РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 апреля 2009 года N 211-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
В целях реализации задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".
2. Определить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".
3. Поручить Министерству здравоохранения Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" в срок до 24 апреля 2009 года.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, демографической ситуации, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства. Высокая смертность, выраженная психологическая деградация, социальная дезадаптация, криминализация, поражение ВИЧ-инфекцией - вот далеко не полный перечень последствий наркомании.
В наркологических учреждениях страны зарегистрировано более пятисот тысяч потребителей наркотических средств. Вместе с тем наркомания, являющаяся социально значимым заболеванием, подвергающаяся общественному порицанию, характеризуется высоким уровнем латентности.
По экспертным оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, реальное число потребителей наркотиков превышает официальные данные в 8 - 10 раз.
Эпидемическая ситуация по распространению наркомании в Удмуртской Республике является отражением общей ситуации, сложившейся на территории Российской Федерации. На начало 2009 года в наркологических учреждениях Удмуртской Республики зарегистрировано 2069 наркозависимых. За последние три года число учтенных лиц, страдающих наркоманией, возросло на 44,5%, что может служить показателем совершенствования решения вопросов выявления и оказания специализированной помощи данной категории лиц, а также говорить о негативных тенденциях динамики эпидемической ситуации в Удмуртской Республике.
Около 90% наркопотребителей - это молодые люди в возрасте до 30 лет, 87,5% из них имеют признаки выраженной социальной дезадаптации - не работают и не учатся, что наносит ощутимый ущерб экономике и состоянию правопорядка республики. Отсутствие в республике системы медико-социальной реабилитации не позволяет пока достичь среднероссийского уровня - одного из основных индикаторных показателей эффективности оказания помощи наркозависимым. Так, при среднероссийском показателе ремиссий свыше двух лет у наркозависимых 7,9% показатель длительных ремиссий в Удмуртской Республике составил в 2008 году 5,4%.
По данным социологических исследований по оценке распространенности злоупотребления психоактивными веществами и оценке факторов, влияющих на ее динамику, проводимых в рамках Плана мероприятий республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы", уровень наркопотребления среди лиц трудоспособного возраста составляет 13,5%. Среди учащейся молодежи 15,1% имеют опыт употребления наркотических средств. Более 16% опрошенных жителей республики имеют в своем окружении от одного до десяти потребителей наркотиков.
Отмечается рост числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: с 2102 в 2006 году до 2254 в 2008 году, что связано в том числе с активизацией работы правоохранительных органов.
В условиях продолжающейся экспансии зарубежного наркорынка, высокой прибыльности наркосбыта, динамично изменяющихся социально-экономических условий в стране подростки и молодежь являются наиболее уязвимой категорией населения. Трансформируясь в другие виды, потребление наркотиков в молодежной среде остается в статусе "особой, модной" субкультуры.
Концепция республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" разрабатывается в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561 "О Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", распоряжения Правительства Удмуртской Республики N 926-р от 13 октября 2008 года "О прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы" и решения заседания Антинаркотической комиссии Удмуртской Республики от 22 декабря 2008 года.
Республиканские целевые программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2005 год" и "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" по реализации антинаркотической политики в Удмуртской Республике в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов по решению проблем противодействия наркомании. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и развития системы профилактики их потребления различными группами населения, прежде всего молодежью, позволили удержать наркоситуацию под контролем, внедрить новые направления профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью.
Значимость проблемы наркомании, решение которой выходит за рамки только системы здравоохранения, определяется основными составляющими, диктующими необходимость межведомственного программно-целевого подхода к ее решению. К ним относятся:
1) медицинская:
- наркомания - тяжелое хроническое рецидивирующее заболевание, нарушающее психическую и физическую деятельность человека, приводящее к быстрой деградации личности и преждевременной смерти;
- больные, как правило, нуждаются в помощи многих специалистов (врачей разных специальностей, психологов, социальных работников и др.);
- больные наркоманией нуждаются в длительном лечении и реабилитации;
2) социально-экономическая:
- наркомания может развиться у любого человека независимо от возраста, пола, национальности и социального положения;
- наркотическая зависимость влечет за собой преждевременную и стойкую утрату трудоспособности потребителей наркотиков, что снижает экономический и военный потенциал общества;
- расширение масштабов, повышение опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно вовлечение молодежи в преступную деятельность, что влечет к криминализации общества;
- высокие расходы на лечение больных наркотической зависимостью;
- затраты на длительную реабилитацию для возвращения трудоспособного человека в общество.
Практика реализации предыдущих Республиканских целевых программ показала, что они являются эффективным инструментом межведомственного решения вопросов своевременного выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, а также организации и проведения профилактической работы. Благодаря должному уровню межведомственного взаимодействия в вопросах выявления лиц, употребляющих наркотические средства, за последние три года число учтенных лиц, страдающих наркоманией, возросло на 44,5%. Снизилось число смертей от передозировок героином с 93 случаев в 2006 году до 36 в 2008 году. С 2008 года в республике ведется мониторинг наркотической ситуации, создан единый банк данных потребителей наркотических средств, что позволяет проводить профилактическую работу среди данной группы.
За годы действия Программ удалось добиться значительных результатов: увеличились возможности диагностики, лечения пациентов с наркологическими заболеваниями, были разработаны и внедрены новые методы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Организовано сотрудничество с общественными организациями и движениями, осуществляющими деятельность в вопросах профилактики наркомании. В Республиканском наркологическом диспансере открыты новые структурные подразделения - отделение анестезиологии и реанимации, отделение лучевой диагностики, физиотерапевтическое отделение, амбулаторное реабилитационное отделение, "телефон доверия наркологической службы Удмуртской Республики", что позволило внедрить современные методы диагностики, лечения и реабилитации больных наркологического профиля. Использование новых технологий позволило улучшить один из основных индикаторных показателей, определяющих эффективность оказания помощи больным наркоманией. Количество больных наркоманией с качественной ремиссией заболевания свыше двух лет возросло за последние три года с 4,8% до 5,4%.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики в рамках Плана мероприятий Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" продолжает внедрять современные методы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях по программам "Полезные навыки", "Полезные привычки". Ежегодно в рамках Плана мероприятий Программы организуются лагерные оздоровительные смены для детей группы "повышенного риска наркотизации", в ходе которых с детьми проводят профилактическую работу специалисты - психологи, врачи-наркологи. Только за 2008 год оздоровительными профилактическими мероприятиями было охвачено 103 ребенка группы "повышенного риска наркотизации".
В ходе межведомственных оперативно-профилактических операций "Мак-2008" и "Канал-2008", проводимых в рамках реализуемого Плана мероприятий Программы, было выявлено более 600 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, 206 лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Из незаконного оборота изъято 161,58 кг наркотических средств и психотропных веществ, что на 21,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Продолжаются мероприятия по пополнению единой автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков.
Многосторонний комплексный подход в организации антинаркотической работы позволил добиться того, что в 2007 году в Приволжском федеральном округе среди 14 субъектов Удмуртская Республика занимает 10 место по уровню зарегистрированной распространенности наркозависимости среди взрослого населения и 9 место - среди подросткового населения.
Несмотря на достигнутые успехи, негативные тенденции наркотизации населения сохранились. Это означает, что меры по стабилизации и оздоровлению наркотической ситуации в Удмуртской Республике нуждаются в последовательном продолжении.
В Удмуртской Республике остается нерешенной проблема реабилитации наркозависимых, продолжает иметь место практика лечения наркомании, направленная только на снятие физической зависимости от наркотических средств, нет условий для создания реабилитационной среды с целью восстановления психосоциальной деятельности лиц, прекративших употреблять наркотики.
Недостаточная обеспеченность правоохранительных органов Удмуртской Республики по борьбе с незаконным оборотом наркотиков оперативно-техническими средствами в достаточном объеме не позволяет выявлять непосредственных организаторов наркобизнеса, своевременно ликвидировать наркопритоны.
Эффективным механизмом решения проблемы по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией остается программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков. Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества относительно долгосрочных мероприятий социального характера.
Отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, антинаркотической пропаганде среди различных категорий, созданию основ эффективного взаимодействия и пополнения практическим содержанием системы профилактики наркомании повлечет разрозненность усилий исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих задач в этой области, что может привести:
- к снижению уровня здоровья населения Удмуртской Республики;
- к потере трудовых ресурсов;
- к несвоевременному выявлению причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности, и их устранению;
- к слабому состоянию материально-технической базы и кадрового обеспечения субъектов профилактики;
- к низкому уровню осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;
- к низкой эффективности массовых антинаркотических мероприятий;
- к повышению уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков.
При отсутствии введения программно-целевого метода не будет достигнуто комплексное решение поставленных задач, решение каждой из которых неразрывно от других влияет на достижение поставленной цели.
Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять меры по определению уровня наркотизации населения, повышению эффективности системы профилактики наркомании в республике, противодействию немедицинскому потреблению наркотиков, укреплению материально-технического обеспечения учреждений системы профилактики, лечению и реабилитации, подготовке и повышению квалификации кадров.
Одним из необходимых условий для эффективной реализации мероприятий в рамках программно-целевого подхода является достаточное финансирование выполнения программных мероприятий.
Проблема имеет три варианта решения:
1. Реализация республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) в запланированных объемах финансирования.
Это позволит достичь запланированных целевых показателей в течение срока реализации Программы. При этом варианте решение целей и задач Программы, выполнение целевых индикаторов будет достигнуто.
При использовании данного варианта могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой, с неверно выбранными приоритетами. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий (и объема их финансирования), что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Минимизировать данные риски предполагается путем контроля за ходом реализации Программы государственным заказчиком-координатором Программы.
2. Принятие Программы с уменьшенным объемом финансирования.
Сокращение финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики приведет к невозможности реализации части программных мероприятий.
К рискам, указанным в первом варианте, добавятся следующие: в случае уменьшения объема финансирования средства из бюджета Удмуртской Республики будут направлены на реализацию наиболее приоритетных направлений, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основной цели Программы по сокращению к 2014 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Удмуртской Республике. Вместе с тем сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.
Таким образом, недофинансирование Программы может привести к увеличению числа потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, снижению возраста начала употребления наркотиков и в конечном итоге снизит эффективность предпринятых ранее действий.
3. Решение проблемы непрограммными средствами.
Это может привести к утрате межведомственного взаимодействия органов государственной власти и негосударственных организаций в сложившейся в настоящее время системе профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, более затратной реализации по сравнению с комплексным решением проблемы мероприятий по профилактике распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков, лечению и реабилитации больных наркоманией, пресечению незаконного оборота наркотиков.
В качестве базового предлагается первый вариант, позволяющий решить цели и задачи Программы.
Срок реализации Программы - с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014 года, без выделения этапов.