Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 19 октября 2009 года № 297
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(2010 - 2014 ГОДЫ)»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Безопасность образовательного учреждения (2010 - 2014 годы)» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 07 сентября 2009 года № 758-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения (2010-2014 годы)», приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 1612 «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях», совместный приказ МЧС Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года № 190/1668 «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений», Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством |
Цели Программы | Создание необходимых условий для укрепления и повышения уровня пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия государственных и муниципальных образовательных учреждений Удмуртской Республики всех типов и видов. Уменьшение гибели, травматизма обучающихся и сотрудников образовательных учреждений. Уменьшение размера материальных потерь от пожаров и чрезвычайных ситуаций государственных и муниципальных образовательных учреждений Удмуртской Республики всех типов и видов. Повышение уровня противопожарной защиты зданий и сооружений, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Реализация первоочередных неотложных мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности участников образовательного процесса |
Задачи Программы | Реализация государственной политики и требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других вредных факторов. Усиление взаимодействия уполномоченных органов и организаций по вопросам усиления безопасности образовательных учреждений. Дальнейшее развитие правовой базы по вопросам пожарной безопасности, санитарного состояния учреждений. Анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений. Повышение уровня знаний по вопросам пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил, организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений. Изготовление, монтаж и сервисное обслуживание технических средств, обеспечивающих пожарную безопасность, выполнение санитарно-эпидемиологических требований |
Целевые индикаторы Программы | Снижение прямых и косвенных экономических потерь в борьбе с пожарами к среднему показателю за последние 5 лет на 5% ежегодно. Снижение количества травм, несчастных случаев от общего количества обучающихся на 10% ежегодно |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010 - 2014 годы |
Перечень подпрограмм Программы | В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем средств бюджета Удмуртской Республики, необходимых на реализацию Программы, составляет 262171,5 тыс. руб., в том числе: - на 2010 год - 36232,3 тыс. руб.; - на 2011 год - 47332,3 тыс. руб.; - на 2012 год - 57226,3 тыс. руб.; - на 2013 год - 60332,3 тыс руб.; - на 2014 год - 61048,3 тыс руб. Программой предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Предлагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической | Реализация Программы позволит создать условия для: снижения рисков возникнования пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей; повышения санитарно-эпидемиологичесого благополучия объектов образования; создания необходимой материально-технической базы для безопасного функционирования образовательных учреждений; оптимизации государственных расходов на создание систем безопасности. Социально-экономическая эффективность Программы заключается в: организации надежной системы по обеспечению противопожарной защиты зданий и помещений, санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений; снижении рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, предотвращения материального ущерба и экономии на этой основе государственных расходов; повышении экономической заинтересованности руководителей образовательных учреждений в обеспечении безопасных условий труда и учебы. |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
2.1. Правовые основы обеспечения безопасности
образовательных учреждений
Правовыми основами обеспечения безопасности образовательных учреждений в Удмуртской Республике являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 972, Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февраля 2005 года № Пр-258 «Об утверждении Плана мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности», приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 1612 «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях», приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 190 и Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года № 1668 «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений», а также нормативные правовые акты Удмуртской Республики.
Согласно статье 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»: «Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасных условий, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Состояние безопасности образовательных учреждений подлежит обеспечению по всем направлениям (видам) безопасности, предусмотренным Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», среди которых приоритетными для образовательных учреждений являются пожарная, электрическая и конструкционная.
Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности.
2.2. Оценка состояния противопожарной безопасности
Наиболее проблемными являются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
- несоответствие электрических проводов требованиям Правил устройства электроустановок;
- отсутствие огнезащиты деревянных конструкций чердачных помещений;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре;
- отсутствие молниезащиты;
- отделка путей эвакуации сгораемыми материалами, их загромождение;
- наличие внутренних ограждающих конструкций, выполненных из горючих материалов;
- неукомплектованность зданий первичными средствами пожаротушения;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
На территории Удмуртской Республики расположены 714 школ, 723 дошкольных образовательных учреждения и 116 учреждений дополнительного образования.
На сегодняшний день в 325 дошкольных образовательных учреждениях и 40 учреждениях дополнительного образования отсутствует, а в 100 - неисправна автоматическая пожарная сигнализация. В 344 - отсутствует, в 55 - неисправна система оповещения людей о пожаре и в 149 не соответствует требованиям нормативных документов. В 255 учреждениях образования отделка путей эвакуации выполнена с применением сгораемых материалов, в 399 - эвакуационные выходы не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Деревянные конструкции чердачных помещений 391 учреждения не обработаны огнезащитным составом. 154 учреждения не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением. В 298 образовательных учреждениях электрооборудование требует ревизии и ремонта, в 12 - пожарные краны не укомплектованы необходимым оборудованием. При этом 326 учреждений расположены за пределами нормативного радиуса обслуживания подразделений пожарной охраны. Только на 276 объектах сигнал о срабатывании систем противопожарной защиты выведен на ЕДДС-01 городов и районов, в 498 школах заключены договоры на обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
Серьезной проблемой в районах являются школы, в которые по программе оптимизации переведены другие объекты социальной сферы (дошкольные образовательные учреждения, библиотеки, клубы и др.). Проведенная без проектов реконструкция зданий выполнена без учета противопожарных требований строительных норм и правил. Помещения различного функционального назначения не имеют требуемого количества обособленных выходов, разделены между собой перегородками, не обеспечивающими требуемый предел огнестойкости.