Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 2009 года № 140

Об утверждении республиканской целевой программы «Туберкулез» на 2010-2015 годы

(с изменениями на 17 декабря 2012 года)


_________________________________________________________________________

 с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 1 октября 2012 года № 421

 с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 17 декабря 2012 года № 560

_________________________________________________________________________

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Туберкулез» на 2010-2015 годы.

2. Определить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики государственным заказчиком - координатором, Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики - государственным заказчиком программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 08 июня 2009 года № 140

     

Республиканская целевая программа
«Туберкулез» на 2010 - 2015 годы

     

1. Паспорт республиканской целевой программы «Туберкулез» на 2010-2015 годы

Наименование Программы

республиканская целевая программа «Туберкулез » на 2010-2015 годы

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)»

- распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2009 года № 195-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Туберкулез» на 2010-2015 годы»

Государственные заказчики Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (государственный заказчик - координатор),

Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики (государственный заказчик)

Разработчики Программы

- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

- Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики

Исполнители Программы

- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

- Главное Управление ветеринарии Удмуртской Республики

- Государственное учреждение здравоохранения «Республиканская клиническая туберкулезная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Цели Программы

1. Улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Удмуртской Республике.

2. Совершенствование профилактики туберкулеза.

3. Совершенствование организации оказания медицинской помощи населению.

4. Обеспечение устойчивого эпизоотического благополучия по туберкулезу животных.

Задачи Программы

1. Совершенствование диагностики, лечения и комплексной программы медико-социальной реабилитации больных туберкулезом.

2.Проведение лечебно-оздоровительных, санитарно-просветительных и природно-охранных мероприятий, направленных на снижение туберкулеза, а также формирование сознания населения об индивидуальной ответственности каждого за состояние своего здоровья.

3. Улучшение материально-технической базы противотуберкулезной службы, в том числе в рамках проведения структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации в сети лечебно-профилактических учреждений.

4. Внедрение современных методов диагностики туберкулёза животных.

Целевые индикаторы Программы

1.Снижение заболеваемости населения активными формами туберкулеза до 73 случаев на 100 тыс. населения.

2. Снижение смертности от туберкулеза, в том числе в трудоспособном возрасте, до 13,2 случаев на 100 тыс. населения.(в ред. постановления Правительства УР от 17 декабря 2012 года № 560)

3.Снижение инвалидизации от туберкулеза до 1,2 случаев на 10 тыс. населения.

4. Отсутствие случаев заболевания туберкулезом среди животных и птиц.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2010-2015 годы.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования составляет 1286,6 млн. рублей (с учетом прогноза цен на соответствующие годы), из них:

- средства бюджета Удмуртской Республики - 586,21 млн. рублей, в том числе:

2010 г. - 20,1 млн. рублей

2011 г. - 357,29 млн. рублей

2012 г. - 45,91 млн. рублей

2013 г. - 48,21 млн. рублей

2014 г. - 54,9 млн. рублей

2015 г. - 59,8 млн. рублей;

- средства федерального бюджета - 700,4 млн. рублей (по согласованию).

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены, в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, показатели социально- экономической эффективности Программы

1. Улучшение эпидемической обстановки по туберкулезу в Удмуртской Республике.

2. Обеспечение устойчивого эпизоотического благополучия по туберкулезу животных в Удмуртской Республике.

3. Улучшение диагностики и выявления заболевания туберкулезом на ранних стадиях.

4. Улучшение показателей эффективности лечения больных туберкулезом в Удмуртской Республике.

5. Обеспечение полного охвата населения мероприятиями специфической, санитарной и социальной профилактики туберкулеза.

6. Обеспечение адресной социальной поддержки нуждающихся больных туберкулезом.

7. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической и ветеринарной службы.

8. Укрепление кадрового потенциала фтизиатрической и ветеринарной службы, повышение уровня подготовки специалистов.

9. Снижение заболеваемости туберкулезом до 73,0 на 100 000 населения.

10. Снижение смертности от туберкулеза до 13,2 на 100 000 населения.(в ред. постановления Правительства УР от 17 декабря 2012 года № 560)

11. Увеличение доли случаев прекращения бактериовыделения (после окончания основного курса лечения) до 80%.

12. Снижение заболеваемости активными формами туберкулеза среди контактов с бацилловыделителями до 1350 на 100 000 контактирующих.

13. Снижение уровня инвалидности от туберкулеза до 1,2 на 10 000 населения.

14. Обеспечение своевременности прохождения врачами-фтизиатрами курсов повышения квалификации - 1 раз в 5 лет.

15. Снижение количества животных, направляемых на диагностический убой, на 250 голов.

     

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Республиканская целевая программа «Туберкулез» на 2010-2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2009 года № 195-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Туберкулез» на 2010-2015 годы».

В Удмуртской Республике ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу регистрируется с 1993 года. В течение 7 лет произошел скачкообразный рост показателя заболеваемости активными формами туберкулеза с 39,0 до 103,4 на 100 тысяч населения, связанный с проявлениями экономического кризиса и асоциальными факторами периода перестройки.

В России и в Удмуртии с 2001 года начато дополнительное финансирование противотуберкулезных мероприятий программными методами, что позволило несколько стабилизировать эпидемиологическую ситуацию и достигнуть определенных показателей и индикаторов в последующие годы.

В настоящее время социально-экономическая ситуация ухудшается, финансирование противотуберкулезной службы недостаточное, что вновь приводит к росту заболеваемости. Так, в 2007 году показатель заболеваемости туберкулезом в целом по республике составлял 81,5 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации - 83,2), в 2008 году он достиг уровня 81,6. В 8 районах (Воткинский, Кизнерский, Киясовский, Малопургинский, Сарапульский, Увинский, Якшур-Бодьинский, Ярский) и городах Сарапуле, Воткинске показатель заболеваемости превышает эпидемический порог (100 случаев на 100 тыс. населения). Выше среднереспубликанского уровня показатель заболеваемости туберкулезом регистрируется в 12 районах и 2-х городах республики.

Заболеваемость населения в Удмуртской Республике бациллярными формами за последние 10 лет выросла в 1,4 раза и составила в 2008 году 36,7 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации в 2007 г. - 34,2). Около 17,5% больных с бактериовыделением имеют множественную лекарственную устойчивость.

Резкое снижение уровня заболеваемости туберкулезом у детей в 2008 году (до 6,5 на 100 тыс. детского населения) по сравнению с 2007 годом (13,9) связано с недовыявлением активных форм туберкулеза в общей лечебной сети и является прогностически неблагоприятным эпидемиологическим признаком на фоне роста заболеваемости туберкулезом взрослого населения республики.

Профессиональная заболеваемость сотрудников противотуберкулезной службы туберкулезом превышает показатель заболеваемости населения республики в 4 раза и составляет 350,1 на 100 тысяч сотрудников в 2008 году.

Заболеваемость контингентов в системе Управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Удмуртской Республике в 2008 году составила 905,3 на 100 тысяч спецконтингентов (2007 г. - 837,0).

Рост заболеваемости туберкулезом наблюдается среди ВИЧ-инфицированных больных, что требует определенных условий и дополнительных расходов для их лечения.

Распространенность активными формами туберкулеза в 2008 году составляет 224,9 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации -194,5 в 2007 году).

Туберкулез как основная причина смерти от инфекционных заболеваний составляет 70 процентов.

В 2008 году показатель смертности от туберкулеза в Удмуртской Республике составляет 16,6 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации в 2007 г. 18,4 на 100 тысяч населения).

Высокий уровень показателей заболеваемости и смертности населения влияет и на эпизоотическую обстановку по туберкулезу в республике.

Тщательный анализ, оценка и пересмотр существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий требует создания более эффективной системы по предупреждению распространения туберкулеза и подготовки настоящей Программы в рамках государственной стратегии борьбы с социально значимыми заболеваниями.

Целесообразность использования программно - целевого метода при решении проблем, связанных с туберкулезом, подтверждается результатами последовательной государственной политики в сфере здравоохранения, реализацией национальных проектов и целевых программ Российской Федерации и Удмуртской Республики, в том числе реализацией республиканской целевой программы «Туберкулез» на 2006 - 2009 годы:

- сдержаны темпы роста эпидемиологических показателей по туберкулезу (за 2006 - 2008 г. заболеваемость всеми формами туберкулеза населения снизилась на 3,4 процента, показатель смертности от туберкулеза - на 9,4 процента, охват подлежащего населения профилактическими осмотрами на туберкулез увеличился с 67 процентов (2005 г.) до 72,9 процентов (2008 г.);

- сохранена бесплатность и доступность противотуберкулезной помощи населению в Удмуртской Республике;

- фтизиатрическая служба обеспечена основными противотуберкулезными препаратами;

- противотуберкулезные учреждения оснащаются современным медицинским и технологическим оборудованием;

- применяются современные виды диагностики туберкулеза.

Однако, эпидемиологическая ситуация по туберкулезу как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике, остается крайне напряженной, требующей объединенных усилий всех заинтересованных ведомств для защиты населения от туберкулеза.

При этом анализ ситуации по туберкулезу в России и в Удмуртии говорит о том, что проблема туберкулеза не рассматривается только как медицинская. Пути предупреждения распространения туберкулеза среди населения необходимо искать в целостном подходе, учитывающем все действующие силы и факторы, влияющие на эпидемическую безопасность.

Только при системном подходе и взаимодействии органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях имеется реальная перспектива управляемого воздействия на предупреждение и распространение туберкулеза в Удмуртской Республике.

Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и распространению туберкулеза в Удмуртской Республике без принятия и реализации республиканской целевой программы «Туберкулез» может привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:

- к ухудшению эпидемиологической и эпизоотической ситуации по туберкулезу;

- к дальнейшему ухудшению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений и значительному отставанию в оснащении современным лечебно-диагностическим оборудованием, что приведет к более позднему выявлению больных туберкулезом и будет способствовать дальнейшему распространению инфекции. Кроме того, выявление больных на более поздних стадиях заболевания снизит эффективность лечения, приведет к росту затрат и ухудшит прогноз в отношении полного выздоровления и восстановления трудоспособности граждан;

- к уменьшению количества специалистов, работающих по предупреждению заболевания туберкулезом и его лечению, из-за низкой мотивации и престижа профессии и т.д.

В итоге будет утрачен контроль над процессами распространения туберкулезной инфекции, что приведет к эпидемии туберкулеза в Удмуртской Республике и потребует значительного увеличения объема ресурсов на оказание специализированной помощи, локализации и ликвидации эпидемиологического и эпизоотического очага, которые в десятки раз превзойдут расходы на мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза в настоящее время.

3. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики


Решение проблемы по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы. Финансирование мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики дополняется финансированием за счет средств федерального бюджета. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике.

В положениях программы социально-экономического развития Удмуртской Республики приоритетными задачами в сфере здравоохранения являются:

- снижение общей и первичной заболеваемости населения, в том числе в трудоспособном возрасте;

- улучшение оказания медицинской помощи при инфекционных заболеваниях;

- совершенствование и внедрение методов профилактики.

Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения республики указывает на необходимость принятия дополнительных мер по:

- обеспечению снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности при туберкулезе;

- оптимизации лечения больных туберкулезом, обеспечению ранней диагностики и профилактики развития тяжелых осложнений при туберкулезе;

- увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных туберкулезом;

- укреплению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений.

В Программе предусмотрены меры по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике.

Полученные результаты будут служить основанием для создания более эффективной системы по предупреждению распространения туберкулеза. Подготовку и реализацию основных мероприятий по ее созданию целесообразно сбалансировать и реализовать в рамках Программы.

4. Основные цели и задачи Программы


1.Основные цели Программы:

- улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Удмуртской Республике;

- совершенствование профилактики туберкулеза;

- совершенствование организации оказания медицинской помощи населению;

- обеспечение устойчивого эпизоотического благополучия по туберкулезу животных в Удмуртской Республике.

2. Задачи Программы:

- совершенствование диагностики, лечения и комплексной программы медико-социальной реабилитации для больных туберкулезом;

- проведение лечебно-оздоровительных, санитарно-просветительных и природно-охранных мероприятий, направленных на снижение туберкулеза, а также формирование сознания населения об индивидуальной ответственности каждого за состояние своего здоровья;

- улучшение материально-технической базы противотуберкулезной службы, в том числе в рамках проведения структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений;

- внедрение современных методов диагностики туберкулёза животных.

Срок реализации Программы - 2010-2015 годы.

5. Целевые индикаторы


Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование

Прогноз

п/п

целевого индикатора и

Ед.изм.

2008 г.

2009 г.

Плановый период

показателя эффективности

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

Заболеваемость населения активными формами туберкулеза

на 100 тыс. населения

81,6

81,6

79,3

78,0

76,7

75,5

74,3

73,0

2

Смертность от туберкулеза, в том числе в трудоспособном возрасте (в ред. постановления Правительства УР от 17 декабря 2012 года № 560)

на 100 тыс. населения

16,6

19,1

18,7

18,3

14,7

14,2

13,7

13,2

3

Инвалидность от туберкулеза

на 10 тыс. населения

1,6

1,6

1,5

1,48

1,42

1,36

1,3

1,2

4

Количество случаев заболевания туберкулезом среди животных и птиц

случаев

0

0

0

0

0

0

0

0

Показатели эффективности: бюджетной, социальной, экономической

1

Социальная эффективность:

1.1

Снижение заболеваемости (распространенными формами) туберкулезом

%

10

10

15

1.2

Снижение инвалидности от туберкулеза

%

5

5

10

2

Экономическая эффективность

тыс. рублей

110800,5

110800,5

157270,3

3

Бюджетная эффективность

тыс. рублей

241467,6

241467,6

362201,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»