Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 30 ноября 2009 года № 343
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОЛОДЁЖЬ УДМУРТИИ на 2010 - 2013 годы»
I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Молодёжь Удмуртии на 2010 - 2013 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Молодёжь Удмуртии на 2010 - 2013 годы» (далее - Программа) | |||
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 5 мая 2008 года № 408-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Молодёжь Удмуртии» на 2009-2013 годы» | |||
Государственный заказчик Программы | Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики | |||
Разработчик Программы | Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики | |||
Исполнители Программы | - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики; - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; - Министерство образования и науки Удмуртской Республики; - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; - Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики; - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. | |||
Основные цели Программы | Создание условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку молодёжи, её самореализацию в интересах общества и государства | |||
Основные задачи Программы | 1. Оздоровление демографической ситуации в Удмуртской Республике, укрепление института молодой семьи. 2. Улучшение здоровья и снижение смертности молодёжи, развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи в каникулярный период. 3. Развитие внешкольной системы воспитания: поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодёжи. 4. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма, формирование здорового образа жизни молодого поколения. 5. Содействие получению качественного профессионального образования, работа со студенческой молодёжью. 6. Создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи, стимулирование инновационной деятельности. 7. Создание условий для развития эстетического, художественного и интеллектуального творчества детей и молодёжи. 8. Развитие массовых видов детского и молодёжного спорта и туризма, международных обменов, поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений. 9. Содействие началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости и профориентации молодёжи. 10. Государственная поддержка молодой семьи. 11. Решение проблем мотивации труда, адаптация к современным условиям развития рыночной экономики, в том числе участие молодёжи в предпринимательской деятельности. 12. Формирование у молодёжи активной жизненной позиции, повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей для работы в органах власти всех уровней. 13. Подготовка, переподготовка кадров для работы с подростками и молодёжью. | |||
Целевые индикаторы Программы | 1. Количество учреждений, участвующих в реализации программных мероприятий. 2. Количество оказанных социально- психологических услуг. 3. Количество детей и молодёжи, занимающихся в учреждениях, ведущих работу с детьми и молодёжью. 4. Количество волонтёрских отрядов в Удмуртской Республике. 5. Количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «алкоголизм». 6. Количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «наркомания». 7. Количество специалистов, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации в сфере государственной молодёжной политики. 8. Количество уполномоченных по делам молодёжи и специалистов по делам молодёжи. 9. Количество молодых семей, охваченных консультационными услугами по вопросам семьи и брака. 10. Количество клубов молодых семей в Удмуртской Республике. 11. Количество подростков до 18 лет, состоящих на учете в органах по делам несовершеннолетних. 12. Количество молодёжных отрядов содействия милиции. 13. Количество молодых людей, которые приняли участие в реализации программ и проектов содействия трудоустройству и занятости, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, а также проживающих в сельской местности. 14. Количество студенческих трудовых отрядов в Удмуртской Республике. 15. Количество молодёжи, участвующей в программах международных молодёжных обменов. 16. Количество молодёжных и детских общественных объединений, действующих на территории Удмуртской Республики. 17. Количество органов молодёжного самоуправления в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, предприятиях, организациях Удмуртской Республики, при органах по делам молодёжи. | |||
Сроки и этапы реализации Программы | С 1 января 2010 года до 31 декабря 2013 года с разбивкой на следующие этапы: 1 этап - 2010 год; 2 этап - 2011 - 2012 годы; 3 этап - 2013 год. | |||
Объёмы и источники финансирования | Общий объём финансирования Программы составляет 4276,2 тыс. рублей, в том числе: | |||
Программы |
| Средства бюджета Удмуртской Республики, | ||
2010 | 1043,2 | |||
2011 | 1043,2 | |||
2012 | 1043,2 | |||
2013 | 1146,6 | |||
ИТОГО: | 4276,2 | |||
Объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности, бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. | ||||
Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства из федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством. | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально - экономической эффективности Программы | 1. Снижение социальной напряжённости в молодёжной среде. 2. Улучшение материально-технической базы учреждений, ведущих работу с детьми и молодёжью. 3. Организация досуга подрастающего поколения. 4. Повышение уровня информационного обеспечения молодёжи и субъектов государственной молодёжной политики. 5. Обеспечение субъектов государственной молодёжной политики квалифицированными кадрами. 6. Повышение заинтересованности молодого поколения в создании семьи, идеях материнства и отцовства. 7. Повышение предпринимательской, творческой активности молодёжи. 8. Снижение трудностей при трудоустройстве молодёжи. 9. Увеличение количества молодёжных формирований социально ориентированной направленности (органы студенческого самоуправления, структуры по работе с молодёжью на предприятиях, организациях, волонтёрские отряды, молодёжные отряды содействия милиции и другие). |
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Сложившаяся в настоящее время ситуация в молодёжной среде неоднозначна. С одной стороны, современную молодёжь отличают рост самостоятельности, практичности и мобильности, заинтересованности в получении качественного образования, влияющего на дальнейшее трудоустройство и карьеру, способности быстро усваивать ценности рыночной экономики и адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. От позиции молодых граждан в общественно-политической жизни, их уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп социально-экономического развития. В условиях глобализации и притока мигрантов молодёжь не только должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, но и призвана выступить проводником идеологии толерантности, носителем общечеловеческих ценностей, развивать русскую и этническую культуры, укреплять межпоколенческие и межнациональные отношения. Основной задачей государственной молодёжной политики в Удмуртской Республике является создание благоприятных условий для реализации инновационного потенциала, носителем которого является молодой человек.
По данным социологических исследований, в последние годы молодёжь Удмуртии волнуют масштабные и общественно значимые проблемы: отсутствие собственного жилья, трудоустройство, нехватка денежных средств. Тем не менее, молодые люди в значительной части обладают тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения.
В этой ситуации необходимо создавать условия для самореализации молодёжи, её включения в общественные процессы в качестве активного субъекта, способствовать приостановлению негативных тенденций в молодёжной среде.
В Удмуртской Республике государственная молодёжная политика осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, которых в настоящее время насчитывается 425 565 человек, что составляет 27% от общей численности населения Удмуртской Республики.
Начиная с 1991 года, в Удмуртской Республике сформирована структура отрасли государственной молодёжной политики, утверждены её основные институты, ведётся разработка нормативной правовой базы, налажено межведомственное взаимодействие, укрепляются партнёрские связи с международными организациями и учреждениями Удмуртской Республики, заинтересованными в поддержке молодёжи, развивается система подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с молодёжью. Начиная с 1996 года в основе реализации молодёжной политики на территории Удмуртской Республики заложен программно-целевой подход.
В 1996 году впервые была принята республиканская целевая программа «Молодёжь Удмуртии» на 1997-2000 годы, которая представляла собой комплекс практических и последовательных мероприятий, план конкретных действий на очередной период, согласованный исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики. Работа с молодыми гражданами строилась по следующим приоритетным направлениям: организация досуга и занятости, развитие социальных служб, кадровое обеспечение отрасли. С развитием демократического общества молодёжь стала рассматриваться в качестве потенциального ресурса социума, наиболее активного участника социальных преобразований. В республиканской целевой программе «Молодёжь Удмуртии на 2001-2003 годы» акцент был смещён на работающую и студенческую молодёжь, молодые семьи, лидеров молодёжных и детских общественных движений, что позволило добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодёжной среде:
1) увеличения числа молодых людей, выбирающих личную инициативу как способ самореализации;
2) повышения престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха, будущего благосостояния;
3) роста заинтересованности молодёжи в сохранении своего здоровья;
4) повышения интереса молодёжи к массовым видам спорта и активным видам досуга;
5) расширения информационного пространства.
Республиканская целевая программа «Молодёжь Удмуртии» на 2004 - 2008 годы стала логическим продолжением мероприятий предыдущих республиканских целевых программ, поставив в основу пропаганду здорового образа жизни в молодёжной среде, развитие гражданско-патриотического воспитания, поддержку молодёжных и детских общественных объединений, научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение отрасли.
Опыт реализации молодёжной политики в течение 17 лет свидетельствует об её эффективности, позволяющей комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы.
Учитывая специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития, необходимо усилить внимание к проблемам социализации молодёжи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодыми людьми на перспективу. Ввиду этого, а также в целях оптимизации государственных мер, обеспечивающих активное включение молодых людей в жизнь общества, их полноценную самореализацию, разработана настоящая Программа.
Основные положения Программы соответствуют Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р.
Формирование Плана мероприятий Программы осуществлялось на основе следующих принципов:
1) сохранение преемственности - ряд мероприятий, проведённых и успешно зарекомендовавших себя ранее, ставших традиционными в молодёжной среде, был включен в Программу;
2) широкомасштабность - расширение диапазона участников Программы, что будет достигнуто за счёт проведения (внедрения) аналогичных мероприятий (проектов) в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
3) адресный подход - охват различных категорий молодёжи на основе учета их интересов, потребностей и условий жизнедеятельности;
4) превентивность мер - сочетание профилактических мер, направленных на работу с «благополучной» молодёжью, с усилиями по решению проблем молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
5) межотраслевой характер - объединение усилий различных органов государственной власти в решении проблемных вопросов молодёжи.
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики