РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 сентября 2009 года N 807-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"
1. Внести в Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы, одобренный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2008 года N 926-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы", следующее изменение:
пункт 11 Перечня проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2009 - 2011 годах, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена".
3. Определить Министерство образования и науки Удмуртской Республики государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена".
4. Министерству образования и науки Удмуртской Республики разработать проект республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" и в срок до 1 декабря 2009 года внести его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
11 | Недоста- точная обеспечен- ность квалифици- рованными рабочими кадрами и специа- листами экономики Удмуртской Республики | Республикан- ская целевая программа "Развитие начального среднего профессио- нального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" | Цель: превращение системы начального и среднего профессионального образования в ресурс социально- экономического развития республики. Задачи: сохранение доступности начального и среднего профессионального образования; формирование системы социального партнерства и государственно- общественного управления в подготовке рабочих кадров и специалистов; формирование системы получения базовых прикладных квалификаций с передачей общеобразовательных функций системе общего образования; развитие системы непрерывного образования; совершенствование структуры и содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с требо- ваниями рынка труда; обеспечение социально- экономической поддержки обучающихся и работников учреждений начального и среднего профессионального образования; преодоление диспропорций между структурой и уровнем подготовки рабочих кадров и специалистов и спроса на них со стороны рынка труда; модернизация учебно- материальной базы, системы управления и инфраструктуры начального и среднего профессионального образования; реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования; информационная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов; разработка региональной нормативной правовой базы обеспечения механизмов реализации задач в области начального и среднего профессионального образования | комплектование учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) и учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО), в основном, на базе основного полного (общего) образования; создание центров сертификации профессиональных квалификаций; реализация на базе УНПО и УСПО программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда; комплектование УНПО и УСПО на основании регионального заказа; перевод УНПО и УСПО на нормативное подушевое финансирование; перевод 50% УНПО и УСПО в статус автономных; укрупнение УНПО и УСПО (50% УНПО и УСПО будут с контингентом более 800 человек); реорганизация УНПО и УСПО путем объединения (присоединения) в многоуровневые (до 60%) и многопрофильные (до 50%) учреждения среднего профессионального образования; формирование маркетинговых служб в каждом УНПО и УСПО (100% УНПО и УСПО будут иметь маркетинговые службы); увеличение численности выпускников УНПО с повышенным разрядом в общей численности выпускников с 45% до 51%; увеличение численности выпускников УНПО, получивших две и более профессии, от общей численности выпускников с 60% до 74%; увеличение численности выпускников УНПО, трудоустроившихся в течение 1 года по полученной специальности, от общей численности выпускников с 73% до 77% |
Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 21 сентября 2009 года N 807-р
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"
Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного развития России до 2020 года, предполагает опережающую модернизацию образования, и в том числе профессионального образования.
Существующая система профессионального образования в Удмуртской Республике, как и в Российской Федерации в целом, не решает проблему дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, поскольку объемы, структура и качество подготовки кадров все больше ориентируются не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности регионального рынка труда, а на сформированные потребности населения (родителей и абитуриентов) в образовательных услугах.
На решение задач повышения соответствия начального и среднего профессионального образования требованиям рынка труда направлена Концепция республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена".
Удмуртская Республика обладает разветвленной системой профессионального образования, включающей все ее уровни:
начальное профессиональное образование (далее - НПО) осуществляется в 32 государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее - УНПО) с общим числом обучающихся около 13 тысяч человек. Обучение идет по 43 направлениям подготовки. Ежегодный выпуск рабочих кадров составляет около 7 тысяч человек;
среднее профессиональное образование (далее - СПО) реализуется в 30 государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - УСПО), где обучается около 27,4 тысячи человек. Обучение идет по 95 направлениям подготовки. Ежегодный выпуск специалистов со средним профессиональным образованием составляет около 10 тысяч человек. Кроме этого, программы начального и среднего профессионального образования реализуются и в некоторых вузах республики;
высшее профессиональное образование в республике представлено 5 государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и 22 филиалами вузов, где обучается более 67 тыс. студентов по 120 направлениям подготовки.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в системе начального и среднего профессионального образования, как правило, включает в себя получение среднего (полного) общего и профессионального образования.
Основные проблемы в области профессионального образования:
Значительный дисбаланс между количеством обучающихся по профессиям и специальностям, реализуемым в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, и запросами региональной экономики относительно объемов и профилей подготовки. Сегодня наблюдается недостаток обучающихся в учреждениях НПО, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды квалифицированных рабочих. Контингент обучающихся в училищах, техникумах и колледжах республики в 2009 году сократился по сравнению с 2001 годом на 20%;
моральный и физический износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования образовательных учреждений. Низкий уровень нового материально-технического обеспечения большинства учреждений начального профессионального образования, особенно для подготовки по ресурсоемким профессиям. Недостаток финансирования на развитие образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Станочный парк физически и морально устарел. Средний износ основных фондов превышает 80%;
нехватка квалифицированных кадров в системе НПО и СПО. Старение и текучесть кадров. Средний возраст педагогических работников в учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет 45 - 55 лет;
уровень квалификации выпускников, который не устраивает работодателя. Работодатель требует специалиста 5 - 6 разряда, а выпускники УНПО и УСПО имеют 3 - 4 разряд;
низкий престиж рабочих профессий. Общеобразовательная школа в настоящее время практически перестала выполнять функцию профессиональной ориентации выпускников на выбор профессий и специальностей с учетом их реальных потребностей на рынке труда. Критерием успешности общеобразовательной школы в настоящее время является количество выпускников, поступивших в вуз;
отсутствие эффективной системы социального партнерства учреждений профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации;
слабое развитие общественно-государственных форм управления профессиональным образованием.
Концепция республиканской целевой программы "Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" (далее - Концепция) разработана в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Проблемы в области начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях текущего финансирования, необходима дополнительная государственная поддержка.
Реализация государственной политики в области начального и среднего профессионального образования, при использовании программно-целевого метода, в котором мероприятия увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля, создаст предпосылки для дальнейшего развития начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике, даст возможность достижения целей и задач, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2014 года.
К числу приоритетных, первоочередных и наиболее актуальных задач следует отнести следующие:
сохранение доступности начального и среднего профессионального образования;
формирование системы социального партнерства и государственно-общественного управления в подготовке рабочих кадров и специалистов;
формирование системы получения базовых прикладных квалификаций с передачей общеобразовательных функций системе общего образования;
развитие системы непрерывного образования;
совершенствование структуры и содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;
обеспечение социально-экономической поддержки обучающихся и работников учреждений начального и среднего профессионального образования;
преодоление диспропорций между структурой и уровнем подготовки рабочих кадров и специалистов и спросом на них со стороны рынка труда;
модернизация учебно-материальной базы, системы управления и инфраструктуры начального и среднего профессионального образования;
реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования;
информационная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов;
разработка региональной нормативной правовой базы обеспечения механизмов реализации задач в области начального и среднего профессионального образования.
Без решения назревших проблем начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике может произойти следующее:
учреждения начального профессионального образования к 2014 году будут заполнены обучающимися на 35% своих мощностей (по причине низкого престижа рабочих профессий и самих учреждений начального профессионального образования у молодежи), высвободится часть учебных площадей - до 70%, учебно-материальная база окажется востребованной на 20-30% (с учетом освобождения от морального и физически устаревшего оборудования);
предприятия республики останутся без молодых квалифицированных рабочих кадров, что приведет к прерыванию преемственности знаний и умений на предприятиях. Работники старших возрастных групп сложнее осваивают новые технологические процессы, более негативно настроены к инновациям. В результате снижается эффективность и производительность труда;
дальнейший моральный и физический износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования образовательных учреждений, что приведет к невозможности подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики республики;
дальнейший отток кадров из системы начального и среднего профессионального образования, что приведет к потере кадрового потенциала профессионального образования, снижению качества профессионального образования.
Программно-целевой метод направлен на использование средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, муниципальных образований, предприятий и иных инвесторов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и применением эффективных механизмов и методов для динамичного развития начального и среднего профессионального образования.
В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
финансово-экономические риски - в случаях меньшего по сравнению с планируемыми объемами финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, предприятий и иных инвесторов. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели;
организационно-управленческие риски - возможность возникновения непредвиденных ситуаций вследствие ошибок менеджмента, неготовности управленческих кадров к деятельности в новых условиях, реализации управленческих решений, препятствующих исполнению мероприятий Программы;
социально-психологические риски - вероятность развития ситуации без учета человеческого фактора (социальная напряженность при осуществлении реструктуризации, противодействие населения мерам по реструктуризации, неготовность руководителей и педагогических работников к реализации изменений, сокращение квалифицированных педагогических кадров, снижение социальной защищенности молодежи из малообеспеченных семей, рост преступности подростков в связи с уменьшением доступности начального и среднего профессионального образования и сокращением учебных мест, сокращение УНПО на селе приведет к еще большему оттоку молодежи в города, и, как следствие, к ухудшению демографической ситуации на селе, улучшение демографии через несколько лет может привести к недостатку УНПО и к усугублению имеющихся диспропорций на рынке труда).
Решение проблем начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике программно-целевым методом будет идти по следующим направлениям:
1) обеспечение доступности начального профессионального образования;
2) обеспечение соответствия качества профессионального образования требованиям реального сектора экономики региона:
информатизация образовательного процесса;
введение системы управления качеством;
внедрение профессиональных стандартов;
создание центров сертификации профессиональных квалификаций выпускников;
введение внешней независимой оценки качества профессионального образования;
3) усиление соответствия результатов деятельности системы НПО и СПО потребностям регионального рынка труда:
развитие практики регионального заказа;
достижение динамического баланса между кадровыми потребностями рынков труда и объемами подготовки в региональной системе профессионального образования;
повышение гибкости и мобильности системы профессионального образования в соответствии с конъюнктурой рынка труда;
формирование системы получения базовых прикладных квалификаций с передачей общеобразовательных функций системе общего образования;
развитие системы непрерывного образования;
4) развитие экономики профессионального образования;
5) реструктуризация сети: