ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2009 года № 342
Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие начального и среднего профессионального образования
в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - «Рабочая смена»
(с изменениями на 20 мая 2013 года)
__________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197
_________________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена» Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Удмуртской Республики -
И.И.Бикбулатов
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 30 ноября 2009 года № 342
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 -2014 ГОДЫ -
«РАБОЧАЯ СМЕНА»
Основные понятия и определения, используемые в тексте
республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего
профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы -
«Рабочая смена»
Анализ - функция управления, обеспечивающая систематизацию информации, выявление причин того или иного функционирования системы.
Аутсорсинг - организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия.
Доступность образования - один из приоритетов Концепции модернизации российского образования, направленных на обеспечение возможности выбора и получение качественных образовательных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями.
Изоморфный - сходный по форме и свойствам.
Индикатор - признак, отражающий какой-нибудь процесс, состояние наблюдаемого объекта.
Инновация - применительно к педагогической сфере - принципиально новое образование, новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, новый тип образовательного учреждения.
Качество образования - соответствие результатов образования запросам личности, общества и государства.
Компетентность персонала - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения работ, требующихся на определенном квалификационном уровне в определенном виде экономической деятельности.
Компетенция - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Компетентностный подход - инновационный подход в обучении, основанный на формировании у обучающихся ключевых компетенций.
Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность ключевых показателей.
Непрерывное образование - процесс целенаправленного получения знаний, социокультурного опыта на протяжении жизни человека с использованием всех звеньев образовательной системы, создающий предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития.
Образовательный округ - устойчивое территориально-отраслевое партнерство образовательных учреждений (дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, коррекционных учебных заведений), предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, находящихся на территории Удмуртской Республики, взаимосвязанных в процессе обеспечения кадрами предприятий, организаций районов республики, входящих в округ.
Пилотный проект - проект, на основе которого отрабатывается механизм реализации какого-либо организационного решения (образовательные округа, ресурсные центры, корпоративный университет).
Повышение квалификации - процесс осознания, исследования, проектирования своей профессиональной деятельности и управления ею, механизм профессионального развития.
Профессиональный стандарт - нормативный документ, который отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения конкретных знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности. Профессиональный стандарт - это коллективный продукт деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям.
Процесс сертификации - процесс, посредством которого подтверждается, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессионального стандарта по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.
Профильные пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, при которой предоставляется возможность познакомиться с основами профессии в учебных мастерских, лабораториях, полигонах.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Реструктуризация сети образовательных учреждений - оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования информационных, материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Основная цель реструктуризации - создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества образования при эффективном использовании бюджетных средств.
Ресурсный центр профессионального образования - структурное подразделение образовательного учреждения НПО или СПО, в котором сконцентрированы дорогостоящие и/или уникальные образовательные ресурсы по одной или нескольким укрупненным группам профессий и специальностей и обеспечено их эффективное использование другими учебными заведениями региональной системы образования, а также организациями на основе соответствующих договоров в целях подготовки высококвалифицированных кадров, повышения квалификации мастеров производственного обучения, переподготовки и повышения квалификации рабочих предприятий и организаций.
Сертификат - письменный документ, подтверждающий уровень квалификации и компетенции работника на соответствие требованиям профессионального стандарта. Сертификат оформляется в соответствии с порядком и процедурами сертификации персонала, обеспечивающими необходимую степень достоверности того, что поименованный работник компетентен в осуществлении определенного вида деятельности.
Социальное партнерство - партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Трудовые пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, испытывающей трудности при выборе профессии, при которой предоставляется возможность опробовать себя в качестве работника непосредственно на рабочем месте.
Учебный центр профессиональных квалификаций - структурное подразделение учреждения НПО или СПО, осуществляющее профессиональную подготовку по профессиям рабочих.
Центр по сертификации персонала - организационная структура, осуществляющая функции управления порядком (процедурами) сертификации персонала, посредством которых орган по сертификации, входящий в структуру Центра, подтверждает, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессиональных стандартов по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.
Список сокращений, используемых в республиканской целевой программе
«Развитие начального и среднего профессионального образования
в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена»
1. АППУ - Ассоциация промышленных предприятий Удмуртии.
2. АОУ - автономное образовательное учреждение.
3. Бюджет УР - Бюджет Удмуртской Республики.
4. ВПО - высшее профессиональное образование.
5. ГИК - Гуманитарно-инженерный колледж.
6. ГОУ - государственное образовательное учреждение.
7. ИжГТФК - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский государственный торгово-финансовый колледж».
8. ИПК и ПРО - Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.
9. ИСО - международные стандарты, содержащие требования к организации производства.
10. МПиЭ - Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197)
11. МТ - Министерство труда Удмуртской Республики.
12. МКСПК - Межведомственный координационный совет по подготовке кадров в Удмуртской Республике.
13. Минфин - Министерство финансов Удмуртской Республики.
14. МЭ - Министерство экономики Удмуртской Республики.
15. МСЗН - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
16. МСАиЖ - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
17. МСХиП - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
18. МТиБУ - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской республики.
19. ММП - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.
20. МО - муниципальное образование.
21. МОиН - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
22. НПО - начальное профессиональное образование.
23. ПЛ - профессиональный лицей.
24. ПУ - профессиональное училище.
25. ПФО - Приволжский федеральный округ.
26. ОМСУ - Органы местного самоуправления.
27. ПНП «Образование» - приоритетный национальный проект «Образование».
28. РЦПО - ресурсный центр профессионального образования.
29. СПО - среднее профессиональное образование.
30. СМИ - средства массовой информации.
31. УЦПК - учебный центр профессиональных квалификаций.
32. ГУГСЗН - Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197)
33. УМК - учебно - методический комплекс.
34. УНПО - учреждения начального профессионального образования.
35. УСПО - учреждения среднего профессионального образования.
36. ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
1. Паспорт
республиканской целевой программы
«Развитие начального и среднего профессионального образования
в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - «Рабочая смена» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Исполнители Программы (в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197) | - Министерство образования и науки Удмуртской Республики, - Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики, - Министерство труда Удмуртской Республики, - Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, - государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования, расположенные на территории Удмуртской Республики |
Цель Программы | Превращение системы начального и среднего профессионального образования в ресурс социально-экономического развития республики. |
Задачи Программы | 1. Сохранение доступности начального и среднего профессионального образования. 2. Формирование системы социального партнерства и государственно-общественного управления в подготовке рабочих кадров и специалистов. 3. Развитие системы непрерывного образования. 4. Совершенствование структуры и содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда. 5. Обеспечение социально-экономической поддержки обучающихся и работников учреждений начального и среднего профессионального образования. 6. Преодоление диспропорций между структурой и уровнем подготовки рабочих кадров и специалистов и спросом на них со стороны рынка труда. 7. Модернизация учебно-материальной базы, системы управления и инфраструктуры начального и среднего профессионального образования. 8. Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования. 9. Информационная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов. 10. Разработка региональной нормативной правовой базы обеспечения механизмов реализации задач в области начального и среднего профессионального образования. |
Целевые индикаторы Программы | 1. Доля выпускников государственных УНПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска. 2. Доля выпускников государственных УСПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска. 3. Коэффициент соответствия структуры приема в государственные УНПО прогнозным потребностям региональной экономики. 4. Доля выпускников государственных образовательных учреждений НПО с повышенным разрядом. 5. Доля выпускников государственных образовательных учреждений НПО, получивших две и более профессии. 6. Доля автономных образовательных учреждений НПО и СПО. 7. Доля государственных образовательных учреждений, реализующих программы трех уровней: среднее полное общее образование, НПО, СПО. 8. Доля лиц, обучающихся в государственных образовательных учреждениях НПО за счет средств работодателей. 9. Доля лиц, обучающихся в государственных образовательных учреждениях СПО за счет средств работодателей. 10. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных образовательных учреждений НПО. 11. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных образовательных учреждений СПО. |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется с 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года и не предусматривает деления на этапы. |
Перечень подпрограмм Программы | В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены. |
Объемы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197) | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству образования и науки Удмуртской Республики. 3) иные источники (в соответствии с законодательством) - 48387,50 тыс. руб., Объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической (в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197) | 1. Увеличение доли лиц, обучающихся в государственных образовательных учреждениях СПО за счет средств работодателей, с 1% до 6%. 2. Увеличение доли выпускников государственных образовательных учреждений СПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска, с 72% до 74%. 3. Увеличение коэффициента соответствия (изоморфности) структуры приема в государственные образовательные учреждения СПО прогнозным потребностям региональной экономики с 35% до 80%. 4. Увеличение доли государственных образовательных учреждений, реализующих программы трех уровней: среднее полное общее образование, НПО, СПО, с 10% до 80%. 5. Увеличение доли привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных образовательных учреждений СПО с 19% до 20% |
2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает опережающую модернизацию образования и, в том числе, профессионального образования.
Разработка и принятие Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года и Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2014 года сформировали четкое представление о будущем республики и определили возможности для роста экономики. Данные документы требуют изменения места и роли системы начального и среднего профессионального образования республики в обеспечении уровня и качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
2.1. Состояние начального и среднего профессионального