ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 марта 2009 года N 195-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТУБЕРКУЛЕЗ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ

В целях предупреждения распространения туберкулеза на территории Удмуртской Республики:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010 - 2015 годы.

2. Утвердить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010 - 2015 годы.

3. Министерству здравоохранения Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010 - 2015 годы и в срок до 24 апреля 2009 года представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 23 марта 2009 года N 195-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТУБЕРКУЛЕЗ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ

     

Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Настоящая Концепция республиканской целевой программы "Туберкулез" на 2010 - 2015 годы разработана в соответствии с целями и задачами в сфере здравоохранения программы социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения республики указывает на необходимость принятия стратегических мер по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы по:

обеспечению снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности при туберкулезе;

оптимизации лечения больных туберкулезом, обеспечению ранней диагностики и профилактики развития тяжелых осложнений при туберкулезе;

увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных туберкулезом;

укреплению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений.

Право граждан России на сохранение здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации. Защита населения от туберкулеза является одним из приоритетных направлений в области здравоохранения, что закреплено в следующих правовых актах:

Федеральном законе от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральном законе от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";

постановлении Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации";

постановлении Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих";

постановлении Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 гг.)";

распоряжении Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 1706-р;

постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 62 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1295-03";

приказе Министра здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 года N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации";

приказе Министра здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2004 года N 50 "О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза" и др.

В Удмуртской Республике ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу регистрируется с 1993 года. В течение 7 лет произошел скачкообразный рост показателя заболеваемости активными формами туберкулеза с 39,0 до 103,4 на 100 тысяч населения, связанный с проявлениями экономического кризиса и асоциальными факторами периода перестройки.

В России и в Удмуртии с 2001 года начато дополнительное финансирование противотуберкулезных мероприятий программными методами, что позволило несколько стабилизировать эпидемиологическую ситуацию и достигнуть определенных показателей и индикаторов в последующие годы.

В настоящее время социально-экономическая ситуация ухудшается, финансирование противотуберкулезной службы недостаточное, что вновь приводит к росту заболеваемости. Так, в 2007 году показатель заболеваемости туберкулезом в целом по республике составлял 81,5 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации - 83,2), в 2008 году он достиг уровня 81,6. В 8 районах (Воткинский, Кизнерский, Киясовский, Малопургинский, Сарапульский, Увинский, Якшур-Бодьинский, Ярский) и городах Сарапуле, Воткинске показатель заболеваемости превышает эпидемический порог (100 случаев на 100 тыс. населения). Выше среднереспубликанского уровня показатель заболеваемости туберкулезом регистрируется в 12 районах и 2-х городах республики.

Заболеваемость населения в Удмуртской Республике бациллярными формами за последние 10 лет выросла в 1,4 раза и составила в 2008 году 36,7 на 100 тысяч населения (по Российской Федерации в 2007 г. - 34,2). Около 17,5% больных с бактериовыделением имеют множественную лекарственную устойчивость.

Резкое снижение уровня заболеваемости туберкулезом у детей в 2008 году (до 6,5 на 100 тыс. детского населения) по сравнению с 2007 годом (13,9) связано с недовыявлением активных форм туберкулеза в общей лечебной сети и является прогностически неблагоприятным эпидемиологическим признаком на фоне роста заболеваемости туберкулезом взрослого населения республики.

Профессиональная заболеваемость сотрудников противотуберкулезной службы туберкулезом превышает показатель заболеваемости населения республики в 4 раза и составляет 350,1 на 100 тысяч сотрудников в 2008 году.

Заболеваемость контингентов в системе Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Удмуртской Республике в 2008 году составила 905,3 на 100 тысяч спецконтингентов (2007 г. - 837,0).

Рост заболеваемости туберкулезом наблюдается среди ВИЧ-инфицированных больных, что требует определенных условий и дополнительных расходов для их лечения.

Распространенность активными формами туберкулеза в 2008 году составляет 224,9 на 100 тысяч населения (Российская Федерация - 194,5 в 2007 году).

Туберкулез как основная причина смерти от инфекционных заболеваний составляет 70 процентов.

В 2008 году показатель смертности от туберкулеза, по предварительным данным, в Удмуртской Республике составляет 19,1 на 100 тысяч населения (Российская Федерация - в 2007 г. 18,4 на 100 тысяч населения).

Высокий уровень показателей заболеваемости и смертности населения влияет и на эпизоотическую обстановку по туберкулезу в республике.

Тщательный анализ, оценка и пересмотр существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий требуют создания более эффективной системы по предупреждению распространения туберкулеза и подготовки новой республиканской программы "Туберкулез" (2010 - 2015 гг.) в рамках государственной стратегии борьбы с социально значимыми заболеваниями.

Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с туберкулезом, подтверждается результатами последовательной государственной политики в сфере здравоохранения, реализацией национальных проектов и целевых программ Российской Федерации и Удмуртской Республики, в том числе реализацией республиканской целевой программы "Туберкулез" 2006 - 2009 годы:

сдержаны темпы роста эпидемиологических показателей по туберкулезу (за 2006 - 2008 годы заболеваемость всеми формами туберкулеза населения снизилась на 3,4%, показатель смертности от туберкулеза - на 9,4%, охват подлежащего населения профилактическими осмотрами на туберкулез увеличился с 67% (2005 г.) до 79,7% (2008 г.));

сохранена бесплатность и доступность противотуберкулезной помощи населению в Удмуртской Республике;

фтизиатрическая служба обеспечена основными противотуберкулезными препаратами;

противотуберкулезные учреждения оснащены современным медицинским и технологическим оборудованием;

применяются современные виды диагностики туберкулеза.

Однако эпидемиологическая ситуация по туберкулезу как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике остается крайне напряженной, требующей объединенных усилий всех заинтересованных ведомств для защиты населения от туберкулеза.

При этом анализ ситуации по туберкулезу в России и в Удмуртии говорит о том, что проблема туберкулеза не рассматривается только как медицинская. Пути предупреждения распространения туберкулеза среди населения необходимо искать в целостном подходе, учитывающем все действующие силы и факторы, влияющие на эпидемическую безопасность.

Только при системном подходе и взаимодействии органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях имеется реальная перспектива управляемого воздействия на предупреждение и распространение туберкулеза в Удмуртской Республике.

Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и распространению туберкулеза в Удмуртской Республике без принятия и реализации республиканской целевой программы "Туберкулез" могут привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:

к ухудшению эпидемиологической и эпизоотической ситуации по туберкулезу;

к дальнейшему ухудшению материально-технической базы противотуберкулезных учреждений.

Значительное отставание в оснащении современным лечебно-диагностическим оборудованием приведет к более позднему выявлению больных туберкулезом, что способствует дальнейшему распространению инфекции. Кроме того, выявление больных на более поздних стадиях заболевания снизит эффективность лечения, приведет к росту затрат и ухудшит прогноз в отношении полного выздоровления и восстановления трудоспособности граждан;

к уменьшению количества специалистов, работающих по предупреждению заболевания туберкулезом и его лечению, из-за низкой мотивации и престижа профессии и т.д.

В итоге будет утрачен контроль над процессами распространения туберкулезной инфекции, что приведет к эпидемии туберкулеза в Удмуртской Республике и потребует значительного увеличения объема ресурсов на оказание специализированной помощи, локализацию и ликвидацию эпидемиологического и эпизоотического очага, которые в десятки раз превзойдут расходы на мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза в настоящее время.

Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Решение проблемы по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации республиканской целевой программы "Туберкулез" (2010 - 2015 гг.) (далее - Программа). Финансирование мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики дополняется финансированием за счет средств федерального бюджета. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации по достижению целей и задач по предупреждению распространения туберкулеза и совершенствованию противотуберкулезной службы в Удмуртской Республике.

При решении данной проблемы программно-целевым методом возможно три варианта реализации Программы, отличающихся объемами финансирования.

Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.

Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели.

При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.

Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема.

При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости туберкулезом, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования.

Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов.

По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных противотуберкулезных мероприятиях в Удмуртской Республике.

Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Реализация Программы рассчитана на 6 лет - с 2010 по 2015 годы.

Этапы реализации Программы:

Первый этап 2010 - 2012 годы предусматривает:

I. Совершенствование нормативно-правовой базы на региональном уровне:

внесение предложений в Федеральную целевую программу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", подпрограмму "Туберкулез" (по строительству лечебного корпуса с поликлиникой, по оборудованию, медикаментам);

подготовка проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики об увеличении бюджетных ассигнований на питание больных противотуберкулезных учреждений;

подготовка приказов министра здравоохранения Удмуртской Республики о взаимодействии противотуберкулезной службы, государственных учреждений здравоохранения и общей лечебной сети по организации выявления, лечения и профилактики туберкулеза;

с целью реализации полномочий муниципальных образований в области предупреждения распространения туберкулеза подготовка, принятие и обеспечение финансирования целевых муниципальных программ "Туберкулез";

подготовка совместного Плана мероприятий с медицинской службой Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Удмуртской Республике.

II. Совершенствование диагностики, лечения и комплексной программы медико-социальной реабилитации:

1) своевременное выявление туберкулеза в лечебно-профилактических учреждениях общей лечебной сети во взаимодействии с фтизиатрической службой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»