В настоящее время оценка работы систем водоснабжения производится по фактическому водопотреблению без уточнения его структуры. Водопотребление в различных зданиях изменяется в широких пределах - 100 - 400 литров в сутки на 1 человека. Оно зависит от большого числа взаимосвязанных факторов: климата, санитарно-технического оборудования, числа потребителей, давления в системе, ее схемы, уровня эксплуатации, этажности застройки и т.д.
В состав фактического водопотребления входят потери воды. Потери воды в водопроводе происходят из-за несовершенства конструкции водозаборной арматуры, избыточного давления перед ней, непроизводительных расходов, утечек через арматуру и другие элементы системы. В системе горячего водоснабжения дополнительно имеются потери в виде сливов недогретой или охлажденной воды вследствие разрегулировки циркуляции (или ее отсутствия).
При увеличении срока эксплуатации систем водопровода потери воды резко возрастают.
Общее водопотребление складывается из расходов на хозяйственно-питьевые нужды населения и на производственные нужды промпредприятий.
Структура водопотребления за последние годы претерпела значительные изменения. Основным потребителем питьевой воды стало население. Потребление им воды возросло с 50,2 процента в 1985 году до 60,2 процента общего расхода в 1999 году.
Проблема нерационального использования питьевой воды населением и предприятиями может быть решена путем улучшения технических факторов, влияющих на водопотребление:
- правильной постановкой учета подаваемой и расходуемой потребителями воды;
- внедрения водосберегающей водоразборной арматуры;
- стабилизации и регулирования напоров в зданиях;
- применения более совершенных инженерных решений и схем холодного и горячего водоснабжения;
- наблюдения за соответствием режимов работы насосных станций и температурных режимов расчетным параметрам и регулировкой их в зависимости от времени суток в системах горячего водоснабжения;
- повышения качества эксплуатации систем водоснабжения;
- повышения культуры водопользователей;
- разработки и внедрения экономического стимулирования рационального использования питьевой воды потребителями и производителями;
- внедрения автоматических систем регулирования производительности насосных агрегатов;
- снижения давления воды во внутриквартальных сетях с установкой индивидуальных повысительных насосов.
В перечень мероприятий вошли мероприятия по оснащению приборами учета воды водопотребителей и водопользователей, вошедшие в состав Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25.08.1997 N 789.
Расчетная стоимость реализации мероприятий составит 14,0 млн. руб., из них учтено другими программами - 7,0 млн. рублей. По данной Программе стоимость реализации мероприятий составляет 7,0 млн. рублей.
Перечень
основных мероприятий по рациональному использованию и экономии воды питьевого качества
NN | Перечень мероприятий | Сроки реализации | Ожидаемые результаты | Заказчики мероприятий | Источник финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Паспортизация водопроводных вводов жилого фонда | 2001- 2002 г. | Уточнение причин нерационального расходования воды | Администрации городов и районов, службы заказчика, предприятия- владельцы жилья, МУП "Водоканал" | Бюджеты городов и районов, средства предприятий- собственников жилья |
2. | Разработка и внедрение мероприятий системы контроля за рациональным использованием воды, разработка и внедрение прогрессивных тарифов на воду | 2001 г. | Снижение удельного водопотребления | Администрации городов и районов | Средства предприятий по оказанию услуг водоснабжения |
3. | Разработка и внедрение экономического стимулирования рационального использования питьевой воды водопотребителями | 2001 г. | -"- | -"- | -"- |
4. | Внедрение приборов и систем учета подачи и потребления воды: | ||||
- сооружений добычи, производства и транспортирования воды | 2001- 2005 г. | Снижение непроизводи- тельных расходов питьевой воды | Администрации городов и районов, предприятия, оказывающие услуги водоснабжения | Бюджет УР, бюджеты городов и районов | |
- объектов бюджетной сферы, жилые дома, предприятия и организации- потребители воды | 2001- 2003 г. | Снижение удельного водопотребления | Администрации городов и районов, предприятия- владельцы объектов водопотребления | Бюджет УР, бюджеты городов и районов, средства предприятий и организаций потребителей | |
5. | Внедрить при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте установку приборов учета воды, ресурсосберегающей водозаборной арматуры | На чиная с 2001 г. | Снижение удельного водопотребления | Минстрой УР, предприятия- владельцы сетей водопровода | Бюджеты городов и районов, средства предприятий - собственников сетей водопровода |
6. | Организация цехов установки и наладки водомеров и работы внутренних систем водоснабжения | 2001- 2005 г. | Снижение удельного водопотребления | Администрации городов, предприятия- потребители воды | Бюджеты городов и районов, средства предприятий- потребителей воды |
7. | Разработка и проведение мероприятий по этике водопотребления через средства массовой информации (радио, телевидение, печать) | 2001- 2010 г. | Снижение потребления воды | Минприроды УР, предприятия водопроводно- канализационного хозяйства | Экологический фонд, средства предприятий жилищно- коммунального хозяйства |
8. | Информация населения городов и районов через средства массовой информации о качестве питьевой воды доступных поверхностных источников, а также о деятельности республиканского аналитического центра исследования природной, питьевой и сточной воды | ежемесячно | Предоставление населению объективной информации о качестве питьевой воды | ЦГСЭН УР, ЦГСЭН городов и районов | Экологический фонд УР, местные бюджеты |
9. | Разработка и внедрение мероприятий по снижению избыточных давлений перед водоразборной арматурой | 2001- 2002 г. | Снижение нерациональных расходов воды | Предприятия ВКХ городов и районов | Средства предприятий, бюджеты городов и районов |
10. | Провести исследовательские работы по установлению эксплуатационных норм водопотребления при различной степени благоустройства жилых зданий | 2001 г. | Повышение уровня обслуживания населения | Администрации городов и районов | Бюджеты городов и районов республики |