1. Наличие необходимого количества подписей участников областного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения областного референдума, является основанием для назначения областного референдума областной Думой.
2. Количество представляемых для назначения областного референдума подписей участников областного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения областного референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Подписные листы представляются в избирательную комиссию области в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества подписей. При приеме подписных листов избирательная комиссия области заверяет каждый подписной лист своей печатью и выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению областного референдума подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Избирательная комиссия области для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках областного референдума и подписей участников областного референдума, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии области, привлеченных специалистов. К такой проверке по согласованию могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия области вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим областным законом необходимого для назначения областного референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Если при проведении проверки части подписей будет обнаружено более 3 процентов недостоверных подписей от числа проверяемых проводится полная проверка подписей участников областного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения областного референдума.
5. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом участвовать в областном референдуме;
2) подписи участников областного референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
3) подписи участников областного референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим областным законом, либо без указания даты собственноручного внесения участником местного референдума своей подписи в подписной лист;
4) подписи участников областного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников областного референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками областного референдума, а также подписи участников областного референдума, даты внесения которых проставлены участниками областного референдума не собственноручно;
6) подписи участников областного референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках областного референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками областного референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи участников областного референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников областного референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению областного референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников областного референдума, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению областного референдума, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников областного референдума, названным уполномоченным представителем;
8) подписи участников областного референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий областного референдума с правом решающего голоса либо с принуждением участников областного референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников областного референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
9) подписи участников областного референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками областного референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей участников областного референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
10) все подписи участников областного референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложением к настоящему областному закону.
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего областного закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7 и 10 пункта 5 настоящей статьи.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения областного референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию области.
7. Не могут служить основанием для признания подписи участника областного референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи участника областного референдума методом опроса запрещается.
8. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению областного референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению областного референдума. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для назначения областного референдума количество подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению областного референдума.
9. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения областного референдума количества достоверных подписей избирательная комиссия области отказывает в проведении областного референдума.
10. О результатах соответствующей проверки, указанной в настоящей статье, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению областного референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении областного референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для назначения областного референдума или превышена предельная величина доли недостоверных или недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению областного референдума в указанный срок должны быть представлены: копия протокола об итогах проверки подписных листов, копия ведомости проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников областного референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
11. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения областного референдума требованиям федеральных законов, настоящего областного закона, Устава Новгородской области избирательная комиссия области в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению областного референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в областную Думу, уполномоченную принять решение о назначении областного референдума. Копия постановления избирательной комиссии области направляется также инициативной группе.
Областная Дума обязана внести вопрос о назначении областного референдума на ближайшее заседание областной Думы.
12. В случае возникновения спора о компетенции в связи с назначением областного референдума данный спор разрешается в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка областного референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
13. В случае отказа в проведении областного референдума избирательная комиссия области обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в проведении областного референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению областного референдума копию решения избирательной комиссии области с изложением оснований отказа. Избирательная комиссия области может принять решение об отказе в проведении областного референдума только по основаниям, предусмотренные подпунктами "в", "г", "д", "ж", "з", "и", "л", "м" пункта 23