ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 ноября 2009 года № 322
Об утверждении республиканской целевой программы
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту в Удмуртской Республике
на 2010 - 2014 годы»
(с изменениями на 26 декабря 2011 года)
________________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 26 декабря 2011 года № 478
________________________________________________________________________
В целях реализации задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы».
2. Определить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики государственным заказчиком республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы».
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 09 ноября 2009 года № 322
Республиканская целевая программа
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту в Удмуртской Республике
на 2010-2014 годы»
I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту в Удмуртской Республике
на 2010-2014 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 -2014 годы» (далее - Программа). | |||
Основание для разработки Программы | ||||
Государственный заказчик Программы | Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. | |||
Разработчики проекта Программы | Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. | |||
Исполнители Программы (в ред. постановления Правительства УР от 26 декабря 2011 года № 478) | Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (МЗ УР); Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики (АПиП УР); Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (МВД по УР) (по согласованию); Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике (УФСКН РФ по УР) (по согласованию); Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Удмуртской Республике (УФСБ РФ по УР) (по согласованию); Министерство образования и науки Удмуртской Республики (МОиН УР); Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики (МФСиТ УР); Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (МСХиП УР); Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики (МдМ УР); Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (МСЗН УР); Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики (ГУ ГСЗН УР); администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию) | |||
Цель Программы | - Обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества; - совершенствование системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними. | |||
Задачи Программы | Совершенствование: - антинаркотической пропаганды; - системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков; - работы по ограничению доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте; - технологий, способствующих противодействию незаконному обороту наркотиков; - межведомственного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их обороту; - системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании. | |||
Целевые индикаторы Программы | - Снижение доли лиц, употребляющих наркотики, по результатам социологических исследований от общего числа опрошенных; - увеличение доли больных наркоманией, длительность ремиссий которых составляет не менее двух лет, к общему числу больных наркоманией, зарегистрированных в наркологических учреждениях; - увеличение числа несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия; - обучение по вопросам профилактики наркомании специалистов заинтересованных ведомств; - увеличение числа лиц, зарегистрированных с диагнозом наркомания (по данным статистического мониторинга); - увеличение количества образовательных учреждений, в которых реализуются программы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни; - увеличение количества детей и молодёжи, регулярно занимающихся в секциях физически-оздоровительной, спортивной, технической, эстетической направленности и др. | |||
Сроки и этапы реализации Программы | С 1 января 2010 года по 31 декабря 2014 года. Этапы реализации Программы не предусмотрены. | |||
Объёмы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям бюджетных средств на очередной финансовый год. Общий объем финансирования Программы на 2010 - 2014 годы составляет 47037,7 тыс.руб., в том числе: *1 | |||
(в ред. постановления Правительства УР от 26 декабря 2011 года № 478) | Объемы и источники финансирования Программы Объёмы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | В результате реализации Программы к 2015 году предполагается: - снизить долю лиц, употребляющих наркотики, по результатам социологических исследований от общего числа опрошенных, на 15%; - увеличить долю больных наркоманией, длительность ремиссий которых составляет не менее двух лет, к общему числу больных наркоманией, зарегистрированных в наркологических учреждениях, на 20%; - увеличить число несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, на 20%; - обучить по вопросам профилактики наркомании не менее 1000 специалистов заинтересованных ведомств; - увеличить число лиц, зарегистрированных с диагнозом наркомания (по данным статистического мониторинга), на 25%; - увеличить количество образовательных учреждений, в которых реализуются программы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни, на 15%; - увеличить количество детей и молодёжи, регулярно занимающихся в секциях физически-оздоровительной, спортивной, технической, эстетической направленности и др., на 25%. |
_______________________________
*1 - (в ред. постановления Правительства УР от 26 декабря 2011 года № 478)
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
2113,0 | 2113,0 | 7596,0 | 9170,3 | 9280,8 |
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
- | - | 3539,4 | 1274,4 | 659,4 |
Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
154,4 | 154,4 | - | - | - |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
273,4 | 273,4 | 2531,0 | 2504,0 | 2504,0 |
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
- | - | - | 400,0 | 688,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 |
Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
38,3 | 38,3 | 38,3 | 38,3 | 38,3 |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
- | - | - | 300,0 | 542,3 |
Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
- | - | - | 150,0 | 250,0 |
Всего по Программе:
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
2654,1 | 2654,1 | 13779,7 | 13912,0 | 14037,8 |
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, демографической ситуации, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства. Высокая смертность, выраженная психологическая деградация, социальная дезадаптация, криминализация, поражение ВИЧ-инфекцией - вот далеко не полный перечень последствий наркомании.
В наркологических учреждениях страны зарегистрировано более пятисот тысяч потребителей наркотических средств. Вместе с тем, наркомания, являющаяся социально-значимым заболеванием, подвергающаяся общественному порицанию, характеризуется высоким уровнем латентности.
По экспертным оценкам Всемирной Организации Здравоохранения реальное число потребителей наркотиков превышает официальные данные в 8 - 10 раз.
Эпидемическая ситуация по распространению наркомании в Удмуртской Республике является отражением общей ситуации, сложившейся на территории Российской Федерации. На начало 2009 года в наркологических учреждениях Удмуртской Республики зарегистрировано 2069 наркозависимых. За последние три года число учтенных лиц, страдающих наркоманией, возросло на 44,5%, что может служить показателем совершенствования решения вопросов выявления и оказания специализированной помощи данной категории лиц, а также говорить о негативных тенденциях динамики эпидемической ситуации в Удмуртской Республике.
Около 90% наркопотребителей - это молодые люди в возрасте до 30 лет. 87,5% из них имеют признаки выраженной социальной дезадаптации - не работают и не учатся, что наносит ощутимый ущерб экономике и состоянию правопорядка республики. Отсутствие в республике системы медико-социальной реабилитации не позволяет пока достичь среднероссийского уровня - одного из основных индикаторных показателей эффективности оказания помощи наркозависимым. Так, при среднероссийском показателе ремиссий свыше двух лет у наркозависимых 7,9%, показатель длительных ремиссий в Удмуртской Республике составил в 2008 году 5,4%.
По данным социологических исследований по оценке распространенности злоупотребления психоактивными веществами и оценке факторов, влияющих на ее динамику, проводимых в рамках Плана мероприятий республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006-2009 годы», уровень наркопотребления среди лиц трудоспособного возраста составляет 13,5%. Среди учащейся молодежи 15,1% имеют опыт употребления наркотических средств. Более 16% опрошенных жителей республики имеют в своем окружении от одного до десяти потребителей наркотиков.
Отмечается рост числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с 2102 в 2006 году до 2254 в 2008 году, что связано, в том числе, с активизацией работы правоохранительных органов.
В условиях продолжающейся экспансии зарубежного наркорынка, высокой прибыльности наркосбыта, динамично изменяющихся социально-экономических условий в стране несовершеннолетние и молодежь являются наиболее уязвимой категорией населения. Трансформируясь в другие виды, потребление наркотиков в молодежной среде остается в статусе «особой, модной» субкультуры.
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики
Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и развития системы профилактики их потребления различными группами населения, прежде всего молодежью, позволят удержать наркоситуацию под контролем, внедрить новые направления профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью.
Значимость проблемы наркомании, решение которой выходит за рамки только системы здравоохранения, определяется основными составляющими, диктующими необходимость межведомственного программно-целевого подхода к ее решению. К ним относятся:
1) социально-экономическая:
- наркомания может развиться у любого человека независимо от возраста, пола, национальности и социального положения;
- наркотическая зависимость влечёт за собой преждевременную и стойкую утрату трудоспособности потребителей наркотиков, что снижает экономический и военный потенциал общества;
- расширение масштабов, повышение опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно вовлечение молодёжи в преступную деятельность, что влечет к криминализации общества;
- необходимость создания возможности лечения больных наркотической зависимостью;
- затраты на длительную реабилитацию для возвращения трудоспособного человека в общество;