Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения (2010 годы)»

Таблица № 1

Число учреждений, в %

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Показатели по России

Требуют капитального ремонта

9,7

8,3

5,9

2,8

1,9

2,3

4,1

Отсутствует централизованное водоснабжение

5,0

4,4

3,7

2,8

2,5

2,1

10,2

Отсутствует центральное отопление

5,5

4,7

4,1

2,8

2,4

2,1

5,9


147 образовательных учреждений расположены в зданиях со 100-процентным износом основных фондов. Срок эксплуатации 67 процентов образовательных учреждений составляет от 20 до 100 лет.

Отмечается низкий уровень технической оснащенности мастерских образовательных учреждений: 50 процентов оборудования не подлежит дальнейшей эксплуатации (отсутствуют ограждающие, блокирующие устройства, нормативно-техническая документация); не работает приточно-вытяжная вентиляция либо ее эффективность не соответствует стандартам.

Не проводится аттестация рабочих мест в образовательных учреждениях по условиям труда в соответствии с требованиями.

Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна: она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности, с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего общества и государства.


2.5. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом


Программы по реализации обеспечения безопасности образовательных учреждений в Удмуртской Республике в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов по решению проблем безопасности образовательного процесса. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасных условий образовательного процесса, позволили обеспечить автоматической пожарной сигнализацией и средствами оповещения о пожаре 100% муниципальных общеобразовательных учреждений республики и учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики.

Значимость проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса, решение которой выходит за рамки только системы образования, определяется основными составляющими, диктующими необходимость межведомственного программно-целевого подхода к ее решению:

- обеспечение пожарной безопасности;

- обеспечение санэпидблагополучия;

- обеспечение условий охраны труда и обучения.

Практика реализации Республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» (2006-2009 годы) (утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 14 июня 2006 года № 654-III) показала, что она является эффективным инструментом межведомственного решения вопросов по обеспечению безопасности образовательных учреждений. Благодаря должному уровню межведомственного взаимодействия по обеспечению безопасности значительно снизился материальный ущерб от пожаров и составил в 2008 году 19,5 тыс. рублей (в 2007 году - 102,38 тыс. рублей).

За годы действия Республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» (2006-2009 годы) удалось добиться значительных результатов:

- в период с 2006 по 2008 год на выделенные по Республиканской целевой программе «Безопасность образовательного учреждения» (2006-2009 годы) средства в 605 образовательных учреждениях и 24 учреждениях профессионального образования проведены работы по оборудованию зданий автоматической пожарной сигнализацией (АПС), средствами оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ), в 65 учреждениях проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений, в 33 заменена горючая отделка путей эвакуации на негорючую, в 53 выполнен замер сопротивления изоляции сетей электроснабжения, в 51 работы по ревизии и замене электрооборудования и электропроводки, в 183 учреждениях сигнал о срабатывании систем противопожарной защиты выведен на пульт дежурного Единой дежурно-диспетчерской службы.

Принятыми мерами удалось существенно укрепить уровень противопожарной защиты образовательных учреждений, подтверждение тому снижение в 3 раза количества пожаров с 25 в 2005 до 7 в 2008 году, увеличение процента готовности школ к началу учебного периода с 46,4% в 2005 году до 98,3% в 2008 году.

Несмотря на достигнутые успехи, вопрос об обеспечении безопасности образовательных учреждений остается актуальным. Это означает, что меры по обеспечению безопасности образовательного процесса в Удмуртской Республике нуждаются в последовательном продолжении.

В Удмуртской Республике проблемными вопросами в обеспечении противопожарной безопасности остаются:

- приведение электрических сетей, электрического оборудования, системы освещения в соответствие с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

- замена горючей отделки стен и потолков, путей эвакуации на негорючую в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности (ППБ-101-89);

- обеспечение технической безопасности зданий и инженерных систем (ремонт эвакуационных выходов, полов, кровли и др.);

- ремонт, техническое обслуживание внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения.

Кроме того, остается нерешенным вопрос по оборудованию зданий автоматической пожарной сигнализацией (АПС), средствами оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ) дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Эффективным механизмом решения проблемы по реализации адекватных и эффективных мер по обеспечению безопасности образовательного процесса остается программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожароопасных ситуаций и снижению уровня санитарно-гигиенического благополучия.

2.6. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения


Отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов по обеспечению безопасности образовательных учреждений повлечет разрозненность усилий органов исполнительной власти Удмуртской Республики, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих задач в этой области, что может привести: