ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2012 года N 759-пп
Об утверждении областной целевой программы "Повышение устойчивости водных биоресурсов и развитие рыбохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013-2016 годы
Утратило силу. (Постановление правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 732-пп; НГР RU56000201301099)
(Изменения:
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.10.2013 N 867-пп НГР RU56000201301169)
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 22 августа 2007 года N 299-п "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области", распоряжением Губернатора Оренбургской области от 22 марта 2012 года N 96-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Повышение устойчивости водных биоресурсов и развитие рыбохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013-2016 годы" Правительство Оренбургской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Повышение устойчивости водных биоресурсов и развитие рыбохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013-2016 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Тонких В.П.
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Областная целевая программа "Повышение устойчивости водных биоресурсов и развитие рыбохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013-2016 годы
Наименование | - | областная целевая программа "Повышение устойчивости водных биоресурсов и развитие рыбохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013-2016 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Губернатора Оренбургской области от 22 марта 2012 года N 96-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Повышение устойчивости водных биоресурсов и развитие рыбохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2013-2016 годы" |
Государственный заказчик - координатор | - | министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области |
Исполнители | - | министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по Оренбургской области, государственное бюджетное учреждение " Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области" и иные исполнители, определяемые государственным заказчиком Программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Цель Программы | - | достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса области |
Задачи Программы | - | обеспечение рациональной эксплуатации водных объектов рыбохозяйственного значения области; |
Важнейшие целевые | - | площадь акваторий водных объектов рыбохозяйственного значения, на которых проведены научные исследования; |
Срок реализации | - | 2013-2016 годы |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования намеченных Программой мероприятий в 2013-2016 годах за счет средств областного бюджета составит 26 803 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | - | введение в рыбохозяйственный оборот до 2016 года около 78000 гектаров акваторий водоемов; |
Организация управления и система контроля за реализацией | - | управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области |
Водные биологические ресурсы, обитающие на территории Оренбургской области, являются неотъемлемой частью ее природного богатства, обеспечивают его биологическое разнообразие, используются как объекты промышленного, любительского и спортивного рыболовства и составляют основу рыбохозяйственного комплекса. Рыбохозяйственный комплекс Оренбуржья одновременно является поставщиком продукции для перерабатывающей промышленности и торговли, потребителем продукции других секторов экономики (услуг сферы транспорта, водоснабжения и т.д.), а также обеспечивает занятость населения.
В настоящее время в рыбохозяйственном комплексе Оренбуржья наметились негативные тенденции, решение которых требует участия органов государственной власти Оренбургской области. К ним относятся:
1) малоэффективное использование имеющихся акваторий водоемов рыбохозяйственного значения.
Рыбохозяйственный фонд области включает более 617 рек общей протяженностью около 18 тыс. километров, 252 озера общей площадью 22 тыс. гектаров, 13 крупных водохранилищ, общая площадь которых превышает 35 тыс. гектаров, а также более 1300 прудов, которые могут быть использованы как для рыболовства, так и для осуществления товарного (и/или сельскохозяйственного) рыбоводства.
Имеющийся в Оренбургской области фонд рыбохозяйственных водоемов может быть использован в следующих целях:
осуществление промышленного рыболовства;
организация любительского и спортивного рыболовства;
осуществление товарного рыбоводства.
Однако в настоящее время развитие указанных видов использования водоемов затруднено. По причинам несовершенства законодательства Российской Федерации из всего количества водоемов под цели рыболовства оформлено в пользование не более 10 водных объектов, под цели рыбоводства задействовано около 270 прудов.
Согласно законодательству о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов на водоемах рыбохозяйственного значения (за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных на земельных участках физических и юридических лиц), могут формироваться рыбопромысловые участки, которые впоследствии предоставляются в пользование по результатам конкурса.
В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" перечень рыбопромысловых участков разрабатывается и утверждается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. При этом в ходе формирования границ рыбопромысловых участков необходимо учитывать информацию о рыбохозяйственном значении водоемов и запасах водных биоресурсов, которая формируется по результатам проведения ресурсных исследований водоемов.
Вместе с тем на водоемах Оренбуржья не проводятся регулярные ресурсные исследования (за исключением Ириклинского водохранилища).
В Оренбургской области не имеется актуальной информации о рыбохозяйственном значении водных объектов Оренбургской области (за исключением Ириклинского водохранилища), не проведена оценка их ресурсного потенциала, отсутствует информация об имеющихся запасах водных биоресурсов, что, в свою очередь, препятствует реализации соответствующими органами исполнительной власти Оренбургской области закрепленных за ними полномочий в сфере регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства и охраны водных биоресурсов внутренних водоемов.
Как следствие сложившейся ситуации - минимальное вовлечение в рыбохозяйственный оборот водоемов, людских ресурсов и инвестиций.
Результаты проведения ресурсных исследований водоемов Оренбуржья необходимы для эффективного управления рыбохозяйственным комплексом со стороны органов исполнительной власти Оренбургской области и исполнения ими полномочий в области регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства и товарного рыбоводства. Решение указанной проблемы возможно в рамках Программы;
2) проблема изменения качественного состава водных биоресурсов, выражающегося в сокращении запасов ценных видов рыб и постепенном замещении их видами менее ценными, актуальная для большинства водоемов Оренбуржья.
Самым крупным и наиболее пригодным водоемом области для развития промышленного рыболовства, рыбоводства и любительской и спортивной рыбалки является Ириклинское водохранилище.
По данным официальной статистики, на 1 января 2012 года вылов рыбы в Ириклинском водохранилище Оренбургской области составил 333,6 тонн. По сравнению с предшествующим годом наметилось некоторое увеличение объема уловов, но все же вылов рыбы находится на низком уровне.
Объекты промысла | Вылов рыбы по годам, тонн | ||||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ВСЕГО: | 221,1 | 251,2 | 211,3 | 245,1 | 324,5 | 292,5 | 333,633 |
Сиговые, | 14,0 | 15,8 | 8,3 | 0,6 | 1,92 | 2,37 | - |
сиг | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,02 | - | |
ряпушка | 13,8 | 15,6 | 8,2 | 0,4 | 1,92 | 2,35 | 0,108 |
Карповые, | 48,4 | 52,4 | 35,9 | 69,7 | 77,39 | 85,46 | - |
сазан | 0,33 | 0,16 | 0,24 | 1,2 | 0,52 | 1,33 | 0,115 |
лещ | 4,28 | 2,28 | 1,72 | 3,6 | 7,45 | 2,33 | 11,561 |
плотва | 20,69 | 28,61 | 21,17 | 20,4 | 24,93 | 29,41 | 19,545 |
карась | 15,91 | 18,53 | 9,05 | 34,5 | 41,01 | 39,51 | 32,635 |
язь | 7,21 | 2,79 | 3,77 | 10,0 | 3,48 | 12,88 | 3,001 |
Окуневые, | 158,5 | 183,0 | 167,1 | 174,0 | 227,2 | 203,9 | - |
судак | 7,44 | 4,39 | 2,75 | 16,0 | 7,09 | 10,44 | 19,356 |
окунь | 151,06 | 178,41 | 164,31 | 152,0 | 220,14 | 186,29 | 247,299 |
ерш | 0,18 | 6,0 | 7,18 | - | |||
Щука | 0,08 | 0,04 | 0,18 | 0,71 | 0,013 | ||
Сом | 0,08 | 0,2 | - |
Основу рыбных запасов на Ириклинском водохранилище составляют рыбы группы мелкого частика (окунь, плотва, карась). В 2007-2011 годах их доля составила около 90 процентов от суммарного рекомендуемого объема вылова водных биоресурсов, что свидетельствует о тенденции замещения ценных пород рыб менее ценными.
Она вызвана не только промысловой нагрузкой на водоем, но и ухудшением состояния естественной среды обитания водных биоресурсов.
Аналогичная ситуация складывается и на других водоемах Оренбуржья. Негативное воздействие на загрязнение водоемов оказывают сточные воды, заиление, зарастание водных объектов. Значительная часть водоемов заросла водной растительностью, требуется проведение мелиоративных работ путем зарыбления их растительноядными видами рыб.
Наиболее эффективным способом повышения использования потенциала кормовой базы водоемов следует считать искусственное зарыбление вышеперечисленными видами рыб на жизнестойкой стадии.
Для решения указанной проблемы требуется исследовать водоемы рыбохозяйственного значения, на основании результатов исследований осуществить требуемые мелиоративные мероприятия, создав тем самым благоприятные условия для естественного воспроизводства водных биоресурсов.
Государственная политика в области рационального использования водных биоресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов.
В контексте современных негативных явлений, а также влияния на среду обитания различных направлений хозяйственной деятельности искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов является эффективным, а во многих случаях основным источником их пополнения;
3) недостаточное развитие племенной базы для товарного рыбоводства.
В настоящее время на территории Оренбургской области функционируют 3 основных рыбоводных хозяйства, осуществляющих производство рыбопосадочного материала (ООО "Ирикла-рыба", являющееся дочерним предприятием ГУП Оренбургской области "Оренбургоблпродконтракт", ЗАО "Орский колхоз "Рыбак" и ЗАО "Радиатор").
Производственные мощности данных предприятий (инкубационные, личиночные цеха, выростные пруды) позволяют производить до 18 млн. штук рыбопосадочного материала ежегодно, что может обеспечить выращивание около 300 тонн товарной рыбы.
Вместе с тем фактическое ежегодное производство рыбопосадочного материала данными предприятиями составляет в среднем 10-12 млн. штук сеголеток, что обеспечивает выращивание 180–200 тонн товарной рыбы.
В то же время рыбоводные предприятия области испытывают определенный дефицит в племенных ресурсах, на поставки которых тратятся значительные финансовые средства.
Сложившаяся ситуация с обеспечением товарных хозяйств племенной продукцией требует принятия мер по расширению и совершенствованию собственной племенной базы, которая во многом определяет нынешние объемы производства товарной рыбоводной продукции.
Комплексное решение обозначенных проблем возможно при использовании мер государственной поддержки, что определяет необходимость применения программно-целевого метода;
4) недостаточное потребление населением рыбной продукции и нехватка ее в живом, охлажденном и переработанном виде в торговой сети области.
Согласно Закону Оренбургской области от 29 августа 2006 года N 544/88-IV-ОЗ "О потребительской корзине в Оренбургской области" годовая потребность населения региона в рыбной продукции составляет 34,7 тыс. тонн при численности населения Оренбургской области 2115,3 тыс. человек. Следовательно, в расчете на 1 жителя области приходится около 16 килограммов рыбопродукции в год.
По данным официальной статистики, в 2008 году населением области потреблено 21,1 тыс. тонн рыбной продукции. Таким образом, неудовлетворенная потребность в рыбопродукции в 2008 году составила 13,6 тыс. тонн (или 39,2 процента от установленных вышеназванным областным законом норм). В 2009 году данный показатель составил 12,7 тыс. тонн (или 36,6 процента).