Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 4 июля 2011 года N 550-п

Об использовании электронной подписи
в системе электронного документооборота органов
исполнительной власти Оренбургской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 27.06.2013 N 525-п, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано в "Оренбуржье" - 11.07.2013).
____________________________________________________________________

  

В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и в целях обеспечения безопасности при осуществлении электронного документооборота в информационных системах органов государственной власти:

1. Возложить на государственное автономное учреждение Оренбургской области «Центр информационных технологий Оренбургской области» функции удостоверяющего центра органов исполнительной власти Оренбургской области по использованию электронной подписи.

2. Утвердить:

а) правила организации электронного документооборота органов исполнительной власти Оренбургской области с использованием электронной подписи согласно приложению № 1;

б) положение о порядке организации выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных подписей пользователей удостоверяющего центра органов исполнительной власти Оренбургской области согласно приложению № 2;

в) типовое соглашение об организации электронного документооборота органов исполнительной власти Оренбургской области с использованием электронной подписи согласно приложению № 3;

г) инструкцию по защите информации при электронном документообороте органов исполнительной власти Оренбургской области согласно приложению № 4;

д) порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при электронном документообороте органов исполнительной власти Оренбургской области, согласно приложению № 5.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Оренбургской области ввести в электронный документооборот электронную подпись в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим постановлением.

4. Установить, что иные органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления Оренбургской области, а также территориальные органы федеральных органов государственной власти, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности вправе участвовать в электронном документообороте органов исполнительной власти Оренбургской области в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим постановлением.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства - руководителя аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Трофимова Ю.В.

6. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.


Губернатор
       Ю.А.Берг


     Приложение № 1
     к постановлению
     Правительства области
     от 04.07.2011
     № 550-п

     


Правила
организации электронного документооборота органов исполнительной
власти Оренбургской области с использованием электронной подписи

I. Общие положения

1. Правила организации электронного документооборота  органов исполнительной власти Оренбургской области с использованием электронной подписи (далее - Правила) определяют порядок работы с электронными документами и использования электронной  подписи в  органах исполнительной власти Оренбургской области.

2. Электронные документы должны быть подготовлены, переданы и обработаны в соответствии с настоящими Правилами.

3. Юридическая сила электронных документов, оформленных в соответствии с настоящими Правилами, признается участниками системы электронного документооборота равной юридической силе документов на бумажных носителях, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.

II. Основные понятия, применяемые при организации
 электронного документооборота органов исполнительной власти Оренбургской области с использованием электронной подписи

4. При организации электронного документооборота используются следующие основные понятия:

электронный документ (далее - ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронной форме;

электронная подпись (далее - ЭП) - реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД;

ключи ЭП - совокупность закрытого и открытого ключей ЭП, где закрытый ключ ЭП - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в ЭД ЭП с использованием средств ЭП, а открытый ключ ЭП - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭП, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств ЭП подлинности ЭП в ЭД;

удостоверяющий центр - юридическое лицо, выполняющее функции, предусмотренные Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и обладающее необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей;

организация -  орган исполнительной власти Оренбургской области, участвующий в электронном документообороте с использованием ЭП;

автоматизированное рабочее место обмена ЭД (далее - АРМ обмена ЭД) - комплекс программных и аппаратных средств, используемых организацией для обмена ЭД;

администратор обмена ЭД - ответственный за информационную безопасность или лицо, назначенное руководителем организации для обеспечения эксплуатации программно-технических средств АРМ обмена ЭД и взаимодействия с уполномоченным исполнительным органом Оренбургской области по использованию ЭП (далее - уполномоченный орган) по вопросам обмена ЭД, осуществления политики информационной безопасности, обеспечения защиты информации и взаимодействия с уполномоченным органом в области информационной безопасности;

пользователь удостоверяющего центра - должностное лицо организации, уполномоченное приказом организации на использование ЭП, на имя которого уполномоченным органом выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом ЭП, позволяющим с помощью средств ЭП создавать ЭП в ЭД (подписывать ЭД);

оператор  - пользователь удостоверяющего центра, назначенный руководителем организации для обеспечения обмена ЭД с использованием АРМ обмена ЭД;

реестр пользователей удостоверяющего центра (далее - реестр) -список пользователей удостоверяющего центра организаций, которым выданы ключи ЭП;

система электронного документооборота (далее - СЭД) - система обмена документами, имеющими юридическую силу, представляемыми в электронном виде с использованием вычислительной техники, телекоммуникационных систем, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах криптографической защиты информации;

уполномоченный орган - уполномоченный  орган исполнительной власти Оренбургской области по использованию ЭП;

сертификат ключа подписи (далее - сертификат) - документ на бумажном носителе или ЭД с ЭП пользователя удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ ЭП и которые выдаются удостоверяющим центром участнику СЭД для подтверждения подлинности ЭП и идентификации владельца сертификата ключа подписи.


III. Участники обмена ЭД

5. Состав лиц, наделенных правом использования ЭП, утверждается приказом руководителя организации.

6. Пользователи удостоверяющего центра осуществляют формирование и подготовку ЭД, заверение ЭД ЭП, отправку/получение ЭД, проверку подлинности ЭП ЭД, хранение и обработку ЭД, учет и регистрацию ЭД.

7. Для указанных пользователей удостоверяющего центра обеспечивается процедура формирования ключей ЭП, изготовления и регистрации сертификатов ключей подписи в соответствии с разделом VIII положения о порядке организации выдачи и отзыва ключей электронных  подписей пользователей удостоверяющего центра  органов исполнительной власти Оренбургской области.


IV. Оформление ЭД

8. Используемые организациями ЭД включают в себя содержательную и сопроводительную части.

9. Оформление, порядок подготовки и согласования содержательной части ЭД регламентируются документами организации и аналогичны порядку подготовки документов на бумажных носителях, за исключением того, что ЭД на заключительном этапе согласования (визирования) заверяется ЭП пользователя удостоверяющего центра.

10. Сопроводительная часть ЭД содержит одну или несколько ЭП, заверяющих содержательную часть ЭД, другую служебную информацию (метки времени, замечания и т.д.). Сопроводительная часть является неотъемлемой составляющей ЭД и обеспечивает подтверждение его подлинности (контроль авторства и целостности).

11. ЭД, содержательная часть которого оформлена с нарушением установленных требований, к исполнению не принимается. Организация, которой на исполнение был направлен такой ЭД, немедленно сообщает об этом организации, подготовившей ЭД.

Ответственность за неисполнение или нарушение сроков исполнения ЭД несет организация, допустившая нарушение установленных требований.

12. ЭД заверяются ЭП пользователей удостоверяющего центра, наделенных правом ЭП в соответствии с приказом организации.

13. ЭД, в которых проверка подлинности ЭП в сопроводительной части дала отрицательный результат, к исполнению не принимаются.

Организация, которой на исполнение был направлен такой ЭД, немедленно сообщает об этом организации, подготовившей ЭД.

14. ЭД, заверенные ЭП до момента ввода в обращение и регистрации соответствующего сертификата ключа подписи или в момент приостановления его действия или после окончания срока его действия, к исполнению не принимаются.

Организация, которой на исполнение был направлен такой ЭД, немедленно сообщает об этом организации, подготовившей данный ЭД.

15. Ответственность за правовые последствия, ставшие следствием исполнения ЭД, заверенного подлинными ЭП, несет организация, пользователи удостоверяющего центра которой заверили подготовленный ЭД.

Мера ответственности определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. В случае наличия в ЭД конфиденциальной информации организации обязаны соблюдать установленные требования по защите конфиденциальной информации на всех этапах ее обработки, хранения и передачи.

Организация, допустившая нарушения требований по защите конфиденциальной информации, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


V. Подготовка ЭД к отправке

17. Подготовленному ЭД присваиваются реквизиты, однозначно определяющие организацию и сам ЭД (дата и регистрационный номер ЭД).  

Указанные реквизиты могут быть оформлены в виде имени файла содержательной части ЭД.

18. Подготовленный ЭД, заверенный ЭП пользователей удостоверяющего центра, передается оператору, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 21, 22 настоящих Правил.

19. Если инструкциями и другими нормативными актами организации не предусмотрено иное, оператор ведет журнал учета отправки ЭД и получения данных с подтверждением их доставки по форме, позволяющей отразить все необходимые реквизиты ЭД и обстоятельства их отправки и/или получения.

20. Оператор обязан перед отправкой:

проверить подлинность ЭП ЭД;

проверить статус соответствующих сертификатов ключей подписи;

сверить полномочия лиц, сформировавших ЭП в соответствии с пунктом  9 инструкции по защите информации при электронном документообороте органов исполнительной власти Оренбургской области, сохранить отправляемые ЭД с ЭП в архиве;

В случае положительного результата произведенных проверок оператор производит отправку ЭД.

В случае обнаружения ошибок при проверке ЭД оператор немедленно извещает администратора обмена ЭД и пользователей удостоверяющего центра, заверивших данный ЭД.

21. Отправка ЭД может осуществляться непосредственно пользователем удостоверяющего центра при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил.

22. Отправка ЭД может осуществляться автоматическим  с использованием программного обеспечения при условии выполнения требований, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил.


VI. Обработка ЭД при получении

23. Оператор организации - получателя выполняет процедуру получения направленных ему ЭД, за исключением случаев, предусмотренных пунктам 26, 27 настоящих Правил.

24. Если инструкциями и другими нормативными актами организации не предусмотрено иное, оператор ведет журнал учета полученных ЭД и отправленных данных с подтверждением их доставки по форме, позволяющей отразить все необходимые реквизиты ЭД и обстоятельства их отправки и (или) получения.

25. Перед направлением ЭД исполнителю оператор обязан:

проверить подлинность ЭП ЭД;

проверить статус соответствующих сертификатов ключей подписи;

сверить полномочия лиц, сформировавших ЭП;

сохранить полученные ЭД с ЭП в архиве.

В случае положительного результата произведенных проверок оператор направляет ЭД исполнителю.

ЭД, не прошедшие проверку, сохраняются в оригинальном виде в отдельном архиве на случай разрешения относительно них конфликтных ситуаций.

В случае обнаружения ошибок при проверке ЭД оператор немедленно извещает администратора обмена ЭД и пользователя удостоверяющего центра организации, заверившее данный ЭД.

26. Получение ЭД может осуществляться непосредственно пользователем удостоверяющего центра при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 24, 25 настоящих Правил.

27. Получение ЭД может осуществляться автоматическим с использованием программного обеспечения при условии выполнения требований, указанных в пунктах 24, 25 настоящих Правил.


VII. Порядок обмена ЭД

28. С целью предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих вследствие отрицания организацией факта отправки или получения ЭД, должен использоваться режим доставки ЭД, обеспечивающий получение отправителем уведомления о доставке ЭД.

29. Возможно использование служебного уведомления о доставке ЭД.    

При этом служебное уведомление представляет собой ЭД, формируемый и заверенный ЭП соответствующим пользователем удостоверяющего центра, получившим ЭД.

Доставка служебных уведомлений подтверждается техническим уведомлением либо извещением о доставке другим доступным способом.

30. Служебные и технические уведомления хранятся в архивах вместе с соответствующими ЭД.

Срок хранения уведомлений определяется сроком хранения соответствующих ЭД.


VIII. Отзыв ЭД

31. Организация вправе отозвать направленный ЭД до момента принятия его к исполнению.

В случае необходимости отзыва организация направляет заверенный ЭП соответствующего пользователя удостоверяющего центра ЭД с запросом об отзыве.

В запросе указываются основания отзыва и реквизиты, идентифицирующие отзываемый ЭД.


IX. Учет ЭД

32. Учет осуществляется путем автоматизированного ведения электронных журналов учета или ведения бумажных журналов учета установленной формы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»