ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 июня 2009 года N 415-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

В целях дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики:

1. Утвердить прилагаемую концепцию республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы".

2. Определить Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики государственным заказчиком республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы".

3. Поручить Министерству по делам молодежи Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы" в срок до 8 июня 2009 года.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 1 июня 2009 года N 415-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

     

I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Вопросы патриотического воспитания в современной России остаются приоритетными на протяжении нескольких лет. Ситуация, связанная с актуализацией диалога о патриотизме, была сформирована на рубеже XX - XXI веков, когда стало очевидно, что в стране отсутствует идея, позволяющая объединить граждан России. В связи с этим именно патриотизм как основа идеологии страны стал доминировать и реализовываться через Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, республиканские целевые программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2003 - 2005 годы", утвержденную постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 4 июня 2002 года N 586-II, и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики" на 2006 - 2009 годы", утвержденную постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 июня 2005 года N 489-III.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью процесса воспитания государственных, общественных и социальных институтов, в целом представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, образовательных учреждений, общественных объединений, иных организаций, семьи по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Исторический опыт свидетельствует о том, что без патриотизма не может эффективно развиваться ни одно государство в мире. Государство нуждается в наличии эффективной системы патриотического воспитания граждан, адекватной по содержанию и методам сложившейся общественно-политической и социально-экономической ситуации. Такая система должна быть нормативно обеспечена на всех уровнях, а также включать соответствующий комплекс мероприятий. Методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих экономических, политических и социальных перемен.

Для совершенствования системы и процесса патриотического воспитания необходимо проводить дальнейшую целенаправленную работу по решению проблем в сфере научно-аналитических исследований, в части развития материально-технического обеспечения воспитательной базы, своевременной разработки законодательных актов по вопросам патриотического воспитания, усиления воспитательной составляющей в действующих государственных образовательных стандартах, подготовки профессиональных кадров для ведения работы по патриотическому воспитанию граждан в учебных и трудовых коллективах, освещения темы патриотического воспитания в средствах массовой информации.

В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2008 года N 926-р "О прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы" низкий уровень патриотического воспитания граждан и падение престижа военной службы являются проблемой, решить которую возможно лишь посредством республиканской целевой программы.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания, обеспечивающей более широкое вовлечение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, в процесс их духовного и патриотического становления в интересах укрепления единства нации, подъема экономики страны и благосостояния народа, укрепления демократии и привития сознательного отношения к выполнению конституционных обязанностей, необходимо принятие республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа).

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Создание системы патриотического воспитания в Удмуртской Республике в последние годы осуществлялось в ходе реализации республиканских целевых программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2003 - 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики" на 2006 - 2009 годы".

В рамках создания данной системы сформирована Межведомственная правительственная комиссия Удмуртской Республики по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, являющаяся координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, общественных объединений, расположенных на территории Удмуртской Республики, по патриотическому воспитанию граждан, функционирует государственное учреждение Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи "Центр патриотического воспитания граждан "Патриот Отечества", действуют механизмы правового, организационного и научно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания, создается система подготовки кадров патриотического воспитания, активизируется деятельность молодежных патриотических формирований, увеличивается количество молодежи, занимающейся в общественных организациях патриотической направленности.

В настоящее время в Удмуртской Республике действует 123 общественных объединения и учреждения (в 2006 году - 62), занимающихся вопросами патриотического, правового воспитания и подготовки молодежи к военной службе, в которых занимается более 7000 человек в возрасте от 10 до 30 лет.

В образовательных учреждениях Удмуртии работают 255 музеев и комнат боевой и трудовой славы (в 2006 г. - 105), в том числе 135 паспортизированных, имеется 564 памятника защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны, из них 38 - регионального значения.

Органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике стали оказывать большую поддержку организациям, общественным объединениям, ведущим работу по патриотическому воспитанию. В 19-ти муниципальных образованиях республики приняты и реализуются программы патриотического воспитания (в 2006 г. - в 15-ти).

В целях внедрения инновационных технологий, совершенствования программного обеспечения работы по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в Удмуртской Республике Госкомитетом создаются республиканские опорные экспериментальные площадки по патриотическому воспитанию граждан. В течение 2006 - 2008 г. статус "Экспериментальная площадка Госкомитета Удмуртской Республики по делам молодежи по патриотическому воспитанию граждан" присвоен 9-ти учреждениям.

С целью поддержки практической деятельности организаций и учреждений, направленной на патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи, организован республиканский конкурс проектов по реализации республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики". За время проведения данного конкурса гранты на реализацию своих проектов получили 10 учреждений.

В рамках действия Программы ежегодно проводится более 100 республиканских мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое и правовое воспитание граждан, в том числе:

торжественное возложение цветов к Вечному огню Славы, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества, Дню памяти и скорби;

Вахта Памяти;

парад, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне с участием военно-патриотических клубов, кадетских классов, воинских частей, Военного комиссариата Удмуртской Республики, Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике, ветеранов Великой Отечественной войны;

благотворительные акции для воинов-интернационалистов и членов их семей;

республиканский смотр-конкурс по строевой подготовке среди учащихся общеобразовательных школ, кадетских классов и военно-патриотических клубов Удмуртской Республики, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.;

фестиваль авторской солдатской песни "Память";

акция "Россия: права и обязанности человека";

фестиваль борьбы среди молодежи допризывного возраста, посвященный памяти погибших в локальных войнах;

спартакиада военно-патриотических клубов, кадетских классов;

гражданско-патриотическая акция "Во славу Отечества", посвященная Дню защитника Отечества. Победителям конкурса исполнителей военно-патриотической песни "Служу России!" Вьюжкову Артуру (2006 г.), Меринову Алексею (2007 г.), Трониной Ксении (2008 г.) присуждена премия, учрежденная Указом Президента Российской Федерации для государственной поддержки способной и талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта "Образование" в номинации "Художественное творчество".

В рамках реализации Программы при поддержке Госкомитета Удмуртской Республики по делам молодежи, Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Российской оборонной спортивно-технической организации Совет РОСТО (ДОСААФ) Удмуртской Республики проведено более семидесяти соревнований по военно-прикладным и военно-техническим видам спорта. Команды, добившиеся высоких результатов в республиканских соревнованиях, неоднократно становились победителями и призерами всероссийских мероприятий: детско-юношеского первенства России по парапланерному спорту, сбора "Юный моряк", первенства России по гребно-парусному пятиборью, соревнований по спортивно-кроссовым автомобилям (багги) и картингу. Сборная команда Удмуртской Республики четыре раза завоевывала I место на Спартакиаде молодежи России допризывного возраста Приволжского федерального округа.

Реализация данной Программы в течение трех лет позволила оказать материально-техническую поддержку общественным объединениям, патриотическим, историческим, военно-техническим и военно-спортивным клубам, кадетским центрам, музеям образовательных учреждений на общую сумму 2,28 млн. рублей.

Необходимо отметить позитивные изменения в деятельности ряда электронных и печатных средств массовой информации по освещению проблем патриотического воспитания. Телекомпаниями "СТС", "Новый регион", ГТРК "Удмуртия", газетами "Известия Удмуртской Республики", "Удмуртская правда", "Зечбур", "Удмурт дунне" регулярно освещалась деятельность военно-патриотических клубов и объединений, молодежных и детских общественных объединений, ведущих работу по патриотическому воспитанию граждан.

Показателями эффективности работы в области патриотического воспитания граждан выступают не только числовые характеристики, демонстрирующие увеличение количества государственных структур, включенных в систему патриотического воспитания, но и патриотизм молодого поколения.

Уровень патриотизма в молодежной среде можно узнать посредством социологических исследований, которые фиксируют динамику гражданской и патриотической позиции.

В связи с этим Государственным комитетом Удмуртской Республики по делам молодежи в 2007 году было проведено социологическое исследование "Гражданская и патриотическая позиция молодежи Удмуртской Республики", направленное, в первую очередь, на изучение динамики изменений гражданской и патриотической позиции молодежи по сравнению с 2005 годом.

В результате анализа полученных данных наблюдается позитивное изменение установок. Если в 2005 году лишь 12% опрошенных считали Российскую Федерацию образцом для подражания, то в 2007 году такого мнения придерживаются уже 17%, выразил желание жить только в России 61% молодежи. Весьма показательным является и значительно возросший в молодежной среде уровень поддержки президента страны (с 75,3% в 2005 году до 84% в 2007 году).

Молодежь остается личностно ориентированной и готова жертвовать, прежде всего, ради своих родных и близких (82%), в то же время почти каждый третий (31%) готов пойти на жертвы ради Родины - России. Особенно эта тенденция современного патриотизма выражена у молодежи, вовлеченной в программу по патриотическому воспитанию - среди учащихся специализированных кадетских классов, школ, курсантов военно-патриотических клубов (44%). Негативный характер носит отношение молодежи к тем, кто уклоняется от службы в армии (44% считают это проявлением трусости). Более половины молодежи республики осознанно хотят служить в Вооруженных Силах Российской Федерации (52%). При этом 45% опрошенных отмечает, что сейчас они более патриотичны, нежели 2 - 3 года назад.

В рамках исследования уровень гражданской позиции выявлялся через такие индикаторы, как знание своих конституционных прав, а также норм и принципов международного права. Важно, что, в основном, молодежь не только знает, но и отстаивает свои гражданские права, что свидетельствует о гражданской активности значительной группы респондентов (42%).

На основании вышеизложенного и с учетом полученных результатов социологических исследований разработан проект Программы. Данный проект является логическим продолжением реализации предыдущих программ и позволит продолжить работу в области патриотического воспитания граждан программными методами, сохранить непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, и будет служить ориентиром для разработки и реализации соответствующих программ органами местного самоуправления в Удмуртской Республике.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексность и системность в решении проблем патриотического воспитания граждан на основе определения целей, задач и взаимоувязанных ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным направлениям патриотического воспитания граждан, а также позволит осуществлять координацию действий субъектов управления в сфере патриотического воспитания граждан.

Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счет реализации целевого, научно обоснованного и системного воздействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики на объекты управления с целью повышения эффективности реализации Программы.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Программно-целевой подход рассматривает патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по формированию и воспитанию у граждан патриотического сознания, чувства верности и преданности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Круг проблем в сфере развития патриотического воспитания граждан достаточно обширен. Он не может быть охвачен полностью, поскольку ресурсы (и временные, в том числе) всегда ограничены. Необходимо сконцентрировать их на наиболее актуальных проблемах, требующих неотложного решения:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации и Конституции Удмуртской Республики, законности, правопорядка, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Государственного герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты, как исполнение высшего духовного долга;

повышение активности средств массовой информации в вопросах объективного освещения темы патриотического воспитания, формирования положительного отношения общественности к позитивным ценностям российского общества, противодействия антипатриотизму и пропаганде насилия, искажения и фальсификации исторических фактов;

формирование толерантности и развитие дружеских отношений между народами.

Отсутствие достаточно четко разработанной программы означает не только невозможность координации деятельности субъектов управления в сфере патриотического воспитания граждан, но и влечет отсутствие стабильности экономического и социального развития, снижение обороноспособности и создание угрозы государственной целостности России.

Таким образом, без применения программно-целевого метода могут возникнуть следующие проблемы:

невозможность в условиях современной ведомственной разобщенности выстраивания единой, научно обоснованной стратегии и тактики деятельности, планирования действий и существующих ресурсов;

невозможность определения единых индикаторов результативности работы в данной сфере;

организационная разобщенность и автономная структура управления государственных органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений;

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий;

отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий, а также последовательности их реализации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»