ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 1997 года N 789
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства УР от 31.03.2008 N 64.
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства УР от 15.11.1999 N 1115; от 08.07.2002 N 611)
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" и в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации объектов и инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства республики, качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Считать приоритетной задачей администраций городов и районов, министерств и ведомств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда, завершения перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг с обеспечением мер социальной защиты и усиления адресной поддержки малообеспеченных семей.
2. Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики принять на период до 2003 года включительно (прилагается).
Стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг уточнять ежегодно с учетом реального роста доходов населения.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства УР от 15.11.1999 N 1115.
4. Утратил силу. - Постановление Правительства УР от 08.07.2002 N 611.
5. Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 октября 1997 года разработать план практических мероприятий по реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики и внести его на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
6. Установить, что реформирование республиканского и местных бюджетов производится на основании ежегодно определяемых стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
7. Министерству финансов Удмуртской Республики:
ежегодно предусматривать отдельной строкой необходимые бюджетные ассигнования на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с установленными социальными стандартами;
предусматривать в расходной части бюджета по защищенной статье средства на финансирование жилищных компенсаций (субсидий) гражданам;
в целях обеспечения стабильной и надежной работы всех систем жилищно-коммунального хозяйства в отопительные периоды предусматривать отдельной строкой в республиканском бюджете защищенной статьей необходимые ассигнования на выполнение неотложных работ по подготовке к зиме;
предусмотреть в проекте бюджета на 1998 год финансирование государственного заказа по оснащению зданий, строений, помещений и других объектов бюджетной сферы приборами учета и регулирования потребления электроэнергии, тепла, газа и воды.
8. Рекомендовать администрациям городов и районов при формировании местных бюджетов руководствоваться пунктом 7 настоящего постановления.
9. Приобретение и установку приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов проводить в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 июня 1997 года N 680 "О закупке продукции для государственных нужд Удмуртской Республики на 1998 год".
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел жилищно-коммунального хозяйства и строительства Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства и производственной инфраструктуры Аппарата Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.ВЕРШИНИН
Принята
постановлением
Правительства УР
от 25 августа 1997 года N 789
1.1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики
Жилищно-коммунальное хозяйство Удмуртской Республики представляет собой многоотраслевой комплекс производства услуг.
В ЖКХ Удмуртской Республики сосредоточено основных фондов на 18,9 триллионов рублей; более 9 миллионов квадратных метров жилья, 235 котельных и 125 центральных тепловых пунктов (ЦТП), 1009 километров тепловых сетей в 2-трубном исчислении, более 10 тысяч километров воздушных и кабельных линий электропередач, 2030 трансформаторных подстанций.
В состав отрасли входят инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных систем, кроме того гостиничное хозяйство, дороги и мосты, бани и прачечные, зеленое хозяйство и ритуальные службы, а также службы благоустройства.
Состояние этих фондов характеризуется нарастающим износом, составляющим от 40 до 70 процентов.
Более 600 тысяч квадратных метров жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте. Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60 процентов (в 1993 году ветхого жилья было 55,6 тыс. кв. м; в 1994 году - 67,9 тыс. кв. м; в 1995 году - 117,5 тыс. кв. м). Из года в год снижаются затраты на капитальный ремонт жилья: если в 1977 году на капитальный ремонт были выделены средства из расчета 2 рубля 33 копейки на 1 кв. м общей площади, то в 1996 году в сопоставимых ценах всего 20 копеек. По этой причине ремонтируются лишь отдельные конструктивные элементы жилых зданий, резко увеличивается недоремонт жилищного фонда.
Сегодня все системы водоснабжения эксплуатируются с нарушениями режимов работы. Из 1978 км водопроводных сетей 956 км требуют замены и капитального ремонта (что составляет 48,3 процента), из 344 водопроводных станций 288 (или 83,7 процента) требуют замены насосного оборудования. Все 7 комплексов водоочистки нуждаются в капитальном ремонте с заменой оборудования, технологических коммуникаций, фильтрующих материалов, в доведении хлораторных и складов хлора до соответствия требованиям безопасности. По теплоэнергетическому хозяйству требуется ежегодно заменять 40,5 км тепловых сетей: в 235 котельных - 76 морально и физически изношенных котлов, 185 единиц котельно-вспомогательного оборудования (дымососы, насосы, вентиляторы и т.п.). В находящихся в эксплуатации 127 ЦТП требуется замена насосов в количестве 65 единиц; теплообменное оборудование в количестве 95 секций, большое количество запорной арматуры.
В республике ниже среднего среди регионов Российской Федерации уровень обеспечения жилищно-коммунальными услугами, что создает дискомфортные условия проживания как в жилище, так и вне его.
Финансовое состояние отрасли крайне неудовлетворительно.
Выполненный объем услуг и работ, подлежащий финансированию из бюджета по состоянию на начало июня 1997 года составляет 384 млрд. рублей, а фактически профинансировано 155 млрд. рублей (т.е. 40,4 процента). Неплатежи потребителей за отпущенные услуги продолжают расти и на сегодня составляют 888 млрд. рублей, в том числе долг предприятий бюджетной сферы - 221 млрд. рублей.
В силу этих неплатежей предприятия отрасли имеют долг перед поставщиками в 744 млрд. рублей, в том числе перед "Удмуртэнерго" - в 384 млрд. рублей. В каждом предприятии многомиллионные картотеки на общую сумму 425 млрд. рублей.
Практически все жилищно-коммунальные предприятия республики имеют задолженность по заработной плате в 3 - 4 месяца на общую сумму 27 млрд. рублей.
Из приведенного следует, что бюджетный механизм финансирования не может обеспечить развитие отрасли. Нужен принципиально иной экономический механизм ее функционирования, способный сделать ее эффективной, самоокупаемой.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале девяностых годов, является на сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Процесс реформирования жилищно-коммунальных правоотношений в России периода 1990 - 1996 годов был достаточно динамичным как в нормотворчестве, так и в апробировании новых механизмов в жилищно-коммунальной сфере. В этот период времени были уточнены основные цели преобразования в этой сфере экономики и созданы необходимые правовые основы для проведения реформы.
Сформированная в 1990 - 1996 годах законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления реформы ЖКХ на основе взвешенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан.
Решающим шагом в этом направлении явилось принятие Законов РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и "Об основах федеральной жилищной политики", а также постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 года N 935 и Совета Министров Удмуртской Республики от 17.02.94 года N 71, которыми был предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с достижением в 1998 г. 100 процентов покрытия затрат на содержание, ремонт жилья и коммунальных услуг за счет платежей граждан с одновременным переходом на бюджетную форму социальной поддержки низкодоходных семей через предоставление компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг вместо дотирования предприятий ЖКХ.
В результате проводимой политики бесплатной приватизации жилья гражданам, в республике произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда, сформировался рынок жилья. В собственность граждан за истекший период передано 140,5 тысяч квартир, что составляет 37 процентов от числа квартир от государственного и муниципального жилищного фонда, подлежащего приватизации.
Средняя обеспеченность жильем увеличилась с 1993 по 1996 год на 1,0 квадратный метр общей площади и составила 16,2 квадратных метра на 1 человека.
В этот период в муниципальную собственность передавались объекты ЖКХ, акционированных, ликвидированных предприятий и организаций, колхозов и совхозов.
Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере в городах Воткинске, Глазове, Сарапуле и Завьяловском районе.
Изменилась структура предприятий отрасли. В настоящее время в отрасли 105 предприятий, из них половина многоотраслевого характера. Основная доля предприятий муниципализирована (97 предприятий или 92,3 процента); 8 предприятий республиканского уровня собственности.
Общая численность работающих в ЖКХ республики составляет 19,5 тысяч человек.
Начали формироваться договорные отношения между владельцем основных фондов ЖКХ и хозяйствующими субъектами, но этот процесс идет чрезвычайно медленно.
В городах и районах республики с 1994 года осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным применением мер социальной защиты граждан путем предоставления им компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. Формируются договорные отношения с нанимателями и собственниками жилья.
За 1994 - 1996 годы рост ставок оплаты услуг, при котором доля населения в покрытии издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг возросла до 30 процентов, позволил преодолеть отставание оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции. Однако, в связи с тем, что в этот период сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты услуг населением проходил болезненно. Это не дало ощутимых результатов реализации программ реформирования жилищно-коммунальных отношений и вызвало необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг. Законом РФ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", принятым 8.12.95 г., было предусмотрено увеличение срока поэтапного перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением с 5 до 10 лет.
Тем не менее, ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг в 1996 году продолжали расти опережающими инфляцию темпами.
Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем на 1 человека в месяц в 1996 году сложились в размере 106500 рублей. При этом, доля платежей населения в покрытии этих затрат в 1996 году составила 17,7 процента. Исходя из этого, при установлении максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 10 процентов от совокупного дохода семьи, право на компенсации при оплате за жилье и коммунальные услуги в 1996 году получили около 15,0 тысяч семей на сумму 5,3 миллиарда рублей.
Трехлетний опыт проведения реформ в ЖКХ показал, что принятые в 1991 году и последующие годы решения, касающиеся реформирования отношений в этой сфере экономики, нередко не были увязаны с общенациональной политикой в области установления цен на энергоносители, динамикой доходов населения, процессом передачи в муниципальную собственность объектов ЖКХ и другими факторами. На местах, за редким исключением, нет осознанной, последовательной и целенаправленной работы в этой сфере экономики.
Важнейшим условием формирования новой экономической политики в ЖКХ, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а также управление муниципальной собственностью.
Службы "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам формально созданы в городах Ижевске, Глазове, Камбарке, Сарапуле и Сарапульском районе.
Созданные службы "Заказчика" далеко не всегда эффективно решают стоящие перед ними задачи.
В других городах и районах функции заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия жилищно-коммунального хозяйства, что приводит к совмещению ими функций заказчика и подрядчика.
Это нарушает принцип рыночных отношений - разделение этих функций, ведет к чисто формальной процедуре заключения договоров, исключает объективный контроль выполнения договорных обязательств и применение экономических санкций.
Правовая неопределенность взаимоотношений предприятий и потребителей усугубляется отсутствием договоров найма жилого помещения. Процесс перехода от традиционных ордеров к договорам найма находится лишь в самой начальной стадии.
Отсутствует контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между органами местного самоуправления, производителями услуг и их потребителями, а также надзор за содержанием жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Для наведения порядка в этом вопросе необходимо завершить создание государственной жилищной инспекции.
Вызывает сомнение обоснованность самих базовых или "экономически обоснованных" тарифов на услуги ЖКХ, так как их стоимость в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по городам и районам за 1996 год существенно различается (смотри таблицу).
N п/п | Наименование городов, районов | Стоимость услуг на 1 кв. м общей площади в месяц (рублей), всего |
1 | 2 | 3 |
1 | Алнашский | 5600 |
2 | Балезинский | 7300 |
3 | Вавожский | 6600 |
4 | Воткинский | 7900 |
5 | Глазовский | 6600 |
6 | Граховский | 7400 |
7 | Дебесский | 11600 |
8 | Завьяловский | 7600 |
9 | Игринский | 9100 |
10 | Камбарский | 9600 |
11 | Каракулинский | 10200 |
12 | Кезский | 7100 |
13 | Кизнерский | 8100 |
14 | Киясовский | 11100 |
15 | Красногорский | 10100 |
16 | Малопургинский | 7100 |
17 | Можгинский | 9200 |
18 | Сарапульский | 9100 |
19 | Селтинский | 6600 |
20 | Сюмсинский | 7900 |
21 | Увинский | 6400 |
22 | Шарканский | 6400 |
23 | Юкаменский | 9300 |
24 | Як-Бодьинский | 12200 |
25 | Ярский | 7400 |
В среднем по районам | 8500 | |
26 | г. Ижевск | 7000 |
27 | г. Сарапул | 6800 |
28 | г. Воткинск | 6800 |
29 | г. Глазов | 7800 |
30 | г. Можга | 6100 |
В среднем по городам | 6900 | |
В среднем по республике | 7100 |