Отраслевая структура инвестиций в основной капитал
(по крупным и средним предприятиям)
| 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||||
|
| Доля в общем объеме пр-ва, % |
| Доля в общем объеме пр-ва, % |
|
| Доля в общем объеме пр-ва, % |
|
| Доля в общем объеме пр-ва, % |
|
Сельское хозяйство | 1242903 | 6,5 | 2440998 | 11,5 | 196,4 | 3213004 | 11,1 | 131,6 | 2990452 | 9,4 | 93,1 |
Добыча полезных ископаемых | 2447361 | 12,7 | 2541472 | 12 | 103,8 | 3955198 | 13,7 | 155,6 | 4730153 | 14,8 | 119,6 |
Обрабатывающие производства | 3161456 | 16,5 | 3717478 | 17,5 | 117,6 | 5237121 | 18,1 | 140,9 | 7211571 | 22,5 | 137,7 |
Строительство | 186733 | 1 | 297436 | 1,4 | 159,3 | 653263 | 2,3 | 219,6 | 871852 | 2,7 | 133,5 |
Торговля | 336511 | 1,7 | 608914 | 2,9 | 180,9 | 650470 | 2,2 | 106,8 | 1060324 | 3,3 | 163,0 |
Связь | 670285 | 3,5 | 1171787 | 5,5 | 174,8 | 1546945 | 5,3 | 132 | 1787680 | 5,6 | 115,6 |
Транспорт | 4275340 | 22,2 | 3395716 | 16 | 79,4 | 4131116 | 14,3 | 121,7 | 3342627 | 10,5 | 80,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 641999 | 3,3 | 1079632 | 5,1 | 168,2 | 1741606 | 6,0 | 161,3 | 1715219 | 5,4 | 98,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 2706950 | 14,1 | 1504789 | 7,1 | 55,6 | 2153126 | 7,4 | 143,1 | 1438672 | 4,5 | 66,8 |
Образование | 486480 | 2,5 | 540374 | 2,5 | 111,1 | 1036071 | 3,6 | 191,7 | 1139884 | 3,6 | 110,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 259998 | 1,4 | 731445 | 3,4 | 281,3 | 1043860 | 3,6 | 142,7 | 1166837 | 3,6 | 111,8 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2580298 | 13,4 | 2846241 | 13,4 | 110,3 | 3084125 | 10,7 | 108,4 | 3930978 | 12,3 | 127,5 |
Прочие *1 | 233238 | 1,2 | 354023 | 1,7 | 151,8 | 494982 | 1,7 | 139,8 | 594278 | 2 | 120,1 |
ИТОГО | 19229552 | 100 | 21230305 | 100 | 110,4 | 28940887 | 100 | 136,3 | 31980527 | 100 | 110,5 |
По отдельным отраслям, таким как связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, здравоохранение и предоставление социальных услуг, наблюдается стабильное снижение темпов роста инвестиций. Отсутствие мониторинга и анализа факторов, влияющих на изменение объемов инвестиций в отрасли, со стороны отраслевых министерств, позволяет сформулировать только несколько общих причин такого положения дел, это:
- изменение конъюнктуры рынка;
- смена собственника и, как следствие, долгосрочных планов развития предприятий;
- недостаточная квалификация менеджмента предприятий.
Перечисленные причины неравномерной динамики изменения объема инвестиций и уменьшения темпов их роста в отраслях усугубляют недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики, который сохраняется, несмотря на созданные в республике основные условия для активного процесса привлечения инвестиций. Такими условиями являются созданная в предыдущие годы нормативно-правовая база в сфере поддержки инвестиционной деятельности, элементы инвестиционной инфраструктуры: банки, лизинговые, консалтинговые и страховые компании, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Особую значимость проблема недостаточного уровня инвестиционной привлекательности приобретает в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения предприятиями кредитных ресурсов.
Основными причинами сохранения проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики являются:
1) отсутствие межведомственной координации процесса реализации крупных инвестиционных проектов;
2) сложный порядок предоставления преференций субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты;
3) недостаточно активная работа:
- отраслевых министерств по стимулированию инвестиций в предприятия отрасли (в т.ч. отсутствие мониторинга и анализа причин изменения объемов инвестиций в целом по отрасли),
- муниципальных образований по подготовке и продвижению инвестиционных площадок,
- по привлечению инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства,
- по привлечению инвестиций из федеральных инвестиционных институтов (прежде всего из Инвестиционного фонда РФ),
- по прединвестиционной подготовке инвестиционных проектов и инвестиционных площадок.
В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009-2011 годы решение проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики предусмотрено программно-целевым методом.
Реализация программно-целевого метода для создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику (решения проблемы недостаточного уровня инвестиционной привлекательности), предполагает реализацию мер направленных на:
- информационное обеспечение инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;
- оптимизацию существующей нормативно-правовой базы Удмуртской Республики по инвестиционной деятельности;
- поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;
- содействие продвижению инвестиционных проектов, реализуемых в Удмуртской Республике, и инвестиционных площадок муниципальных образований в Удмуртской Республике;
- развитие региональной инвестиционной инфраструктуры Удмуртской Республики;
- содействие повышению квалификации специалистов, работающих в сфере привлечения инвестиций.
Реализация программно-целевого метода позволит использовать позитивный опыт реализации Республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2005-2009 годы», осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику, поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности, а также провести межотраслевую координацию этих процессов.
Отказ от использования программно-целевого метода для создания в Удмуртской Республике благоприятных условий для привлечения инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности не предполагает активных действий по ускорению институциональных преобразований, содействующих повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как республики в целом, так и отдельных организаций. Этот вариант предусматривает привлечение инвестиций в основном за счет собственных средств, является малоперспективным и предполагает отставание развития экономики Удмуртской Республики от экономики других субъектов Приволжского федерального округа и России в целом.