ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2008 года № 194-IV
О Республиканской целевой программе развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы
(с изменениями на 8 июня 2009 года)
_________________________________________________________________________
с изменениями, внесенными постановлением Правительства УР от 8 июня 2009 года № 141
_________________________________________________________________________
Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы.
2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы Министерство экономики Удмуртской Республики.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.В.Соловьёв
Утверждена постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 25 ноября 2008 года № 194-IV
Республиканская целевая программа
развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы
Наименование Программы | Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Разработчик Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики; Министерство финансов Удмуртской Республики; Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики; Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики; Государственный комитет Удмуртской Республики по труду; Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодёжи; органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, участвующие в реализации Программы в соответствии с законодательством; иные исполнители, отбираемые в соответствии с законодательством. |
Основные цели Программы | - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике; - обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; - обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; - оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на отечественный рынок и рынки иностранных государств; - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; - обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; - увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта; - увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов. |
Основные задачи Программы | - правовое и организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; - содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике; - содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки; - развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства; - содействие некоммерческим и профессиональным организациям и объединениям предпринимателей; - поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; - поддержка лиц, начинающих создание собственного бизнеса; - информационная поддержка субъектов предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя. |
Целевые индикаторы Программы | Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 9,1% в 2009 году до 9,7% в 2013 году. Увеличение доли продукции, произведённой малыми предприятиями, в общем объёме валового регионального продукта с 4,7% в 2009 году до 5,1% в 2013 году. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2013 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено |
Перечень подпрограмм Программы | В структуре Программы подпрограммы отсутствуют |
Объёмы и источники финансирования Программы | Реализация Программы обеспечивается посредством финансирования за счёт бюджета Удмуртской Республики. Предполагаемая сумма финансирования мероприятий Программы составляет 305,255 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 год - 50,000 млн. рублей; 2010 год - 55,000 млн. рублей; 2011 год - 60,500 млн. рублей; 2012 год - 66,550 млн. рублей; 2013 год - 73,205 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | Последовательная реализация мероприятий Программы позволит к 2013 году обеспечить увеличение на 4957 единиц число субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля лиц, занятых в малом и среднем предпринимательстве, по отношению к общему количеству работников всех предприятий и организаций Удмуртской Республики к концу реализации Программы составит 47,5%. |
В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений. В течение 2004-2008 годов в Удмуртской Республике государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республики на 2004-2008 годы, утверждённой постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 октября 2003 года № 108-III. Принятие настоящей Программы обеспечивает преемственность решений органов государственной власти Удмуртской Республики в сфере развития малого предпринимательства с использованием механизмов и форм государственной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004-2008 годы.
Основополагающими документами при реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике являются послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы», Указ Президента Удмуртской Республики от 2 сентября 2008 года № 138 «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике».
Министерством экономики Удмуртской Республики совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики ведётся целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата в республике и созданию положительного образа предпринимателя.
В рамках реализации Программы координировалась инициатива общественных организаций предпринимателей. Их представители участвуют в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов, что позволяет сформировать сбалансированные документы.
Во всех администрациях городов и районов вопросы развития предпринимательства курируют заместители глав администраций, в их структурных подразделениях назначены ответственные за работу по развитию малого предпринимательства.
В Удмуртской Республике целенаправленная работа по государственной поддержке малого предпринимательства ведётся почти 15 лет и даёт ощутимые результаты.
Количество действующих малых предприятий в 2004 году, по данным официальной статистики, составило 7,78 тыс. единиц, в 2005 году - 8,24 тыс. единиц, 2006 году - 10,59 тыс. единиц, а в 2007 году - 13,24 тыс. единиц.
Сектор малого предпринимательства оказывает положительное влияние на замедление темпов роста безработицы. Численность занятых на малых предприятиях в Удмуртской Республике в 2007 году составила 55,65 тыс. человек. Сложилась тенденция роста доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике республики, которая в 2007 году достигла 9,1 процента, в 2006 году доля составляла 6,9 процента, в 2005 году - 5,3 процента, в 2004 году - 7,7 процента.
В то же время в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике имеются недостатки и нерешённые проблемы:
- сохраняется дифференциация муниципальных образований по уровню развития малого бизнеса, порождённая неравномерностью развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. По показателю «число малых предприятий на 10 тыс. жителей» Удмуртская Республика уступает ряду регионов страны;
- администрации муниципальных образований не располагают официальными данными от территориальных органов федеральной налоговой службы и федеральной службы государственной статистики по зарегистрировавшимся и прекратившим деятельность субъектам малого предпринимательства, а также сведениями о результатах деятельности субъектов малого предпринимательства из-за отсутствия системы учёта субъектов малого предпринимательства по видам деятельности, объёмам произведённой ими продукции, оборота малых предприятий и другим показателям развития малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований;
- недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие финансовых ресурсов в местных бюджетах на цели развития субъектов малого предпринимательства;
- недостаток помещений, высокая арендная плата (в среднем по Российской Федерации 15 % малых предприятий, действующих менее 3-х лет, и до 32 % малых предприятий, действующих свыше 3-х лет, владеют собственным помещением. Договоры аренды с органами государственной власти и местного самоуправления заключены у 18% и 25% малых предприятий соответственно);
- недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для субъектов малого предпринимательства;
- уменьшение числа желающих заниматься собственным делом;
- трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции по международным стандартам;
- недостаток квалифицированных кадров (как показал опрос, проведённый в мае 2006 года, 30% выпускников вузов хотят поступить на государственную службу, еще 30% - в крупные российские или зарубежные компании, около 25% желают заняться наукой и только лишь 15% выпускников вузов выражают готовность строить собственный бизнес);
- не сформированы механизмы досудебного и внесудебного разрешения споров между субъектами малого и среднего предпринимательства и контрольно-надзорными органами.
Устранение названных проблем возможно с использованием программно-целевого метода.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Удмуртской Республике, в настоящее время отсутствуют. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.
Разработка Программы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.
Необходимость программно-целевого планирования развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике вызвана тем, что требуется кардинальное изменение тенденций развития сферы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике. Эта проблема значима для экономики республики, является комплексной, её решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с комплексным характером для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и задач развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Проблему невозможно решить в рамках текущего бюджетного финансирования, необходима дополнительная государственная поддержка.
Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексное решение проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.
Новизна и эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых к реализации и обеспечивающих осуществление структурных сдвигов в экономике, а также социальную, экономическую, бюджетную и иную эффективность соответствует выбранным приоритетам социально-экономического развития страны и региона.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики. Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Программа реализуется в период с 2009 года по 2013 год. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.
Стратегическая цель Программы - повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике. Основные цели Программы:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на отечественный рынок и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов.
Основные задачи Программы:
1) правовое и организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике;
3) содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки;
4) развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства;
5) содействие некоммерческим и профессиональным организациям и объединениям предпринимателей;
6) поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
7) поддержка лиц, начинающих создание собственного бизнеса;
8) информационная поддержка субъектов предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя.
Предполагаемые способы решения основных задач Программы:
- создание, развитие и обеспечение деятельности республиканской и муниципальной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях;
- поддержка муниципальных (межмуниципальных) программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности;
- содействие деятельности региональных, межрегиональных, отраслевых и иных некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
- развитие саморегулирования малого и среднего предпринимательства, как один из факторов развития механизмов досудебного и внесудебного разрешения споров между гражданами, государственными органами и субъектами малого и среднего предпринимательства;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (создание технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и обеспечение деятельности таких организаций).
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики за счёт средств республиканского бюджета путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе: бизнес-инкубаторов, технопарков, центров аутсорсинга и производственной субконтрактации, центров инновационного предпринимательства и других организаций) будет осуществляться в соответствии с законодательством.