Анализ текущей ситуации. Государственный финансовый контроль на уровне области осуществляется в соответствии с Уставом (Основным Законом) Оренбургской области и Бюджетным кодексом Российской Федерации. Уполномоченным органом по контролю за расходованием бюджетных средств является министерство финансов Оренбургской области.
Перечень соответствующих функций, связанных с государственным финансовым контролем, установлен в:
n положении о министерстве финансов Оренбургской области (указ Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 года N 134-ук);
n положении о контрольно-ревизионном управлении министерства финансов Оренбургской области (приказ министерства финансов Оренбургской области от 30 декабря 2005 года N 66);
n положении об управлении казначейского исполнения бюджета министерства финансов Оренбургской области (приказ министерства финансов Оренбургской области от 30 декабря 2005 года N 66);
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 10 января 2007 года N 1-п министерство финансов Оренбургской определено как орган, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области о размещения заказов.
В соответствии с положением управление казначейского исполнения бюджета министерства финансов Оренбургской области осуществляет:
n предварительный контроль предъявленных к оплате платежных документов и контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями средств областного бюджета;
n предварительный контроль заявок на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных нужд).
В соответствии с положением контрольно-ревизионное управление министерства финансов Оренбургской области осуществляет:
n последующий финансовый контроль за целевым и эффективным использованием учреждениями и организациями бюджетных средств, а также средств получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
n контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями средств из областного бюджета, получателями гарантий Оренбургской области, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций.
В рамках осуществления финансового контроля проводятся плановые и внеплановые ревизии и тематические проверки, координация работы с другими структурными подразделениями министерства финансов Оренбургской области и органами государственной власти области. При необходимости осуществляется последующий контроль за своевременным и полным устранением выявленных нарушений бюджетного законодательства. Проведение ревизий (проверок) осуществляется в соответствии с планом деятельности на год.
Приказом министерства финансов Оренбургской области от 11 августа 2010 года N 62 был утвержден административный регламент исполнения контрольно-ревизионным управлением государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Оренбургской области при использовании средств областного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в областной собственности.
Концепция изменений. В настоящий момент сформированная система текущего и последующего финансового контроля позволяет обеспечивать соблюдение принципа целевого использования бюджетных средств:
n в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации одним из обязательных элементов исполнения бюджета по расходам является санкционирование оплаты денежных обязательств;
n установленный приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года N 8н детальный порядок кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации практически полностью исключает направление средств бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения.
Однако современное развитие системы управления общественными финансами в Российской Федерации, поэтапное внедрение практики бюджетирования, ориентированного на результаты, повышение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений требует соответствующих изменений и в системе государственного (муниципального) финансового контроля.
Соответствующее развитие системы государственного финансового контроля Оренбургской области предполагается по трем направлениям:
n использование критериев эффективности, результативности, экономической обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств;
n повышение квалификации специалистов государственного финансового контроля в соответствии с изменениями принципов его осуществления;
n распространение действия государственного финансового контроля не только на бюджетные средства, но также и на внебюджетные средства, являющиеся частью государственных финансов, в соответствии с принципами Международной (ИНТОСАИ) и Европейской (ЕВРОСАИ) организациями высших органов финансового контроля.
Принципы критериев эффективности, результативности, экономической обоснованности и целесообразности. Речь идет о принципах эффективности, результативности, экономической обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств. Принцип эффективности и результативности установлен в Бюджетном кодексе Российской Федерации как "необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств". Принцип экономической обоснованности и целесообразности можно сформулировать как "соответствие предполагаемых расходов целям и задачам деятельности и их необходимость для достижения запланированных результатов".
Очевидно, что руководствоваться при проведении государственного (муниципального) финансового контроля только приведенными формулировками соответствующих принципов нельзя - они дают лишь общее представление. Для внедрения практики контроля эффективности, результативности, экономической обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств необходимо разработать подробные методики проведения государственного финансового контроля в различных отраслях.
При этом разработка соответствующих методик должна быть взаимоувязана с:
n формируемой системой управленческого учета в органах государственной власти области, а также нормативами финансирования государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями области;
n целями и задачами органов исполнительной власти по реализации стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, которые формируются в рамках программно-целевых инструментов;