Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций... (с изменениями на 14 мая 2012 года) (с изменениями на 23 октября 2012 года) (с изменениями на 3 февраля 2014 года)


Таблица 5


Отраслевая структура инвестиций в основной капитал
(по крупным и средним предприятиям)

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.


Отрасли



тыс. руб.

Доля в общем объеме пр-ва, %



тыс. руб.

Доля в общем объеме пр-ва, %


темп роста, %



тыс. руб.

Доля в общем объеме пр-ва, %


темп роста, %



тыс. руб.

Доля в общем объеме пр-ва, %


темп роста, %

Сельское хозяйство

1242903

6,5

2440998

11,5

196,4

3213004

11,1

131,6

2990452

9,4

93,1

Добыча полезных ископаемых

2447361

12,7

2541472

12

103,8

3955198

13,7

155,6

4730153

14,8

119,6

Обрабатывающие производства

3161456

16,5

3717478

17,5

117,6

5237121

18,1

140,9

7211571

22,5

137,7

Строительство

186733

1

297436

1,4

159,3

653263

2,3

219,6

871852

2,7

133,5

Торговля

336511

1,7

608914

2,9

180,9

650470

2,2

106,8

1060324

3,3

163,0

Связь

670285

3,5

1171787

5,5

174,8

1546945

5,3

132

1787680

5,6

115,6

Транспорт

4275340

22,2

3395716

16

79,4

4131116

14,3

121,7

3342627

10,5

80,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

641999

3,3

1079632

5,1

168,2

1741606

6,0

161,3

1715219

5,4

98,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2706950

14,1

1504789

7,1

55,6

2153126

7,4

143,1

1438672

4,5

66,8

Образование

486480

2,5

540374

2,5

111,1

1036071

3,6

191,7

1139884

3,6

110,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

259998

1,4

731445

3,4

281,3

1043860

3,6

142,7

1166837

3,6

111,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2580298

13,4

2846241

13,4

110,3

3084125

10,7

108,4

3930978

12,3

127,5

Прочие *1

233238

1,2

354023

1,7

151,8

494982

1,7

139,8

594278

2

120,1

ИТОГО

19229552

100

21230305

100

110,4

28940887

100

136,3

31980527

100

110,5


По отдельным отраслям, таким как связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, здравоохранение и предоставление социальных услуг, наблюдается стабильное снижение темпов роста инвестиций. Отсутствие мониторинга и анализа факторов, влияющих на изменение объемов инвестиций в отрасли, со стороны отраслевых министерств, позволяет сформулировать только несколько общих причин такого положения дел, это:

- изменение конъюнктуры рынка;

- смена собственника и, как следствие, долгосрочных планов развития предприятий;

- недостаточная квалификация менеджмента предприятий.

Перечисленные причины неравномерной динамики изменения объема инвестиций и уменьшения темпов их роста в отраслях усугубляют недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики, который сохраняется, несмотря на созданные в республике основные условия для активного процесса привлечения инвестиций. Такими условиями являются созданная в предыдущие годы нормативно-правовая база в сфере поддержки инвестиционной деятельности, элементы инвестиционной инфраструктуры: банки, лизинговые, консалтинговые и страховые компании, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Особую значимость проблема недостаточного уровня инвестиционной привлекательности приобретает в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения предприятиями кредитных ресурсов.

Основными причинами сохранения проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики являются:

1) отсутствие межведомственной координации процесса реализации крупных инвестиционных проектов;

2) сложный порядок предоставления преференций субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты;

3) недостаточно активная работа:

- отраслевых министерств по стимулированию инвестиций в предприятия отрасли (в т.ч. отсутствие мониторинга и анализа причин изменения объемов инвестиций в целом по отрасли),

- муниципальных образований по подготовке и продвижению инвестиционных площадок,

- по привлечению инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства,

- по привлечению инвестиций из федеральных инвестиционных институтов (прежде всего из Инвестиционного фонда РФ),

- по прединвестиционной подготовке инвестиционных проектов и инвестиционных площадок.

В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009-2011 годы решение проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики предусмотрено программно-целевым методом.

Реализация программно-целевого метода для создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику (решения проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности), предполагает реализацию мер направленных на:

- информационное обеспечение инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;

- оптимизацию существующей нормативно-правовой базы Удмуртской Республики по инвестиционной деятельности;

- поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;

- содействие продвижению инвестиционных проектов, реализуемых в Удмуртской Республике, и инвестиционных площадок муниципальных образований в Удмуртской Республике;

- развитие региональной инвестиционной инфраструктуры Удмуртской Республики;

- содействие повышению квалификации специалистов, работающих в сфере привлечения инвестиций.

Реализация программно-целевого метода позволит использовать позитивный опыт реализации Республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2005-2009 годы», осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику, поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности, а также провести межотраслевую координацию этих процессов.

Отказ от использования программно-целевого метода для создания в Удмуртской Республике благоприятных условий для привлечения инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности не предполагает активных действий по ускорению институциональных преобразований, содействующих повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как республики в целом, так и отдельных организаций. Этот вариант предусматривает привлечение инвестиций в основном за счет собственных средств, является малоперспективным и предполагает отставание развития экономики Удмуртской Республики от экономики других субъектов Приволжского федерального округа и России в целом.