Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2009 года № 265

Об утверждении республиканской целевой программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Удмуртской Республики,
на 2010-2014 годы»

(с изменениями на 28 мая 2013 года)

     
 ________________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 532
  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 163
  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 28 мая 2013 года № 228
 ________________________________________________________________

     Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010 - 2014 годы».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010 - 2014 годы» Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 21 сентября 2009 года № 265


Республиканская целевая программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Удмуртской Республики,
на 2010 - 2014 годы»

I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Удмуртской Республики,
на 2010 - 2014 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010 - 2014 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 1 июня 2009 года № 415-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики

Исполнители Программы

- Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики;

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

- Министерство национальной политики Удмуртской Республики;

- Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики.

Цели Программы

Дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, способствующей широкому вовлечению граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, в процесс духовного, патриотического становления в интересах укрепления единства нации и формирования сознательного отношения к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи Программы

1) Создание и развитие координационных советов (комиссий) при органах местного самоуправления, в учебных и трудовых коллективах;

2) создание условий для участия некоммерческих организаций в работе по патриотическому воспитанию;

3) совершенствование нормативных правовых актов по патриотическому воспитанию граждан;

4) совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;

5) поиск новых, соответствующих современным реалиям, форм культурно-массового, духовного и нравственного воспитания граждан при активном участии средств массовой информации;

6) содействие подготовке молодёжи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

7) развитие форм и методов патриотического воспитания детей и подростков дошкольного и школьного возраста, студенческой и работающей молодёжи с учётом современного состояния общественной жизни в стране;

8) совершенствование методики оценки и критериев результативности патриотического воспитания.

Целевые индикаторы Программы

Оценка уровня эффективности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены качественными (нравственно-духовными) и количественными параметрами.

Качественные (нравственно-духовные) параметры:

1) повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;

2) упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;

3) проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества, повышение престижа государственной, в том числе военной, службы в обществе, снижение количества уклоняющихся от призыва на военную службу;

4) активное участие молодёжи в общественной и политической жизни общества и государства.

Количественные параметры:

1) количество действующих целевых программ патриотической направленности в муниципальных образованиях Удмуртской Республики;

2) количество патриотических объединений, клубов, центров, детских и молодёжных общественных объединений;

3) количество граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров, детских и молодёжных общественных объединений;

4) количество паспортизированных музеев образовательных учреждений, музеев предприятий;

5) количество профильных лагерных смен гражданско-патриотической направленности;

6) количество мероприятий для молодёжи допризывного возраста;

7) количество спортивных мероприятий и их результативность;

8) количество мероприятий для специалистов, ведущих работу в области патриотического воспитания детей, подростков и молодёжи;

9) количество выпущенных телевизионных и радиопрограмм, публикаций в периодических печатных изданиях патриотической тематики;

10) количество мероприятий гражданско-патриотической тематики;

11) количество граждан, охваченных республиканскими мероприятиями патриотической направленности;

12) количество специалистов, повысивших профессиональную квалификацию в различных формах обучения, по программам патриотической направленности.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется с 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года. Программа не предусматривает деления на этапы.

Объёмы и источники финансирования республиканской, ведомственной программы

Объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики. На очередной финансовый год и плановый период, в случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности, бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства из федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством.

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально- экономической эффективности Программы

В социально-идеологической сфере - формирование позитивного духовно-нравственного облика гражданина, снижение степени идеологического противостояния представителей различных общественно-политических объединений, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы национальных концессий;

- в социально-экономической сфере - обеспечение заинтересованности общества в развитии экономики региона и на этой основе снижение социальной напряженности, поддержание общественной и экономической стабильности;

- в области укрепления обороноспособности страны - стремление молодёжи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовность граждан к защите Отечества.

В количественном выражении:

- увеличение количества действующих программ патриотической направленности в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике на 57%;

- увеличение количества молодых людей - членов общественных объединений патриотической направленности на 20%;

- увеличение количества граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, участвующих в проектах патриотической, историко-краеведческой направленности, на 10%.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству по делам молодёжи Удмуртской Республики. Общий объём финансирования Программы составляет 94 767 тыс. рублей, в том числе (в ред. постановления Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 163):

Год

Средства бюджета Удмуртской Республики

2010

700,0 тыс. рублей

2011

3 201,0 тыс. рублей

2012

33 308,0 тыс. рублей

2013

53 613,0 тыс. рублей*

2014

3 945,0 тыс. рублей

Итого:

94 767,0 тыс. рублей


* в том числе 50 000,0 тыс. рублей за счёт Адресной инвестиционной программы Удмуртской Республики на 2013 год, утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года № 118-р.

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Вопросы патриотического воспитания в современной России остаются приоритетными на протяжении нескольких лет. Ситуация, связанная с актуализацией диалога о патриотизме, была сформирована на рубеже XX - XXI веков, когда стало очевидно, что в стране отсутствует идея, позволяющая объединить граждан России. В связи с этим, именно патриотизм, как основа идеологии страны, стал доминировать и реализовываться через государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422, а также через республиканскую целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2003-2005 годы», утвержденную постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 04 июня 2002 года № 586-II, и республиканскую целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2006-2009 годы, утвержденную постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 июня 2005 года № 489-III.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью процесса воспитания государственных, общественных и социальных институтов, представляет систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, образовательных учреждений, общественных объединений, иных организаций, семьи по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Исторический опыт свидетельствует о том, что без патриотизма не может эффективно развиваться ни одно государство в мире. Государство нуждается в наличии эффективной системы патриотического воспитания граждан, адекватной по содержанию и методам сложившейся общественно-политической и социально-экономической ситуации. Такая система должна быть нормативно обеспечена на всех уровнях, а также включать соответствующий комплекс мероприятий. Методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих экономических, политических и социальных перемен.

Для совершенствования системы и процесса патриотического воспитания необходимо проводить дальнейшую целенаправленную работу по решению проблем в сфере научно-аналитических исследований, развитию материально-технического обеспечения воспитательной базы, своевременной разработке законодательных актов по вопросам патриотического воспитания, усилению воспитательной составляющей в действующих государственных образовательных стандартах, подготовке профессиональных кадров для ведения работы по патриотическому воспитанию граждан в учебных и трудовых коллективах, освещению темы патриотического воспитания в средствах массовой информации.

Низкий уровень патриотического воспитания граждан и падение престижа военной службы являются проблемой, решить которую возможно лишь посредством программно-целевого подхода.

Программно-целевой подход рассматривает патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по формированию и воспитанию у граждан патриотического сознания, чувства верности и преданности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Круг проблем в сфере развития патриотического воспитания граждан достаточно обширен. Он не может быть охвачен полностью, поскольку ресурсы (и временные, в том числе) всегда ограничены. Необходимо сконцентрировать их на наиболее актуальных проблемах, требующих неотложного решения:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации и Конституции Удмуртской Республики, законности, правопорядка, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- формирование у граждан чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Государственного герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты, как исполнение высшего духовного долга;

- повышение активности средств массовой информации в вопросах объективного освещения темы патриотического воспитания, формирования положительного отношения общественности к позитивным ценностям российского общества, пропаганде насилия, искажения и фальсификации исторических фактов;

формирование толерантности и развитие дружеских отношений между народами.

Применение программно-целевого метода будет способствовать:

- согласованности действий исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в ходе реализации Программы;

- межведомственной координации планирования действий и существующих ресурсов, научно обоснованной стратегии и тактики деятельности;

- определению единых индикаторов результативности работы в данной сфере.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания, обеспечивающей более широкое вовлечение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, в процесс духовного и патриотического становления в интересах укрепления единства нации, подъема экономики страны и благосостояния народа, укрепления демократии и привития сознательного отношения к выполнению конституционных обязанностей, необходимо принятие республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы».

III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения
Удмуртской Республики

С 2003 года на территории Удмуртской Республики осуществлялась реализация республиканских целевых программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2003-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2006-2009 годы.

В ходе реализации программ сформирована Межведомственная Правительственная комиссия Удмуртской Республики по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, общественных объединений Удмуртской Республики. В 2003 году создано государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодёжи «Центр патриотического воспитания граждан «Патриот Отечества», в функции которого входит правовое, организационное и научно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания, а также создание системы подготовки кадров патриотического воспитания, активизация деятельности молодёжных патриотических формирований.

В настоящее время на территории Удмуртской Республики действует 123 общественных объединения и учреждения (в 2006 году - 62), занимающихся вопросами патриотического и правового воспитания граждан от 10 до 30 лет (охват участников более 9000 человек), функционирует 255 музеев и комнат боевой и трудовой славы (в 2006 году - 105), учтено 564 памятника защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны.

В 19 муниципальных образованиях Удмуртской Республики приняты и реализуются программы патриотического воспитания (в 2006 году - в 15).

В целях внедрения инновационных технологий, совершенствования программного обеспечения работы по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодёжи присвоен статус «Экспериментальная площадка Госкомитета Удмуртской Республики по делам молодёжи по патриотическому воспитанию граждан» 9 учреждениям. В рамках республиканского конкурса проектов по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики», оказана финансовая поддержка 10 учреждениям.

Ежегодно проводится более 300 республиканских мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое и правовое воспитание граждан, более 70 соревнований по военно-прикладным и военно-техническим видам спорта. Команды, добившиеся высоких результатов в республиканских соревнованиях, неоднократно становились победителями и призерами всероссийских мероприятий: детско-юношеского Первенства России по парапланерному спорту, сбора «Юный моряк», Первенства России по гребно - парусному пятиборью, соревнований по спортивно-кроссовым автомобилям (багги) и картингу. Сборная команда Удмуртской Республики четыре раза завоевывала I место на Спартакиаде молодёжи России допризывного возраста Приволжского федерального округа.

Деятельность военно-патриотических клубов и объединений, молодёжных и детских общественных объединений, ведущих работу по патриотическому воспитанию граждан, систематически освещалась в электронных и печатных средствах массовой информации: телекомпаниями «СТС», «Новый регион», ГТРК «Удмуртия», газетами «Известия Удмуртской Республики», «Удмуртская правда», «Зечбур», «Удмурт дунне».

Показателями эффективности работы в области патриотического воспитания граждан выступают не только количественные характеристики, демонстрирующие увеличение субъектов, включенных в систему патриотического воспитания, но и уровень сформированности понятия «патриотизм молодого поколения».

Уровень патриотизма в молодёжной среде можно узнать посредством социологических исследований, которые фиксируют динамику гражданской и патриотической позиции.

Государственным комитетом Удмуртской Республики по делам молодёжи в 2007 году было проведено социологическое исследование «Гражданская и патриотическая позиция молодёжи Удмуртской Республики», направленное на изучение динамики изменений гражданской и патриотической позиции молодёжи по сравнению с 2005 годом.

Если в 2005 году лишь 12% опрошенных считали Российскую Федерацию «образцом для подражания», то в 2007 году такого мнения придерживаются уже 17%. Выразил желание «жить только в России» 61% молодёжи.

Показательным является и значительно возросший в молодёжной среде уровень поддержки Президента страны (с 75,3% в 2005 году до 84% в 2007 году).

Молодёжь остается личностно ориентированной и готова жертвовать «ради своих родных и близких» (82%), в то же время почти каждый третий (31%) готов пойти на жертвы ради Родины - России. Особенно эта тенденция современного патриотизма выражена у молодёжи, вовлеченной в программу по патриотическому воспитанию, - среди учащихся специализированных кадетских классов, кадетских школ, курсантов военно-патриотических клубов (44%). Негативный характер носит отношение молодёжи к тем, кто уклоняется от службы в армии (44% считают это проявлением трусости). Более половины молодёжи Удмуртской Республики осознанно хотят служить в Вооруженных Силах Российской Федерации (52%). При этом, 45% опрошенных отмечает, что сейчас они более патриотичны, нежели 2 - 3 года назад.

На основании вышеизложенного Программа является логическим продолжением реализации предыдущих программ, что позволит активизировать работу в области патриотического воспитания граждан программными методами, сохранить непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, послужит ориентиром для разработки и реализации соответствующих программ органами местного самоуправления в Удмуртской Республике.

IV. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей более широкое вовлечение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, в процесс их духовного и патриотического становления в интересах укрепления единства нации и формирования сознательного отношения к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1) создание и развитие координационных советов (комиссий) при органах местного самоуправления, в учебных и трудовых коллективах;

2) создание условий для участия некоммерческих организаций в работе по патриотическому воспитанию;

3) совершенствование нормативных правовых актов по патриотическому воспитанию граждан;

4) совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;

5) поиск новых, соответствующих современным реалиям, форм культурно-массового, духовного и нравственного воспитания граждан при активном участии средств массовой информации;

6) содействие подготовке молодёжи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»