Анализ текущей ситуации. Мероприятия по переходу к программной структуре расходов бюджета заключены главным образом в изменении подходов и принципов определения перечня целевых статей классификации расходов бюджетов.
В настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации и указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 190н, установлено, что перечни целевых статей формируются финансовыми органами соответствующих бюджетов самостоятельно в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Исключением являются перечни целевых статей, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий.
Таким образом, положения бюджетного законодательства создают предпосылки к упорядочиванию и классификации целевых статей расходов бюджета в соответствии с иерархией программно-целевых инструментов.
В соответствии с этим в рамках реализации Программы реформирования при разработке порядка планирования бюджетных ассигнований были заложены предпосылки структурирования расходов бюджета в разрезе применяемых программно-целевых инструментов.
Однако, с другой стороны, на федеральном уровне отсутствуют какие-либо методические рекомендации по формированию соответствующего перечня целевых статей и его применению в целях перехода к программному бюджету. В этой связи субъекты Российской Федерации в целях сохранения принципа единства бюджетной системы Российской Федерации ориентируются на подходы, заложенные на федеральном уровне.
На текущий момент перечень целевых статей, заложенный на федеральном уровне на 2011 год приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 N 190н, а также проект перечня целевых статей на 2012 год**) не позволяют перейти к программной структуре расходов бюджета ввиду отсутствия утвержденных государственных программ, на основании которых должны формироваться целевые статьи расходов. По большей части целевые статьи представляют собой недостаточно систематизированную совокупность уникальных функциональных, экономических и объектных категорий.
В соответствии с этим применяемая в настоящее время в Оренбургской области бюджетная классификация расходов в части установления перечня целевых статей не позволяет перейти к формированию областного бюджета по программному принципу. Так, в бюджете Оренбургской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов присутствуют следующие целевые статьи:
n 002 00 00 "Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе программы:
002 01 00 "Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации";
002 04 00 "Центральный аппарат";
002 06 00 "Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и его заместители";
002 09 00 "Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации";
002 10 00 "Депутаты (члены) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации";
002 29 00 "Обеспечение приватизации и проведение предпродажной подготовки объектов приватизации"
программа 002 33 00 "Обеспечение деятельности общественной палаты субъекта Российской Федерации" и другие;
n 001 00 00 "Руководство и управление в сфере установленных функций", в том числе программы:
001 10 00 "Депутаты Государственной Думы и их помощники";
001 12 00 "Члены Совета Федерации и их помощники";
001 14 00 "Составление (изменение и дополнение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
001 38 00 "Государственная регистрация актов гражданского состояния" и другие.
Все финансирование подведомственных учреждений проходит в классификации по программам 99 00 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений".
Стоит отметить, что долгосрочные целевые программы выделены отдельными целевыми статьями в классификации расходов бюджета, но их доля незначительна. Основная часть расходов распределена по целевым статьям, которые не связаны с программно-целевыми инструментами, например, "Руководство и управление в сфере установленных функций", "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" и т.д.
Концепция изменений. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые позволят публично-правовым образованиям определить целесообразность исходя из степени подготовленности, порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав государственных (муниципальных) программ и их подпрограмм.
В соответствии с этим планом мероприятий по реализации в 2011 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных на период до 2012 года предусмотрено внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания правовой базы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа.
Таким образом, будет необходимо скоординировать реализацию в Оренбургской области мероприятий по переходу к программной структуре бюджета с предполагаемыми изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также в настоящий момент на федеральном уровне приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 мая 2011 года N 57н были установлены новые принципы формирования и применения видов расходов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые взаимоувязаны с установленными в Бюджетном кодексе Российской Федерации видами бюджетных ассигнований.
При этом соответствующие принципы также заложены в проект видов расходов классификации расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, вводимых с 1 января 2013 года***).
Ключевым условием перехода к программной структуре областного бюджета помимо установления новых принципов формирования целевых статей классификации расходов, охватывающих всю иерархию программно-целевых инструментов, является разработка и утверждение соответствующего перечня целевых программ, которые будут охватывать основную часть расходов областного бюджета.