1. Соответствующая комиссия референдума проверяет соблюдение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации", настоящего Закона при сборе подписей, оформлении подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. По решению комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться эксперты. Их заключения могут служить основанием для признания сведений в подписных листах недостоверными.
2. Проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей комиссией.
3. При проведении жеребьевки и при проверке подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, вправе присутствовать уполномоченный представитель инициативной группы, который заранее извещается о времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов.
4. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
5. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку назначения референдума, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
6. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности.
7. Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих правом участвовать в референдуме;
б) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Оренбургской области либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
в) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи;
г) подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи участников референдума с исправлением даты ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено участником референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участником референдума не собственноручно;
е) подписи участников референдума с исправлением в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществляющее сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы;
з) подписи участников референдума, собранные с нарушением требования пункта 4 статьи 21 настоящего Закона;
и) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
к) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;
л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложением 1 или 2 к настоящему Закону.
8. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
9. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 или более процентов недостоверных и недействительных подписей проверке подлежат все представленные подписи. Проверке подлежат также все подписи, если необходимое для. регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей.
Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при проверке, составит 25 и более процентов от количества подписей, представленных для назначения референдума, комиссия отказывает в проведении референдума.
Комиссия отказывает в проведении референдума также в случае, если количество представленных подписей участников референдума за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для назначения референдума.
10. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными. Протокол подписывается председателем комиссии референдума, а в случае создания рабочей группы ее руководителем - членом соответствующей комиссии референдума с правом решающего голоса.
11. О результатах соответствующей проверки уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных Подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
12. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования соответствующая комиссия в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления соответственно в Законодательное Собрание области либо в представительный орган (иной орган) местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума. Копия постановления комиссии направляется также инициативной Группе по проведению референдума.
13. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в проведении референдума могут быть:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для назначения референдума;
б) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные в поддержку инициативы проведения референдума подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен;