Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике определяются в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике". Реализация основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в 2001 году осуществлялась в рамках Плана практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2001 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 февраля 2001 года № 219 (далее - План), которые включают:
- анализ и совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
- финансово-кредитную и инвестиционную поддержку малого предпринимательства;
- участие в реализации международных проектов по развитию предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- информационное обеспечение малого предпринимательства;
- учебно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
- социальную защищенность и безопасность труда в малом предпринимательстве.
Согласно Закону Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год" объемы финансирования на невозвратной основе в 2001 году за счет республиканского бюджета составили на развитие рыночной инфраструктуры 2800 тыс. рублей, из них на мероприятия Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы 1040 тыс. рублей.
По разделу 1. "Совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства" в 2001 году подготовлены и приняты следующие нормативные правовые документы:
- Указ Президента Удмуртской Республики от 7 сентября 2001 года № 146 "О Совете по поддержке малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики";
- постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 сентября 2001 года № 968 "Об утверждении Положения о Совете по поддержке малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики";
- Закон Удмуртской Республики от 28 сентября 2001 года № 38-РЗ "О внесении изменения и дополнения в Закон Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год";
- Закон Удмуртской Республики от 28 сентября 2001 года № 42-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О применении на территории Удмуртской Республики упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
- Закон Удмуртской Республики от 29 ноября 2001 года № 50-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Удмуртской Республике";
- Закон Удмуртской Республики от 20 ноября 2001 года № 52-РЗ "О едином налоге на вмененный доход в сфере оказания физическим лицам парикмахерских услуг";
- Закон Удмуртской Республики от 29 ноября 2001 года № 51-РЗ "О едином налоге на вмененный доход в сфере розничной торговли, осуществляемой через палатки, рынки, лотки, ларьки, другие места организации торговли, не имеющие стационарной торговой площади, и торговые павильоны".
Субъекты малого предпринимательства в результате своей деятельности способствуют увеличению доходной части бюджета республики путем увеличения от них налоговых поступлений.
За 9 месяцев 2001 года по данным Управления МНС России по Удмуртской Республике поступило от малых предприятий всего 841,1 млн. рублей, в том числе в бюджет Российской Федерации - 332,3 млн. рублей, в бюджет Удмуртской Республики - 100,2 млн. рублей, в местные бюджеты - 167,8 млн. рублей, во внебюджетные фонды - 242,9 млн. рублей. Прогнозируемая величина всех поступлений от малых предприятий за 2001 год превысит 1 млрд. рублей.
Порядок налогообложения субъектов малого бизнеса существенно упростился с введением "единого налога", кроме этого, его введение явилось стимулом для наращивания объемов реализации товаров, работ и услуг.
По данным Управления МНС России по Удмуртской Республике по состоянию на 1 октября 2001 года поступило от уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход 35 миллионов 797 тыс. рублей, в том числе: в местные бюджеты - 26 миллионов 848 тыс. рублей, во внебюджетные фонды 8 миллионов 949 тыс. рублей.
От уплаты единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности поступило:
- от юридических лиц - в федеральный бюджет - 4 миллиона 766 тыс. рублей, в бюджет Удмуртской Республики - 2 миллиона 378 тыс. рублей, в местные бюджеты - 2 миллиона 379 тыс. рублей;
- от индивидуальных предпринимателей - в бюджет Удмуртской Республики - 5 миллионов 322 тыс. рублей, в местные бюджеты - 5 миллионов 317 тыс. рублей.
В связи с быстро изменяющейся политической и социально-экономической ситуацией большинство нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, требуют внесения изменений и дополнений. В частности, это относится к Федеральному закону от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который в настоящее время не позволяет достаточно полно обеспечивать регулирование предпринимательских отношений в нестабильных финансово-экономических условиях. Государственным комитетом Удмуртской Республики по предпринимательству были направлены предложения по внесению изменений в данный закон в Удмуртское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В соответствии с решением Второй республиканской конференции представителей малых предприятий Удмуртии, а также в целях обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и учету необоснованных и несанкционированных проверок, осуществляемых контрольно-надзорными органами на территории Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству принял распоряжение от 5 апреля 2001 года № 1 "О книге инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства в Удмуртской Республике". Данным распоряжением утверждена Примерная форма книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства, а также Примерный порядок ведения книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Рекомендовано субъектам малого предпринимательства при превышении сотрудниками контролирующих органов своих полномочий в ходе проводимых ими проверок обращаться в Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.
В части исполнения Закона Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике" на территории Удмуртской Республики складывается следующая картина.
Анализ информации, поступающей от администраций городов и районов, свидетельствуют о росте числа занятых в сфере малого предпринимательства в 2001 году. Программы поддержки малого предпринимательства на 2001 год разработаны и реализовывались в городах Сарапул, Глазов и Воткинск, в 17 районах Удмуртии оказывали поддержку предпринимательству в соответствии с программами или планами мероприятий. Перспективы развития предпринимательства г. Можги нашли отражение в программах "Стратегия развития города Можги на 10 лет", "Программа социально-экономического развития города Можги на 2001-2003 г.г.".
Не имели программ (планов) поддержки малого предпринимательства на 2001 год г.Ижевск и районы: Воткинский, Глазовский, Завьяловский, Игринский, Кизнерский, Селтинский, Шарканский.
Бюджетные средства на поддержку малого предпринимательства выделялись администрациями г.Глазова - 450 тыс. рублей, г. Можги - 75 тыс. рублей, г. Воткинска - 60 тыс. рублей, Дебесского района - 25 тыс. рублей. Администрацией Якшур-Бодьинского района были предоставлены гарантии на сумму 200 тыс. рублей. Под гарантии администрации Шарканского района 6 малых предприятий получили кредиты в банке.
Администрацией г. Сарапула принята статья 17 городского бюджета развития на 2001 год, которая предусматривает финансирование бизнес-проектов, прошедших конкурсный отбор, в виде бюджетного кредита на срок в пределах финансового года. Городской социально-деловой центр при активной поддержке Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике за первое полугодие 2001 года профинансировал пять проектов на сумму 145 тыс. рублей.
Администрацией Кезского района в 2001 году передано в аренду муниципальное имущество 10 индивидуальным предпринимателям.
Ввиду отсутствия бюджетного финансирования программ поддержки малого предпринимательства в районах, предпринимателям, в основном, оказывалась консультационная помощь по вопросам налогообложения, лицензирования, сертификации. Организовывались встречи представителей контролирующих органов, администрации района с предпринимателями. В отдельных районах предпринимателям предоставлялись льготы в виде освобождения от регистрационного сбора, льготного лицензирования и льготной платы за аренду помещений. Со своей стороны отдельные предприниматели и фермеры оказывают благотворительность школам, детским садам, интернатам в проведении спортивных и культурных мероприятий.
В администрациях г. Ижевска, г. Воткинска и г. Глазова работают штатные единицы специалистов по работе с малыми предприятиями, растет и общественная активность представителей малого предпринимательства. С апреля 2001 года начал свою деятельность Глазовский городской фонд поддержки малого предпринимательства. В Дебесском районе создали Центр консультационной поддержки. В г. Можга и Сюмсинском районе действуют Союзы предпринимателей, в г. Воткинске - "Ассоциация предпринимателей г. Воткинска", в Балезинском, Алнашском, Ярском районах созданы Советы по поддержке малого предпринимательства при администрациях районов. В Глазовском районе в этом году создан сектор поддержки предпринимательства при администрации. В конце года была создана Межмуниципальная ассоциация поддержки и развития малого предпринимательства северных территорий Удмуртской Республики "Северное соглашение", объединившая 5 муниципальных образований.