуры бюджетных расходов для достижения конечных результатов социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Первый этап программы реализован успешно. Правительством Удмуртской Республики при участии всех исполнительных органов государственной власти разработано более 50 нормативных правовых актов, заложивших основу для развития новых форм оказания и финансирования государственных и муниципальных услуг, которые будут оказываться за счёт средств бюджета республики. По итогам реализации Удмуртия была оценена наивысшим баллом среди субъектов Российской Федерации, принимавших участие в реализации программы. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2008 года №1880-р на реформирование региональных и муниципальных финансов в бюджет республики из федерального бюджета дополнительно поступили субсидии в сумме 115 млн. рублей. Отчёт о реализации второго этапа программы «Реформирование региональных и муниципальных финансов Удмуртской Республики» представлен в Министерство финансов Российской Федерации в августе 2009 года.

Реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. Расходы осуществляются в соответствии с заключенными договорами (государственными контрактами) с учётом требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании представленных подтверждающих документов о выполнении работ, услуг и поставок товаров. Закупки товаров, работ, услуг за счёт бюджетных средств осуществляются на основе договоров, заключенных на конкурсной основе.

Управление государственным долгом проводится на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Удмуртской Республики от 22 мая 2008 года № 18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике», а также в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 158 «Об утверждении Методики расчёта долговой нагрузки на бюджет Удмуртской Республики и определения объёма возможного привлечения новых долговых обязательств Удмуртской Республики».

Последовательно продолжается работа по реструктуризации государственного долга, начатая в 2001 году. Вся задолженность республики по обязательствам, в том числе перед федеральным бюджетом, урегулирована и реструктуризирована, что позволило сократить долговую нагрузку на бюджет. В результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом с Удмуртии списан долг в сумме 1 131 млн. рублей. Указанные средства направлены на дальнейшее выполнение мероприятий Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы.

В 2005-2009 годах Удмуртская Республика привлекла займы путём выпуска государственных ценных бумаг на сумму 3,5 млрд. рублей и в 2008 году в установленные сроки произвела расчёты по облигациям в сумме 1 млрд. рублей. Средства этих займов были направлены на инвестиционные цели отраслей экономики Удмуртской Республики.

На сайте «Официальное представительство Удмуртской Республики» в сети Интернет регулярно размещаются сведения о формировании, исполнении бюджета и о бюджетном процессе. Деятельность в этом направлении нацелена на обеспечение принципа «прозрачности» бюджета.

Удмуртская Республика с 2001 года работает в режиме казначейского исполнения бюджета, наиболее эффективном с точки зрения проведения бюджетных платежей и предупреждения нецелевого использования бюджетных средств. Через Управление казначейства исполнения бюджета Министерства финансов Удмуртской Республики открыто 4 655 лицевых счетов 2110 бюджетным учреждениям Удмуртской Республики, финансирование которых осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики.

В связи с принятием Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», начиная с 2005 года, в Удмуртской Республике формируются бюджеты поселений. В 2006-2007 годах организовано их казначейское исполнение. Получателям бюджетных средств поселений открыты лицевые счета в казначействе муниципальных районов.

Для осуществления бюджетного планирования, казначейского исполнения и формирования отчётности в соответствии с международными стандартами внедряются программные комплексы. За 2005-2009 годы существенно улучшилось техническое и программное оснащение Министерства финансов Удмуртской Республики и территориальных финансовых органов. Общая сумма средств, затраченных на информатизацию (в том числе на приобретение компьютерной техники), составила 118 млн. рублей.

Совершенствуется контрольно-ревизионная работа Министерства финансов Удмуртской Республики с целью укрепления государственной финансовой дисциплины, выявления нарушений на стадии планирования расходов, выявления резервов снижения расходной части бюджета, мобилизации дополнительных доходов в бюджетную систему.

За пять лет Министерством финансов Удмуртской Республики проведено 275 контрольных мероприятий. Проверено 355 получателей бюджетных средств, из которых в 300 выявлены финансовые нарушения на сумму около 2,8 млрд. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств - в сумме 19,5 млн. рублей, неэффективное использование бюджетных средств - в сумме 141,8 млн. рублей.