Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 года № 342

Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие начального и среднего профессионального образования
в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - «Рабочая смена»

(с изменениями на 20 мая 2013 года)


__________________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197
 _________________________________________________________________

Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена» Министерство образования и науки Удмуртской Республики.


Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Удмуртской Республики -
И.И.Бикбулатов


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 30 ноября 2009 года № 342



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 -2014 ГОДЫ -

«РАБОЧАЯ СМЕНА»


Основные понятия и определения, используемые в тексте
республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего
профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы -
«Рабочая смена»

Анализ - функция управления, обеспечивающая систематизацию информации, выявление причин того или иного функционирования системы.

Аутсорсинг - организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия.

Доступность образования - один из приоритетов Концепции модернизации российского образования, направленных на обеспечение возможности выбора и получение качественных образовательных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями.

Изоморфный - сходный по форме и свойствам.

Индикатор - признак, отражающий какой-нибудь процесс, состояние наблюдаемого объекта.

Инновация - применительно к педагогической сфере - принципиально новое образование, новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, новый тип образовательного учреждения.

Качество образования - соответствие результатов образования запросам личности, общества и государства.

Компетентность персонала - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения работ, требующихся на определенном квалификационном уровне в определенном виде экономической деятельности.

Компетенция - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетентностный подход - инновационный подход в обучении, основанный на формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность ключевых показателей.

Непрерывное образование - процесс целенаправленного получения знаний, социокультурного опыта на протяжении жизни человека с использованием всех звеньев образовательной системы, создающий предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития.

Образовательный округ - устойчивое территориально-отраслевое партнерство образовательных учреждений (дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, коррекционных учебных заведений), предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, находящихся на территории Удмуртской Республики, взаимосвязанных в процессе обеспечения кадрами предприятий, организаций районов республики, входящих в округ.

Пилотный проект - проект, на основе которого отрабатывается механизм реализации какого-либо организационного решения (образовательные округа, ресурсные центры, корпоративный университет).

Повышение квалификации - процесс осознания, исследования, проектирования своей профессиональной деятельности и управления ею, механизм профессионального развития.

Профессиональный стандарт - нормативный документ, который отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения конкретных знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности. Профессиональный стандарт - это коллективный продукт деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям.

Процесс сертификации - процесс, посредством которого подтверждается, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессионального стандарта по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.

Профильные пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, при которой предоставляется возможность познакомиться с основами профессии в учебных мастерских, лабораториях, полигонах.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Реструктуризация сети образовательных учреждений - оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования информационных, материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Основная цель реструктуризации - создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества образования при эффективном использовании бюджетных средств.

Ресурсный центр профессионального образования - структурное подразделение образовательного учреждения НПО или СПО, в котором сконцентрированы дорогостоящие и/или уникальные образовательные ресурсы по одной или нескольким укрупненным группам профессий и специальностей и обеспечено их эффективное использование другими учебными заведениями региональной системы образования, а также организациями на основе соответствующих договоров в целях подготовки высококвалифицированных кадров, повышения квалификации мастеров производственного обучения, переподготовки и повышения квалификации рабочих предприятий и организаций.

Сертификат - письменный документ, подтверждающий уровень квалификации и компетенции работника на соответствие требованиям профессионального стандарта. Сертификат оформляется в соответствии с порядком и процедурами сертификации персонала, обеспечивающими необходимую степень достоверности того, что поименованный работник компетентен в осуществлении определенного вида деятельности.

Социальное партнерство - партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Трудовые пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, испытывающей трудности при выборе профессии, при которой предоставляется возможность опробовать себя в качестве работника непосредственно на рабочем месте.

Учебный центр профессиональных квалификаций - структурное подразделение учреждения НПО или СПО, осуществляющее профессиональную подготовку по профессиям рабочих.

Центр по сертификации персонала - организационная структура, осуществляющая функции управления порядком (процедурами) сертификации персонала, посредством которых орган по сертификации, входящий в структуру Центра, подтверждает, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессиональных стандартов по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.


Список сокращений, используемых в республиканской целевой программе

«Развитие начального и среднего профессионального образования

в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена»

1. АППУ - Ассоциация промышленных предприятий Удмуртии.

2. АОУ - автономное образовательное учреждение.

3. Бюджет УР - Бюджет Удмуртской Республики.

4. ВПО - высшее профессиональное образование.

5. ГИК - Гуманитарно-инженерный колледж.

6. ГОУ - государственное образовательное учреждение.

7. ИжГТФК - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский государственный торгово-финансовый колледж».

8. ИПК и ПРО - Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.

9. ИСО - международные стандарты, содержащие требования к организации производства.

10. МПиЭ - Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197)

11. МТ - Министерство труда Удмуртской Республики.

12. МКСПК - Межведомственный координационный совет по подготовке кадров в Удмуртской Республике.

13. Минфин - Министерство финансов Удмуртской Республики.

14. МЭ - Министерство экономики Удмуртской Республики.

15. МСЗН - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

16. МСАиЖ - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

17. МСХиП - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

18. МТиБУ - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской республики.

19. ММП - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.

20. МО - муниципальное образование.

21. МОиН - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

22. НПО - начальное профессиональное образование.

23. ПЛ - профессиональный лицей.

24. ПУ - профессиональное училище.

25. ПФО - Приволжский федеральный округ.

26. ОМСУ - Органы местного самоуправления.

27. ПНП «Образование» - приоритетный национальный проект «Образование».

28. РЦПО - ресурсный центр профессионального образования.

29. СПО - среднее профессиональное образование.

30. СМИ - средства массовой информации.

31. УЦПК - учебный центр профессиональных квалификаций.

32. ГУГСЗН - Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197)

33. УМК - учебно - методический комплекс.

34. УНПО - учреждения начального профессионального образования.

35. УСПО - учреждения среднего профессионального образования.

36. ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

1. Паспорт
республиканской целевой программы
 «Развитие начального и среднего профессионального образования
в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы - «Рабочая смена»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - «Рабочая смена» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21 сентября 2009 года № 807-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - «Рабочая смена»

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Исполнители Программы (в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197)

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики,

- Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики,

- Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики,

- Министерство труда Удмуртской Республики,

- Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики,

- Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики,

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики,

- Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики,

- государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования, расположенные на территории Удмуртской Республики

Цель Программы

Превращение системы начального и среднего профессионального образования в ресурс социально-экономического развития республики.

Задачи Программы

1. Сохранение доступности начального и среднего профессионального образования.

2. Формирование системы социального партнерства и государственно-общественного управления в подготовке рабочих кадров и специалистов.

3. Развитие системы непрерывного образования.

4. Совершенствование структуры и содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.

5. Обеспечение социально-экономической поддержки обучающихся и работников учреждений начального и среднего профессионального образования.

6. Преодоление диспропорций между структурой и уровнем подготовки рабочих кадров и специалистов и спросом на них со стороны рынка труда.

7. Модернизация учебно-материальной базы, системы управления и инфраструктуры начального и среднего профессионального образования.

8. Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования.

9. Информационная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов.

10. Разработка региональной нормативной правовой базы обеспечения механизмов реализации задач в области начального и среднего профессионального образования.

Целевые индикаторы Программы

1. Доля выпускников государственных УНПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска.

2. Доля выпускников государственных УСПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска.

3. Коэффициент соответствия структуры приема в государственные УНПО прогнозным потребностям региональной экономики.

4. Доля выпускников государственных образовательных учреждений НПО с повышенным разрядом.

5. Доля выпускников государственных образовательных учреждений НПО, получивших две и более профессии.

6. Доля автономных образовательных учреждений НПО и СПО.

7. Доля государственных образовательных учреждений, реализующих программы трех уровней: среднее полное общее образование, НПО, СПО.

8. Доля лиц, обучающихся в государственных образовательных учреждениях НПО за счет средств работодателей.

9. Доля лиц, обучающихся в государственных образовательных учреждениях СПО за счет средств работодателей.

10. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных образовательных учреждений НПО.

11. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных образовательных учреждений СПО.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется с 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года и не предусматривает деления на этапы.

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены.

Объемы и источники финансирования Программы  (в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197)

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству образования и науки Удмуртской Республики.
     Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники финансирования в соответствии с законодательством.
     Общие объемы финансирования Программы - 148975,20 тыс. руб., в том числе:
1) средства бюджета Удмуртской Республики - 60220,60 тыс. руб. (в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов по отрасли), в том числе по годам:
     2010 год - 7500,0 тыс. руб.;
     2011 год - 4000,0 тыс. руб.;
     2012 год - 7500,0 тыс. руб.;
     2013 год -32912,5 тыс. руб.;
     2014 год - 8308,10 тыс. руб.;
2) средства федерального бюджета (в соответствии с законодательством) - 40367,10 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2010 год -0,00 тыс. руб.;
2011 год -21866,0 тыс. руб.;
2012 год -7464,10 тыс. руб.;
2013 год - 11037,00 тыс. руб.;
2014 год - 0,00 тыс. руб.;

3) иные источники (в соответствии с законодательством) - 48387,50 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2010 год - 2250,00 тыс. руб.;
2011 год - 6550,00 тыс. руб.;
2012 год - 7587,50 тыс. руб.;
2013 год - 29750,00 тыс. руб.;
2014 год - 2250,00 тыс. руб.
с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

     Объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической (в ред. постановления Правительства УР от 20 мая 2013 года № 197)

1. Увеличение доли лиц, обучающихся в государственных образовательных учреждениях СПО за счет средств работодателей, с 1% до 6%.

2. Увеличение доли выпускников государственных образовательных учреждений СПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска, с 72% до 74%.

3. Увеличение коэффициента соответствия (изоморфности) структуры приема в государственные образовательные учреждения СПО прогнозным потребностям региональной экономики с 35% до 80%.

4. Увеличение доли государственных образовательных учреждений, реализующих программы трех уровней: среднее полное общее образование, НПО, СПО, с 10% до 80%.

5. Увеличение доли привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных образовательных учреждений СПО с 19% до 20%


2. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа


Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает опережающую модернизацию образования и, в том числе, профессионального образования.

Разработка и принятие Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года и Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2014 года сформировали четкое представление о будущем республики и определили возможности для роста экономики. Данные документы требуют изменения места и роли системы начального и среднего профессионального образования республики в обеспечении уровня и качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.


2.1. Состояние начального и среднего профессионального

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»