Число учреждений, в % | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Показатели по России |
Требуют капитального ремонта | 9,7 | 8,3 | 5,9 | 2,8 | 1,9 | 2,3 | 4,1 |
Отсутствует централизованное водоснабжение | 5,0 | 4,4 | 3,7 | 2,8 | 2,5 | 2,1 | 10,2 |
Отсутствует центральное отопление | 5,5 | 4,7 | 4,1 | 2,8 | 2,4 | 2,1 | 5,9 |
147 образовательных учреждений расположены в зданиях со 100-процентным износом основных фондов. Срок эксплуатации 67 процентов образовательных учреждений составляет от 20 до 100 лет.
Отмечается низкий уровень технической оснащенности мастерских образовательных учреждений: 50 процентов оборудования не подлежит дальнейшей эксплуатации (отсутствуют ограждающие, блокирующие устройства, нормативно-техническая документация); не работает приточно-вытяжная вентиляция либо ее эффективность не соответствует стандартам.
Не проводится аттестация рабочих мест в образовательных учреждениях по условиям труда в соответствии с требованиями.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна: она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности, с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего общества и государства.
2.5. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом
Программы по реализации обеспечения безопасности образовательных учреждений в Удмуртской Республике в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов по решению проблем безопасности образовательного процесса. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасных условий образовательного процесса, позволили обеспечить автоматической пожарной сигнализацией и средствами оповещения о пожаре 100% муниципальных общеобразовательных учреждений республики и учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики.
Значимость проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса, решение которой выходит за рамки только системы образования, определяется основными составляющими, диктующими необходимость межведомственного программно-целевого подхода к ее решению:
- обеспечение пожарной безопасности;
- обеспечение санэпидблагополучия;
- обеспечение условий охраны труда и обучения.
Практика реализации Республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» (2006-2009 годы) (утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 14 июня 2006 года № 654-III) показала, что она является эффективным инструментом межведомственного решения вопросов по обеспечению безопасности образовательных учреждений. Благодаря должному уровню межведомственного взаимодействия по обеспечению безопасности значительно снизился материальный ущерб от пожаров и составил в 2008 году 19,5 тыс. рублей (в 2007 году - 102,38 тыс. рублей).
За годы действия Республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» (2006-2009 годы) удалось добиться значительных результатов:
- в период с 2006 по 2008 год на выделенные по Республиканской целевой программе «Безопасность образовательного учреждения» (2006-2009 годы) средства в 605 образовательных учреждениях и 24 учреждениях профессионального образования проведены работы по оборудованию зданий автоматической пожарной сигнализацией (АПС), средствами оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ), в 65 учреждениях проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений, в 33 заменена горючая отделка путей эвакуации на негорючую, в 53 выполнен замер сопротивления изоляции сетей электроснабжения, в 51 работы по ревизии и замене электрооборудования и электропроводки, в 183 учреждениях сигнал о срабатывании систем противопожарной защиты выведен на пульт дежурного Единой дежурно-диспетчерской службы.
Принятыми мерами удалось существенно укрепить уровень противопожарной защиты образовательных учреждений, подтверждение тому снижение в 3 раза количества пожаров с 25 в 2005 до 7 в 2008 году, увеличение процента готовности школ к началу учебного периода с 46,4% в 2005 году до 98,3% в 2008 году.
Несмотря на достигнутые успехи, вопрос об обеспечении безопасности образовательных учреждений остается актуальным. Это означает, что меры по обеспечению безопасности образовательного процесса в Удмуртской Республике нуждаются в последовательном продолжении.
В Удмуртской Республике проблемными вопросами в обеспечении противопожарной безопасности остаются:
- приведение электрических сетей, электрического оборудования, системы освещения в соответствие с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
- замена горючей отделки стен и потолков, путей эвакуации на негорючую в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности (ППБ-101-89);
- обеспечение технической безопасности зданий и инженерных систем (ремонт эвакуационных выходов, полов, кровли и др.);
- ремонт, техническое обслуживание внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения.
Кроме того, остается нерешенным вопрос по оборудованию зданий автоматической пожарной сигнализацией (АПС), средствами оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ) дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Эффективным механизмом решения проблемы по реализации адекватных и эффективных мер по обеспечению безопасности образовательного процесса остается программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожароопасных ситуаций и снижению уровня санитарно-гигиенического благополучия.
2.6. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения
Отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов по обеспечению безопасности образовательных учреждений повлечет разрозненность усилий органов исполнительной власти Удмуртской Республики, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих задач в этой области, что может привести: