РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ В УДМУРТСКУЮ РЕСПУБЛИКУ
НА 2010-2014 ГОДЫ»
1. Паспорт республиканской целевой программы
«Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций
в Удмуртскую Республику
на 2010-2014 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 06 июля 2009 года № 556-р «О разработке республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы» |
Государственный заказчик Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики, исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, а также иные исполнители, определяемые в соответствии с законодательством |
Цели Программы | Целью Программы является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе системы эффективного управления инвестиционными процессами, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику и обеспечить её устойчивое социально-экономическое развитие |
Задачи Программы | Для достижения поставленной цели в рамках Программы поставлены следующие основные задачи: - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике; - повышение эффективности деятельности существующей региональной инвестиционной инфраструктуры и создание её недостающих элементов; - создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций; - поддержание имиджа инвестиционно привлекательного региона, продвижение Удмуртской Республики на российском и международном рынке инвестиций; - содействие подготовке высококвалифицированных кадров в сфере инвестиций для субъектов региональной инвестиционной инфраструктуры, в том числе государственных органов Удмуртской Республики; - определение направления совершенствования процессов и условий для привлечения инвестиций; - создание и структуризация единой базы инвестиционных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее систематического обновления; - содействие реализации экономически эффективных инвестиционных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) особо значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики; - поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике; - содействие расширению внешнеэкономических и межрегиональных связей |
Целевые индикаторы Программы | - объем инвестиций в основной капитал; - доля инвестиций в объеме валового регионального продукта |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010 - 2014 годы, в два этапа: Первый этап - 2010 год. Текущая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и совершенствование системы управления инвестиционными процессами в Удмуртской Республике. Второй этап - 2011 - 2014 годы. Текущая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике, завершается создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и совершенствование системы управления инвестиционными процессами в Удмуртской Республике, начинается широкое использование механизмов привлечения инвестиций в экономику Удмуртской Республики |
Перечень подпрограмм Программы | В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 3 февраля 2014 года № 31) | Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 32,6 миллионов рублей, в том числе по годам: - 2010 год - 1,2 миллиона рублей; - 2011 год - 2,0 миллиона рублей; - 2012 год - 2,0 миллиона рублей; - 2013 год - 10,0 миллиона рублей; - 2014 год - 17,4 миллиона рублей Предполагается привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования Предполагаемые объемы финансирования настоящей Программы носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на соответствующий год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной и экономической | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: - объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. - 51148,1 млн. руб., в 2011 г. - 60898,5 млн. руб., в 2012 г. - 65613,2 млн. руб., в 2013 г. - 72325,7 млн. руб., в 2014 г. - 80476,9 млн. руб.; (в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 468) - объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2010 г. - 45806,9 млн. руб., в 2011 г. - 48488,7 млн. руб., в 2012 г. - 56577 млн. руб., в 2013 г. - 62777 млн. руб., в 2014 г. - 70377 млн. руб.(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 468) - доля инвестиций в объеме валового регионального продукта к окончанию реализации Программы составит около 20 процентов;(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 468) - объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2010 г. - 33,61 тыс. руб., в 2011 г. - 40,09 тыс. руб., в 2012 г. - 43,25 тыс. руб., в 2013 г. - 47,72 тыс. руб., в 2014 г. - 53,15 тыс. руб;(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 468) - количество вновь созданных рабочих мест в организациях, получивших государственную поддержку реализации инвестиционных проектов, в 2010 г. - 120 человек, в 2011 г. - 140 человек, в 2012 г. - 160 человек, в 2013 г. - 200 человек, в 2014 г. - 250 человек (при предоставлении преференций организациям, индивидуальным предпринимателям Удмуртской Республики, реализующим (планирующим реализовывать) инвестиционные проекты, в соответствии с существующими инструментами государственной поддержки в Удмуртской Республике); - налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики от реализации инвестиционных проектов организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов, в 2010 г. - 200 млн. руб., в 2011 г. - 240 млн. руб., в 2012 г. - 290 млн. руб., в 2013 г. - 360 млн. руб., в 2014 г. - 420 млн. руб. (при предоставлении преференций организациям, индивидуальным предпринимателям Удмуртской Республики, реализующим (планирующим реализовывать) инвестиционные проекты, в соответствии с существующими инструментами государственной поддержки в Удмуртской Республике); - создание единой базы инвестиционных проектов Удмуртской Республики; - повышение инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики для отечественных и зарубежных инвесторов; - рост числа конкурентоспособных заявок на привлечение средств федеральных институтов развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация «Внешэкономбанк» и др.); - повышение активности организаций и муниципальных образований в Удмуртской Республике в привлечении различных источников финансирования, поиске партнеров для реализации инвестиционных проектов; - продвижение инвестиционных проектов организаций и муниципальных образований в Удмуртской Республике на российском и внешнем рынке инвестиционных капиталов; - обеспечение комплексной государственной поддержки инвестиционной деятельности |
Основные понятия и определения
Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) - любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы (например, деньги, персонал, оборудование, информацию) для достижения конкретных целей в определенной области.
Внебюджетные источники финансирования - существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов, а так же перечень экономических субъектов, способных предоставить такие ресурсы, формируемые вне бюджета Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном законодательством, и представляющие собой совокупность денежных средств, используемых в соответствии с целями их формирования.
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельность (инвестиционный процесс) - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Инвестиционная инфраструктура - комплекс структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов.
Инвестиционный климат (инвестиционная привлекательность) - совокупность экономических, политических, финансовых и др. условий, оказывающих влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику и предпочтения инвестора в выборе объекта инвестирования.
Инвестиционная площадка - земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта.
Прединвестиционная подготовка инвестиционного проекта (площадки) - комплекс мероприятий, направленных на увеличение инвестиционной привлекательности проекта (площадки) с целью облегчения и ускорения процесса привлечения инвестиций, а также привлечения инвестиций на более выгодных условиях.
Республиканская инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики, которая предопределяет устойчивые тенденции экономического роста и создает необходимые условия для социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Субъект инвестиционной деятельности - юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность.
Субъекты инвестиционной инфраструктуры - консалтинговые, страховые и лизинговые компании, общественные организации (ассоциации и фонды), финансово-кредитные учреждения и иные организации, осуществляющие информационную, консультационную и (или) организационную поддержку субъектам инвестиционной деятельности.(в ред. постановления Правительства УР от 6 декабря 2011 года № 434)
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа,
включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость
ее решения программно-целевыми методами
Эффективное управление инвестиционными процессами и формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего максимизировать приток инвестиций, являются основными факторами, обеспечивающими выполнение приоритетных задач государственной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.
В целях эффективного управления инвестиционными процессами и формирования в Удмуртской Республике благоприятного инвестиционного климата с ноября 2006 года действует Совет по инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике, реализуется Республиканская целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007 - 2009 годы». В рамках этой программы реализованы и реализуются ряд следующих важных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику: создание благоприятного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики и обеспечение её узнаваемости, как на российской, так и на международной арене, поддержание информационной открытости инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике, повышение уровня знаний и умений специалистов, работающих в сфере привлечения инвестиций.
Так, начиная с 2007 года, ежегодно заключаются государственные контракты с международным рейтинговым агентством «Мудис Интерфакс» (кредитный рейтинг, присвоенный данным агентством, подтвердил, что сегодня Удмуртская Республика по национальной шкале находится на уровне Аа1 (ru), по глобальной шкале - на уровне Ba1). В 2007 году создан информационный интерактивный сайт , на котором каждый инвестор может ознакомиться с инвестиционным законодательством, условиями участия в проводимых конкурсах и мероприятиях, инвестиционными проектами, найти контакты для установления деловых связей. За последние пять лет Удмуртская Республика приняла участие в таких знаковых российских и международных выставках, как 18-я Международная выставка-ярмарка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах, Международная выставка достижений агропромышленного комплекса «Зеленая неделя» в Германии, в крупнейших форумах, таких как Петербургский международный экономический форум, 6-й и 7-й Международный инвестиционный форум, проводимый в Сочи. В 2008 году состоялась презентация Удмуртской Республики в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Все эти события, несомненно, оказывают (оказали) позитивное влияние на деловую репутацию и инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики в России и за рубежом.
В апреле 2007 года в республике прошел Первый инвестиционный форум «Удмуртия-2007», организатором которого выступили Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительство Удмуртской Республики. В рамках форума была проведена выставка 300 инвестиционных и инновационных проектов. В мае 2008 года под эгидой Правительства Удмуртской Республики состоялся Второй инвестиционный форум «Удмуртия - регион опережающего развития». На выставке было представлено 350 инвестиционных и инновационных проектов.
В 2008 году впервые был проведен конкурс «Лучший инвестор года Удмуртской Республики». В результате победителями конкурса были признаны 10 предприятий по 5 номинациям.
В 2004-2008 годах было проведено 7 конкурсов инвестиционных проектов на право получения льгот по налогам на прибыль и на имущество. По итогам конкурсов была оказана поддержка 63 проектам, в рамках которых было создано около 2000 рабочих мест. Результаты реализации организациями-победителями инвестиционных проектов, победивших на конкурсах, представлены в таблице 1.