ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 3 августа 2011 года N 712-пп
О внесении изменения в постановление
Правительства Оренбургской области от 17.03.2011 № 164-пп
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 17.03.2011 № 164-пп «Об утверждении областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области» на 2011-2012 годы» следующее изменение:
приложение к постановлению дополнить подпрограммой «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Ю.А.Берг
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 03.08.2011
№ 712-пп
Подпрограмма «Внедрение современных информационных систем в
здравоохранение» областной целевой программы «Модернизация
здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы»
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Наименование Подпрограммы | - | подпрограмма «Внедрение современных информационных систем в здравоохранении» областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области» на 2011-2018 годы (далее - Подпрограмма) |
Наименование уполномочен-ного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации | - | министерство здравоохранения Оренбургской области |
Основание для разработки Подпрограммы | - | Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; решение координационного совета по подготовке региональной программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы» в рамках проекта «Качество жизни (Здоровье)» Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 16 февраля 2011 года, протокол № 1 |
Срок реализации Подпрограммы | - | 2011-2012 годы |
Цель Подпрограммы | - | улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Оренбургской области |
Задача Подпрограммы | - | внедрение современных информационных систем в здравоохранение |
Основные мероприятия Подпрограммы | - | внедрение современных информационных систем в здравоохранение: создание регионального уровня единой информационной системы в сфере здравоохранения; создание телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях здравоохранения области; создание региональных информационных систем в сфере здравоохранения, поддерживающих деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения |
Объемы и источники финансирования | - | Наименование задачи | ВСЕГО (тыс. | В том числе средства | ||
ФФОМС | консолидированного бюджета Оренбургской области | ТФОМС | ||||
2011 год | ||||||
внедрение современных информационных систем в здравоохранение | 176 802,2 | 125 721,2 | 51 081,0 | 0,0 | ||
2012 год | ||||||
внедрение современных информационных систем в здравоохранение | 138 146,2 | 128 690,2 | 9 456,0 | 0,0 |
Основные показатели реализации Подпрограммы, | - | показатели медицинской результативности: информационно-технологическое обеспечение областных больниц: не менее 2 учреждений; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение городских больниц: не менее 20 процентов учреждений; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение районных больниц: не менее 20 процентов учреждений; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение областных специализированных больниц и диспансеров: не менее 40 процентов учреждений; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение городских специализированных больниц и диспансеров: не менее 20 процентов учреждений; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение областной поликлиники: не менее 2 учреждений; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение городских станций скорой помощи: не менее 40 процентов учреждений; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение областных санаторно-курортных учреждений: не менее 1 учреждения; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение областных аптечных учреждений: не менее 1 учреждения; 80 процентов рабочих мест по функциям учреждений здравоохранения, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение министерства здравоохранения Оренбургской области - 50 процентов рабочих мест по функциям, которым обеспечивается информационная поддержка; информационно-технологическое обеспечение отделения ФОМС по Оренбургской области - 50 процентов рабочих мест по функциям, которым обеспечивается информационная поддержка; количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты - 100 человек на тысячу населения; количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения - 100 процентов; количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений - 100 процентов |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Оренбургской области многие годы успешно используются информационные технологии:
телемедицинские технологии на базе 5 ведущих клиник: ГУЗ «Областная клиническая больница», ГУЗ «Областная клиническая больница № 2», ГУЗ «Областная детская клиническая больница», ММУЗ «Муниципальная детская клиническая больница», ГУЗ «Оренбургский областной центр медицины катастроф» с филиалами в г. Бузулуке, г. Новотроицке, г. Орске. С помощью телемедицины проводятся консультации специалистами республиканских клиник, тематическое обучение врачей, видеоконференции;
широкое применение получила автоматизированная выписка рецептов льготным категориям граждан, заказ и резервирование медикаментов в режиме oнлайн в сети Интернет. Информация о наличии лекарственных препаратов доступна жителям области через Интернет;
создана единая электронная база данных на лиц, пожизненно отстраненных от донорства. Внедрена система кодирования и шифровки каждой заготовленной дозы компонентов крови, что обеспечивает высокую степень ее безопасности;
с 2009 года в Оренбургской области реализуется областная целевая программа «Диспетчерский центр министерства здравоохранения Оренбургской области на 2009-2011 годы» в рамках которой на региональном центре обработки данных (далее - ЦОД) созданы электронные регистратуры 43 учреждений здравоохранения, организована запись на прием к врачу через сеть Интернет, внедрена информационная система направления пациентов из ЛПУ первичного звена в высокотехнологические региональные клиники, запущен региональный архив медицинских изображений, в который поступают снимки из 18 ЛПУ с 38 аппаратов;
в рамках организации защищенного документооборота сформирована защищенная сеть передачи данных с подключением ЛПУ и ТФОМС на основе Vipnet. Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июля 2011 года № 550-п «Об использовании электронной подписи в системе электронного документооборота органов исполнительной власти Оренбургской области» определен единый удостоверяющий центр, предоставляющий ЛПУ электронно-цифровые подписи на безвозмездной основе. На основе сервера Lotus Notus создана база данных электронного документооборота.
Таблица № 1.
Оснащенность компьютерной техникой ЛПУ области
№ | Наименование | Сведения об уровне оснащенности компьютерной техникой | |||||||||||
сервер | Pentium IV и более современные | Pentium III | Pentium II | устаревшие модели | итоги | наличие локальной сети | с выделенным сервером | количество рабочих станций в локальной сети | наличие выделенного | ||||
1. | Государственные учреждения (58) | 38 | 1400 | 250 | 137 | 87 | 1867 | 56 | 19 | 928 | 0 | ||
2. | Муниципальные (городские) учреждения (33) | 83 | 2106 | 242 | 113 | 210 | 2732 | 33 | 22 | 1318 | 0 | ||
3. | Центральные районные больницы (35) | 45 | 1557 | 465 | 144 | 167 | 2311 | 34 | 23 | 953 | 0 |
Однако оснащенность рабочих мест врачей современной вычислительной техникой остается низкой. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения 7051 единица компьютерной техники, из которых 93,3 процента являются современными моделями. На один компьютер приходится 4-5 врачей.
Таблица № 2.
Использование компьютерной техники в ЛПУ области
№ п/п | Наименование учреждения | При решении плановофинансовых задач | При осуществлении делопроизводства | ||
общее | количество компьютеров | общее | количество компьютеров | ||
1. | Государственные учреждения (58) | 362 | 361 | 55 | 61 |
2. | Муниципальные (городские) учреждения (33) | 168 | 366 | 12 | 52 |
3. | Центральные районные больницы (35) | 143 | 443 | 30 | 89 |
Одновременно с невысокой оснащенностью учреждений здравоохранения области компьютерной техникой используемые прикладные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как для управления отраслью, так и при непосредственном оказании населению медицинской помощи.
В области управления здравоохранением наиболее острыми являются следующие проблемы:
оперативное получение достоверных первичных данных об объемах и качестве медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями;
планирование обоснованных затрат на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами качества;
своевременное принятие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
контроль над расходованием бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения, за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
оптимизация распределения и загрузки людских и материальных ресурсов в здравоохранении с учетом потребностей отрасли.
В области непосредственного оказания медицинской помощи наиболее значимыми являются следующие проблемы:
профилактика и раннее диагностирование заболеваний, своевременное оказание медицинской помощи пациентам различных групп риска, лицам с социально значимыми заболеваниями, работникам особо вредных и опасных условий труда, а также лицам, лечение которых организовано с использованием стационарозамещающих технологий;
максимально эффективное использование имеющихся ресурсов в здравоохранении, включая оборудование, предназначенное для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, дорогостоящие лекарственные средства, донорские материалы и препараты на их основе;
справочно-информационная поддержка принятия врачебных решений, в том числе посредством предоставления оперативного доступа к полной и достоверной информации о здоровье пациента, внедрения автоматизированных процедур проверки соответствия выбранного лечения стандартам оказания медицинской помощи, проверки соответствия назначенных лекарственных средств имеющимся противопоказаниям;
получение врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения медицинских организаций;
дальнейшая интеграция используемого медицинского оборудования с медицинскими информационными системами и внедрение цифровых систем для получения, диагностики и архивирования медицинских изображений и данных;
обеспечение надежности поставляемых цифровых систем для получения, диагностики и архивирования медицинских изображений и данных.
В области взаимодействия органов управления здравоохранением медицинских организаций и медицинского персонала с населением и организациями по вопросам здравоохранения наиболее значимыми являются следующие задачи:
повышение уровня медицинской грамотности граждан;
более полное и эффективное вовлечение граждан в процесс наблюдения за собственным здоровьем;
создание удобного для граждан механизма реализации права на выбор страховой и медицинской организации, а также права на выбор лечащего врача;
повышение точности соблюдения пациентами полученных назначений за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий;
упрощение административных процедур, связанных с получением гражданами полисов обязательного медицинского страхования и иных документов, подтверждающих право на получение бесплатной или льготной медицинской помощи, поэтапный переход на использование универсальной электронной карты гражданина в качестве единого средства подтверждения такого права;
упрощение административных процедур, связанных с получением организациями необходимых разрешений на осуществление деятельности в сфере здравоохранения, иных разрешительных документов;
перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг в здравоохранении.
В связи с вышеизложенным требуется создание единого регионального сегмента информационной системы (далее - Системы) для выполнения следующих задач:
персонификация учета оказания медицинской помощи;
управление потоками пациентов от этапа первичной медико-санитарной до этапа высокотехнологичной медицинской помощи;
создание единой социальной карты (электронного полиса);
создание системы безопасности персональных данных;
перевод государственных услуг в электронный вид;
формирование рациональной инфраструктуры, позволяющей достичь стабильного улучшения показателей здоровья граждан;
оказание качественной бесплатной медицинской помощи жителям области в рамках Программы государственных гарантий;
развитие ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений.
Внедрение современных информационных систем в здравоохранение
В рамках раздела «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» предусмотрено создание регионального сегмента единой информационной системы в здравоохранении для обеспечения эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи.
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Оренбургской области включают в себя:
информатизацию деятельности медицинских учреждений, в том числе с целью ведения электронной медицинской карты - оснащение медицинских учреждений оборудованием;
организацию локальных вычислительных сетей и каналов связи, внедрение медицинских информационных систем, автоматизирующих ведение листов ожидания и запись на прием к медицинскому работнику, учет и анализ деятельности медицинских учреждений, оформление медицинской документации в электронном виде;
ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Оренбургской области.
Результатом производимых мероприятий должно стать создание регионального сегмента информационной системы, содержащей данные об оказанной медицинской помощи и ресурсном обеспечении здравоохранения, наполнение которого осуществляется медицинскими организациями на основании первичных данных.
Система позволит обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям:
повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления;
повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций и их персонала;
повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами.