ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 1998 года N 584-I
О Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики
В целях всестороннего учета интересов народов Удмуртии и обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Удмуртской Республики при реализации государственной национальной политики Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию государственной национальной политики Удмуртской Республики (прилагается).
2. Органам государственной власти и органам местного самоуправлений руководствоваться Концепцией государственной национальной политики Удмуртской Республики при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке республиканских и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.А.Волков
Приложение
к постановлению
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 6 февраля 1998 года № 584-I
Концепция Государственной национальной политики
Удмуртской Республики
Концепция государственной национальной политики Удмуртской Республики является системой современных принципов и приоритетов, учитывающей национальные интересы всех ее народов, способствующей развитию их самобытности и равноправного сотрудничества и направленной на использование исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной Удмуртии.
Концепция исходит из необходимости обеспечения единства и целостности России, согласования общегосударственных интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
Концепция государственной национальной политики призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, укрепления государственности Удмуртской Республики и российской государственности, дальнейшего развития федеративных отношений.
Государственная национальная политика Удмуртской Республики строится на основе Всеобщей декларации прав человека, других норм международного права, Конституции Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, Федеративного договора и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики, а также учитывает то обстоятельство, что Удмуртская Республика является государством в составе Российской Федерации, исторически утвердившимся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии права на самоопределение, и несет ответственность за их сохранение и самобытное развитие.
Настоящая Концепция разработана на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 года, в порядке ее реализации.
Удмуртская Республика - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в ней проживает свыше 70 народов, в том числе 58,9% - русские, 30,9% - удмурты, 6,9% - татары, 3,3% - представители других национальностей (в том числе 0,8% - украинцы, 0,5% - марийцы, 0,3% - башкиры, по 0,2% - белорусы, немцы, чуваши, менее 0,2% - евреи, представители народов Кавказа). Все народы, компактно проживающие на территории Удмуртской Республики (бесермяне, марийцы, русские, татары, удмурты, чуваши), помимо языка и конфессиональной принадлежности, обладают только им присущими чертами развития материальной и духовной культуры, бытового уклада, социально-профессиональной структуры. Различна и их историческая судьба в составе России. Одним из главных ее итогов стало то, что традиционный регион заселения удмуртов превратился в полиэтнический и поликонфессиональный, а с момента образования Удмуртской автономной области начался процесс становления государственности Удмуртской Республики, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории Удмуртии. Основой формирующейся государственности Удмуртской Республики в составе Российской Федерации является, с одной стороны, наличие общей для всех народов, участвующих в этом процессе, Родины - Удмуртии и России, а с другой - понимание того, что ее процветание может быть обеспечено только при соблюдении принципа "единство в многообразии", предполагающего равенство прав всех народов Удмуртской Республики, ее граждан независимо от национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.
Дальнейшее упрочение межнациональных отношений и перспективы сотрудничества народов Удмуртской Республики во многом зависят от самочувствия, позиции и исторической ответственности русского народа, от своевременного разрешения его проблем и учета им интересов удмуртского и других народов.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения а республике оказывает ряд тенденций:
стремление народа Удмуртии к самоопределению и объективные процессы социально-экономической интеграции;
возрастающая самостоятельность Удмуртской Республики и необходимость упрочения общероссийской государственности;
потребность проведения курса социально-экономических реформ и различная степень готовности и участия а них этносов Удмуртии, обусловленная их исторической и культурно-хозяйственной спецификой;
стремление к сохранению и развитию этнокультурной самобытности удмуртского и других народов Удмуртии и ориентация на общероссийские и мировые духовно-нравственные ценности.
На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложен огромный позитивный опыт сотрудничества и дружбы народов Удмуртии и традиции самобытного формирования удмуртской нации. Именно они обеспечили значительный прогресс в национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый Удмуртией в XX веке в составе России.
Вместе с тем всем народам России был нанесен серьезный ущерб тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением и унификацией многих национально-культурных ценностей. Особенно ощутимым он был для немногочисленных народов,
Крупное промышленное строительство, интенсивное развитие оборонного комплекса вызвали приток рабочей силы из других регионов страны и из сельских районов республики, что существенно изменило социально-демографическую и этническую ситуацию: сегодня удмурты составляют третью часть населения республики.
Диспропорции, заложенные прежней системой и не преодоленные на сегодняшний день, особенно негативно сказались на развитии сельской социально-этнической структуры и инфраструктуры, вследствие чего возможности удовлетворения национально-культурных и образовательных потребностей населения оказались ограничены.
Все это существенным образом отражается на современном этнополитическом состоянии народов Удмуртии, их представительстве в органах государственной власти и системе управления экономикой Удмуртской Республики.
Значительные изменения в национальном самосознании, происшедшие у всех народов как Российской Федерации, так и Удмуртской Республики, неподготовленность общества к кардинальным изменениям создают определенную напряженность в развитии национальных и межнациональных процессов, в общении представителей различных национальностей. Издержкам перестройки и реформ, негативным явлениям социально-экономического и политического характера придается порой этническая окраска, разжигаются чувства национализма и шовинизма.
На межнациональные отношения также оказывают влияние социальная и правовая незащищенность граждан, безработица, резкое падение жизненного уровня большинства населения.
Анализ этих реалий выявил необходимость нового осмысления этнополитической ситуации в республике и поисков результативных механизмов разрешения существующих проблем.
После распада СССР начался новый этап развития российской государственности. Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила тип государственного устройства, который обусловливает развитие федеративных отношений на базе демократических принципов, в основу которых положены общепризнанные нормы равноправия и самоопределения народов, сохранения самобытности и развития единой российской государственности, приоритета прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности и территории проживания, защита прав малочисленных народов и национальных меньшинств.
Возникшие в переходный период развития российского общества проблемы получили специфическое преломление в жизни различных этносов, что требует, наряду с общей Концепцией государственной национальной полигики Российской Федерации, разработки республиканской концепции и программ.
Приоритетными проблемами. требующими решения на современном этапе, являются:
совершенствование государственности Удмуртии на основе демократических принципов федерализма, обеспечивающих необходимое сочетание самостоятельности республики и целостности Российского государства, способствующих национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов Удмуртии, народов всей России;
совершенствование правовой базы национальной политики, обеспечение политической и правовой защищенности граждан Удмуртской Республики независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, их равноправие, необходимое их представительство в органах государственной власти и управления;
развитие национальных культур и языков народов Удмуртской Республики;
укрепление духовной общности народов республики и Российской Федерации;
поддержка этнокультурных традиций удмуртов, проживающих за пределами Удмуртии, их взаимодействие с другими народами России;
сохранение и развитие традиционной среды обитаний народов Удмуртии, этноэкологической системы, улучшение социально-демографической ситуации и нейтрализаций суицидогенных факторов в Удмуртии;
укрепление объективных возможностей всестороннего развития и сотрудничества национальностей, проживающих в Удмуртской Республике, формирование высокой культуры межнационального общения;
преодоление недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений.
Современное состояние и задачи перспективного развития Удмуртской Республики требуют новых концептуальных подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничностъ общества - это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Удмуртии и что национальный вопрос не должен становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.
При реализации данной концепции, разработке конкретных программ национального развития и межнационального сотрудничества нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ и прогноз, оценка последствий принимаемых решений.
Национальная политика должна носить всеобъемлющий, стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и всестороннего сотрудничества всех народов Удмуртской Республики. Чрезвычайно важное значение здесь приобретает единство позиций всех органов государственной власти и местного самоуправления республики, различных политических и общественных движений.
Представленные в данной концепции основополагающие идеи, нормы и приоритеты обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления.
К основным принципам национальной политики в Удмуртской Республике относятся:
равноправие народов независимо от их численности, уважение прав и свобод человека, возможностей личностного и этнокультурного самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии, социального положения и территории проживаний;
право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную и языковую принадлежность;
запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
уважение прав народов при различных формах общественной самоорганизации с обязательным условием сохранения государственности России и Удмуртии;
свободный доступ граждан к информации;
сохранение межнационального мира и согласий как условия равноправного развития и сотрудничества всех народов Удмуртской Республики;
своевременный учет национальных потребностей народов республики, развитие многонационального народа Удмуртии на основе согласия, взаимоподдержки и сотрудничества:
мирное разрешение возникающих противоречий между национальными общностями и их отдельными представителями;
содействие развитию национальных культур и языков всех народов Удмуртии;
запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности Удмуртии, разжигания расовой, национальной и религиозной розни;
запрещение пропаганды идей, возбуждающих расовую, национальную, религиозную вражду, равно как и пропаганды расового, национального, религиозного или языкового превосходства;
защита прав и интересов граждан Удмуртской Республики за ее пределами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, нормами международного права;
поддержка удмуртов, проживающих за пределами Удмуртской Республики, и их национально-культурных объединений в сохранении и развитии родного языка, образования, культурных и национальных традиций.
Национальная политика Удмуртской Республики строится на основе патриотизма и интернационализма, всестороннего учета и согласований национальных интересов ее народов, а также задач развития всех народов Российской федерации.
Главной целью национальной политики Удмуртской Республики является создание максимально благоприятных условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на территории Удмуртии, обеспечения оптимальных условий и возможностей их полноправного участия в политическом, социально - экономическом и национально - культурном развитии республики.
Практическая реализация национальной политики Удмуртской Республики предполагает неотложное решение следующих основных задач:
развитие и укрепление Удмуртской Республики как субъекта Российской Федерации, в равной мере отстаивающего права и интересы представителей всех этносов, составляющих единый многонациональный народ Удмуртии;
совершенствование правовой базы взаимоотношений органов государственной власти Удмуртской Республики с федеральными органами государственной власти;
формирование республиканской правовой базы, обеспечивающей реализацию национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления Удмуртской Республики;
объединение усилий всех звеньев государственной власти и управления, общественно - политических организаций и конфессий, действующих на территории республики, для достижения межнационального согласия, утверждения реального равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укреплений отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально - культурных запросов народов, осуществлению поддержки национально-культурных объединений республики;
осуществление государственной поддержки представителей всех народов Удмуртии в установлении и поддержании связей с этнически родственными народами, проживающими за пределами республики;
установление на республиканском уровне постоянных отношений с субъектами Российской Федерации, государственными и административно-территориальными образованиями зарубежных стран, в том числе с теми, в которых компактно проживают финно-угорские народы, в целях развития экономики, науки и культуры;
проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в Удмуртской Республике, организаций фундаментальных и прикладных исследований;
выработка прогнозов и моделей развития межнациональных отношений;
формирование системы мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними нарушений законности и правопорядка;
разработка и принятие законов и других нормативных актов, направленных на предотвращение и разрешение межнациональных конфликтов;
совершенствование механизма формирования законодательных и исполнительных органов власти различных уровней, позволяющего всем гражданам и народам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;
проведение государственной политики обеспечения защиты национальной чести и достоинства граждан Удмуртской Республики независимо от их национальной принадлежности, решительная борьба со всеми проявлениями национализма и шовинизма, насаждающими в обществе межнациональную вражду и ненависть.
разработка программ экономического развития Удмуртской Республики на основе учета интересов, традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности всех народов республики;
поощрение всех форм социально-экономической деятельности, направленных на подъем благосостояния народов Удмуртской Республики, совершенствование ее научного, информационного и культурного пространства на основе использования всего этнокультурного и этнохозяйственного потенциала народов Удмуртии;
рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей Удмуртии, накопленного в ней культурного и этнотерриториального, научно-технического и кадрового потенциала, ее природных и этнокультурных ресурсов;
принятие мер по выравниванию уровня социально-экономического развития городов и районов республики;
содействие развитию на территории Удмуртии общероссийских хозяйственных структур, межреспубликанских и межрегиональных корпораций и ассоциаций экономического развития и взаимодействия, призванных углублять и укреплять социально-экономическую интеграцию народов Удмуртской Республики и всей России;
развитие республиканских систем коммуникации и информации как части единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
разработка и реализация специальных программ, направленных на охрану традиционной среды обитания народов Удмуртии, улучшение медицинского обслуживания и демографической ситуации в республике.
формирование и распространение идей дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения, воспитания чувства общероссийского патриотизма, гордости за свою многонациональную Родину, за российский народ;