Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2005 года N 510-III

О республиканской целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту в Удмуртской республике на 2006 - 2009 годы"



_________________________________________________________________________

С изменениями, внесенными постановлением Правительства УР от 13 июля 2009 года №191

_________________________________________________________________________

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 11 апреля 1996 года N 167-I "О республиканских целевых программах" (в редакции Закона Удмуртской Республики от 18 сентября 2002 года N 53-РЗ) и в целях предупреждения распространения наркомании в Удмуртской Республике Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" (прилагается).

2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.Семенов


Приложение
к постановлению
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 27 сентября 2005 г. N 510-III


Республиканская целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
в Удмуртской республике на 2006 - 2009 годы"

I. Паспорт
Республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы"

(с изменениями на 13 июля 2009 года)

Наименование Программы

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах";

- Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- Закон Удмуртской Республики "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Удмуртской Республике";

- распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 23 мая 2005 года N 489-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы"

Цели Программы

- Обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества;

- совершенствование системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними

Основные задачи Программы

- Совершенствование межведомственного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их обороту;

- совершенствование антинаркотической пропаганды;

- привлечение к участию в антинаркотических акциях ежегодно не менее 5000 человек;

- обеспечение медицинским консультированием ежегодно до 5000 лиц, склонных к употреблению психотропных веществ, и их родственников;

- обучение по вопросам профилактики наркомании ежегодно не менее 300 специалистов заинтересованных ведомств;

- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;

- совершенствование работы правоохранительных органов, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- развитие системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании

Сроки реализации Программы

С 1 января 2006 года по 31 декабря 2009 года

Республикаский заказчик Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

Разработчики проекта Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство внутренних дел Удмуртской Республики, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике, Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство внутренних дел Удмуртской Республики, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике, Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Ресурсное обеспечение Программы

Предполагаемый объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 25624,4 тыс. руб.

Источник финансирования Программы - бюджет Удмуртской Республики.

Распределение финансирования по ведомствам:

- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Всего

5365,0

5088,7

3205,0

4565,7

18224,4

- Министерство внутренних дел Удмуртской Республики

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Всего

250,0

250,0

250,0

250,0

1000,0

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Всего

1650,0

1550,0

1650,0

1550,0

6400,0

Объемы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законами Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующие финансовые годы

Механизм реализации Программы

Программой определен круг исполнителей. Исполнители:

- несут ответственность за качество и своевременность исполнения мероприятий в соответствии с объемом средств, выделяемых на реализацию данных мероприятий;

- представляют в Министерство финансов Удмуртской Республики заявки о необходимых финансовых средствах для исполнения программных мероприятий;

- представляют отчеты о ходе реализации Программы в соответствии с установленными сроками и формами

План основных мероприятий Программы

- Укрепление материально-технической базы;

- профилактика злоупотребления наркотическими средствами;

- лечение и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;

- пресечение незаконного оборота наркотиков;

- межведомственное сотрудничество в области противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков

Контроль реализации Программы

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики - республиканский заказчик. Исполнители Программы представляют в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:

- отчет по исполнению мероприятий Программы, включая финансово-экономическую деятельность, - ежеквартально;

- развернутый отчет о ходе работ по реализации Программы с анализом по ситуации достижения ожидаемых результатов - ежегодно до 1 февраля.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики представляет:

- ежеквартальный отчет по исполнению мероприятий Программы в Министерство экономики Удмуртской Республики в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах";

- письменный отчет о ходе реализации Программы в Правительственную комиссию Удмуртской Республики по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами, их незаконному обороту и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции - ежегодно до 1 февраля

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Повышение эффективности мероприятий по профилактике злоупотребления наркотиками, снижение уровня распространенности наркотизации населения (по данным мониторинга);

- создание новых моделей профилактической работы среди молодежи;

- снижение уровня незаконного оборота наркотиков путем увеличения количества изъятых наркотиков, прежде всего героина, а также ужесточения контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- совершенствование методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;

- снижение уровня преступности за счет снижения доли наркопреступлений на 1,0 - 1,5%, в том числе в результате выявления групповых преступлений;

- совершенствование взаимодействия учреждений Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, а также между государственными организациями, органами местного самоуправления и общественными организациями по профилактике наркомании;

- достижение увеличения показателя ремиссии среди больных, состоящих на диспансерном учете с ремиссией от одного года до двух лет, до 10%;

- снижение коэффициента латентности истинного количества лиц, страдающих от наркотической зависимости, до 8,0 при сегодняшнем состоянии - 9,5;

- стабилизация наркоситуации в Удмуртской Республике

Оценка эффективности Программы

Реализация Программы будет способствовать:

- снижению латентности (скрытости) наркомании, в том числе за счет устранения причин, ей способствующих;

- уменьшению потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизации затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;

- уменьшению числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;

- разобщению организованных структур наркобизнеса, усилению позиций правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

- повышению антинаркотической ориентации общества, формированию здорового образа жизни

Введение

 


Ситуация, сложившаяся в стране, требует привести сроки разрабатываемой Республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" в соответствие с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 года N 1650-р.

Современная обстановка в Удмуртской Республике, как и в России, характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью жителей республики, ее экономике и правопорядку.

Данная Программа разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; Законом Удмуртской Республики "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Удмуртской Республике"; распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 23 мая 2005 года N 489-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы".

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" является логическим продолжением и развитием Республиканских целевых программ "Комплексные меры борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Удмуртской Республике на 2001 - 2004 годы" и "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2005 год".

Программа основывается и реализуется на следующих принципах:

- межведомственной взаимной ответственности, что достигается за счет реализации межведомственного механизма и структуры управления Программой, которая включает Правительственную комиссию Удмуртской Республики по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами, их незаконному обороту и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, в состав которой входят представители министерств, ведомств и учреждений, участвующих в разработке и реализации Программы, а также строгой отчетности как республиканского заказчика, так и всех исполнителей Программы;

- публичности и прозрачности, что достигается за счет подготовки и публикации в средствах массовой информации данных об исполнении мероприятий, запланированных Программой;

- открытости, что достигается за счет проведения конкурсов на реализацию программных мероприятий в соответствии с Положением о разработке и реализации республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2002 года N 1094 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских целевых программ".

Реализация Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" при полном ресурсном обеспечении, при взаимодействии министерств и ведомств позволит привести к улучшению наркологической ситуации в Удмуртской Республике.

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Одной из наиболее острых и тревожащих проблем современного общества является распространение социально обусловленных заболеваний. По степени опасности наркологические заболевания надо поставить на первое место в общем ряду заболеваний социального характера. Высокая смертность, выраженная социальная дезадаптация, криминализация, поражение ВИЧ-инфекцией и другими опасными заболеваниями - вот далеко не полный перечень последствий наркомании. Резкие изменения экономической и социально-психологической ситуации, происшедшие в России в конце двадцатого столетия, привели к утрате у части молодежи культурно-нравственных ориентиров и резкому увеличению распространения потребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.

Значимость проблемы наркомании для Удмуртской Республики, как и для Российской Федерации в целом, определяется основными составляющими:

1. Медицинская:

- наркомания - тяжелое хроническое рецидивирующее заболевание, нарушающее психическую и физическую деятельность человека, приводящее к быстрой деградации личности и преждевременной смерти;

- больные, как правило, нуждаются в помощи многих специалистов (врачей разных специальностей, психологов, социальных работников и др.);

- больные наркоманией нуждаются в длительном лечении и реабилитации.

2. Социально-экономическая:

- наркомания может развиться у любого человека независимо от возраста, пола, национальности и социального положения;

- наркотическая зависимость влечет за собой преждевременную и стойкую утрату трудоспособности потребителей, что снижает экономический и военный потенциал общества;

- расширение масштабов, повышение опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно вовлечение молодежи в преступную деятельность;

- высокие расходы на лечение больных наркотической зависимостью;

- затраты на длительную реабилитацию для возвращения трудоспособного человека в общество.

Распространение и потребление наркотических средств имеют явную и скрытую формы. Явная форма выражена в официально зарегистрированной части потребителей наркотиков. Это находящиеся на учете в учреждениях здравоохранения в связи с прохождением лечения, а также уличенные в наркопреступлениях соответствующими подразделениями отделов внутренних дел. Анализ ситуации, связанной с приемом наркотических средств без медицинских показаний, свидетельствует, что явная часть - количество состоящих под диспансерным наблюдением - составляет в лучшем случае четверть от общего числа злоупотребляющих.

За годы действия Программы удалось добиться значительных результатов: увеличились возможности диагностики, лечения пациентов с наркологическими заболеваниями, были разработаны и внедрены новые методы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Число подростков, страдающих зависимостью от наркотических веществ, снизилось за последние три года в 2,6 раза, что говорит об эффективности профилактики наркотизации детей и подростков. Благодаря должному уровню межведомственного взаимодействия в вопросах выявления лиц, употребляющих наркотические вещества, количество пациентов, взятых на учет по поводу наркотической зависимости, в 2004 году выросло в два раза.

Многосторонний комплексный подход в организации антинаркотической работы позволил добиться того, что в Приволжском федеральном округе (среди остальных 15 субъектов) Удмуртская Республика занимает 14 место по наркологической заболеваемости в 2004 году.

Несмотря на достигнутые успехи, негативные тенденции наркотизации населения сохранились. Это означает, что меры по стабилизации и оздоровлению наркотической ситуации в Удмуртской Республике нуждаются в последовательном продолжении. Потребление молодежью наркотических средств сопровождается крайне отрицательными последствиями - полной биологической, генетической и социальной деградацией личности. Речь идет о причинении вреда здоровью молодого поколения, о подрыве социальной основы будущего страны.

Продолжает расти число лиц, потребляющих наркотические средства инъекционным способом, что способствует увеличению численности пораженных ВИЧ-инфекцией и другими опасными заболеваниями. В настоящее время в республике выявлено 2303 ВИЧ-инфицированных, из них 81% страдает наркотической зависимостью.

Наркотические средства становятся причиной целого ряда преступлений. В 2004 году зарегистрировано 810 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вместе с тем, за 4 месяца 2005 года в республике зарегистрировано 378 аналогичных преступлений, что на 40% превышает уровень соответствующего периода прошлого года.

За последние три года число лиц, страдающих наркотической зависимостью, состоящих под наблюдением в наркологических учреждениях республики, выросло на 46% (по Российской Федерации прирост составил за тот же период 20,7%), что связано с должным уровнем межведомственного взаимодействия в вопросах выявления лиц, употребляющих наркотические вещества, которое стало возможным благодаря реализации Программы "Комплексные меры борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Удмуртской Республике на 2001 - 2004 годы".

В Удмуртской Республике остается нерешенной проблема реабилитации наркозависимых, продолжает иметь место практика лечения наркомании, направленная только на снятие физической зависимости от наркотических средств, нет условий для восстановления психической деятельности лиц, прекративших употреблять наркотики.

Недостаточная обеспеченность правоохранительных органов Удмуртской Республики по борьбе с незаконным оборотом наркотиков оперативно-техническими средствами не позволяет выявлять в необходимом объеме непосредственных организаторов наркобизнеса, своевременно ликвидировать наркопритоны.

В ходе реализации Республиканской целевой программы "Комплексные меры борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Удмуртской Республике на 2001 - 2004 годы" были выполнены следующие мероприятия:

- расширен спектр лабораторных исследований по определению содержания психоактивных веществ в биологических жидкостях;

- создан банк данных потребителей наркотических веществ, позволяющий осуществлять оперативный обмен информацией с правоохранительными органами;

- организована система подготовки медицинских кадров;

- подготовлены обучающие программы для специалистов;

- частично приобретена аппаратура для отделения неотложной наркологической помощи: наркозные аппараты, аппараты для контроля за жизненно важными функциями организма;

- амбулаторно-поликлинические подразделения и лаборатория Республиканского наркологического диспансера в достаточном объеме ежегодно оснащаются реактивами и тест-системами для экспресс-диагностики психоактивных веществ;

- открыто женское отделение на 45 коек;

- детское отделение на 30 коек.

Коечный фонд Республиканского наркологического диспансера в настоящее время составляет 255 коек, или 1,77 на 10 тысяч населения (по Российской Федерации - 2,02).

Исходя из анализа сложившейся ситуации становится очевидной необходимость использования средств республиканского бюджета для дальнейшего программного интегрированного подхода к решению вопросов, связанных с проблемой распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков.

III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики


Представленная Программа является скоординированным планом действий, предупреждающим распространение наркомании в Удмуртской Республике путем пресечения незаконного оборота наркотических средств, профилактики наркомании, оказания медицинской помощи наркозависимой части населения за счет организации системы лечебных учреждений, предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых под действием наркотиков, проведения активной психологической профилактики среди учащихся школ, средних профессиональных и высших учебных заведений, подготовки специалистов, занимающихся проблемами наркомании.

IV. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются: совершенствование системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики их потребления различными категориями населения, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»