Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011-2013 годы"

3.3.4. Нормативы финансирования государственных услуг


Анализ текущей ситуации. В рамках реализации мероприятий Программы реформирования были заложены основы для перехода к системе финансирования деятельности государственных учреждений области по предоставлению государственных услуг в соответствии с нормативами затрат на единицу предоставления услуги. Так, постановлением Правительства Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 328-п были установлены общие принципы калькулирования себестоимости осуществления государственных функций, связанных в том числе с предоставлением государственных услуг.

Приказом министерства финансов Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 40 были утверждены методические рекомендации по определению себестоимости государственных услуг. Соответствующие рекомендации были разработаны в развитие постановления Правительства Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 328-п. В документе установлены принцип и подходы к разделению затрат на производственные (непосредственно связанные с предоставлением услуги) и управленческие (общехозяйственные затраты, которые не относятся напрямую к процессу предоставления государственной услуги).

Также описаны принципы, в соответствии с которыми возможно распределять управленческие затраты между объектами калькулирования (государственными услугами), порядок ведения бюджетного учета для целей калькулирования себестоимости государственных услуг. Предусмотрены расчеты себестоимости на уровне отдельных учреждений, которые затем консолидируются на уровне органов исполнительной власти в целях анализа структуры затрат по однотипным учреждениям.

В соответствии с методическими рекомендациями осуществляется формирование как плановой, так и фактической себестоимости предоставления государственных услуг. Составление плановой себестоимости необходимо в целях формирования экономически обоснованного объема расходов на предоставление государственных услуг на очередной финансовый год. Фактическая себестоимость отражает объем затрат на предоставление услуг по факту с целью принятия управленческих решений, в том числе по планированию бюджетных ассигнований на предоставление государственных услуг на следующий период.

Методическими рекомендациями также предусмотрен учет влияния сезонных колебаний на структуру затрат, в соответствии с чем установлен принцип формирования плановой и фактической себестоимости в квартальном разрезе. Это целесообразно учитывать при формировании графика предоставления субсидий на реализацию государственных заданий, что будет являться одной из мер по повышению краткосрочной ликвидности областного бюджета и профилактики возникновения временных кассовых разрывов областного бюджета.

Также в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ совместным приказом министерства финансов Оренбургской области и министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 10 мая 2011 года N 43/24 утверждены методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственными учреждениями Оренбургской области государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Оренбургской области.

Концепция изменений. В соответствии с принципами, заложенными в Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, расчет субсидий бюджетным и автономным учреждениям для реализации государственного задания на предоставление государственных услуг осуществляется на основании нормативных затрат на оказание услуг и нормативных затрат на содержание имущества.

На федеральном уровне приказами от 29 октября 2010 года Министерства финансов Российской Федерации N 137н, Министерства экономического развития Российской Федерации N 527 были утверждены методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества для федеральных государственных учреждений. При формировании региональной системы расчета нормативов затрат можно руководствоваться основными принципами, заложенными на федеральном уровне:

n формирование норматива затрат в разрезе групп/статей затрат (расходы на оплату труда, затраты на приобретение материальных ресурсов, коммунальные расходы, расходы по содержанию имущества, транспортные услуги и иные группы/статьи);

n

n выделение из общей структуры затрат:

нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (в первую очередь затраты на оплату труда с начислениями персонала, принимающего непосредственное участие в предоставлении государственной услуги, а также затраты на расходные материалы, потребляемые в процессе оказания государственной услуги);

нормативных затрат на общехозяйственные нужды, которые невозможно отнести напрямую на единицу предоставления государственной услуги (затраты на оплату труда с начислениями административного, хозяйственного, вспомогательного персонала, коммунальные расходы, затраты на содержание имущества и другие).

n в случае предоставления учреждениям нескольких государственных услуг затраты на общехозяйственные нужды распределяются между соответствующими услугами пропорционально критерию, выбранному в качестве базы:

фонду оплаты труда персонала, непосредственно участвующего в предоставлении государственной услуги;

объему государственных услуг;

используемой для предоставления услуг площади.

Принятые в ходе реализации Программы реформирования нормативные правовые документы Оренбургской области, которые задают порядок калькулирования себестоимости государственных функций (в том числе услуг), соответствуют подходам, утвержденным впоследствии на федеральном уровне.

Важным моментом является возможность определения и установления нормативов затрат на предоставление государственной услуги индивидуально по каждому учреждению или по группе однотипных учреждений.

Впоследствии на основании сформированной таким образом системы индивидуальных нормативов затрат по отдельным учреждениям будет возможно осуществлять сравнительный анализ структуры стоимости государственных услуг по однотипным услугам в разрезе отдельных статей затрат. Результаты такого анализа позволят создать объективную базу первичной информации для принятия управленческих решений.

С учетом результатов сравнительного анализа структуры затрат по различным государственным учреждениям, а также при условии выравнивания уровня материально-технического обеспечения учреждений впоследствии возможно рассмотреть вопросы целесообразности установления групповых или унифицированных нормативов затрат на предоставление однотипных государственных услуг.

Ключевым элементом при переходе на новые принципы организации предоставления и финансирования государственных услуг является составление перечня государственных услуг. Государственная услуга для целей бюджетного планирования является так называемой счетной единицей, на основании которой будут проводиться все стоимостные расчеты, формироваться государственное задание и собираться отчетность по факту.

В соответствии с этим при формировании перечня государственных услуг необходимо в первую очередь исходить из принципов возможности выделения счетной единицы предоставления государственной услуги и возможности проведения в отношении нее необходимых расчетов.

Формирование системы нормативов затрат на предоставление государственных услуг является трудоемкой и комплексной задачей, которая должна решаться совместными усилиями учреждений, органов исполнительной власти, осуществляющих организацию предоставления государственных услуг в подведомственной сфере деятельности, а также министерства финансов Оренбургской области и министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Одним из необходимых условий реализации данной задачи является разработка отраслевых порядков определения нормативных затрат на оказание услуг и нормативных затрат на содержание имущества учреждений по сферам деятельности органов исполнительной власти.

План мероприятий. В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих мероприятий по данному направлению:

n утверждение первоначальных нормативов затрат на оказание государственных услуг по утвержденному перечню государственных услуг;

n расчет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий в соответствии с первоначальными нормативами затрат на оказание государственных услуг;