Анализ текущей ситуации. В рамках реализации Программы реформирования в Оренбургской области:
n постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2009 года N 192-п были формализованы инструменты прогнозирования временных кассовых разрывов областного бюджета, утверждена соответствующая методика, а также основные источники покрытия временных кассовых разрывов;
n постановлением Правительства Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 329-п система управления государственным долгом была дополнена инструментом расчета доступной долговой емкости бюджета.
Объем государственного долга Оренбургской области за последние два года увеличился на 37,3 процента (с 7 186,1 млн. рублей на 1 января 2009 года до 9 868,2 млн. рублей на 1 января 2011 года). Такой рост обусловлен привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета. Целями привлечения соответствующих заемных средств были:
n строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) - на эти цели было привлечено 399 900,0 тыс. рублей;
n частичное покрытия дефицита бюджета Оренбургской области в связи с ликвидацией последствий стихийных бедствий (засуха) и оказанием помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от климатических условий - на эти цели было привлечено 2 828 466,0 тыс. рублей.
К 1 января 2014 года планируется увеличение объема государственного долга Оренбургской области за счет привлечения новых долговых обязательств в целях финансирования прогнозируемого дефицита областного бюджета.
Стоит отметить, что в условиях снижения доходов областного бюджета в рамках сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в 2008-2010 годах разумная долговая политика, проводимая областью в это время, позволила преодолеть последствия кризиса, выполняя при этом взятые на себя расходные обязательства.
Концепция изменений. В ходе апробации разработанных инструментов по расчету долговой емкости областного бюджета, а также по планированию временных кассовых разрывов были выявлены направления по их совершенствованию.
Методика прогнозирования временных кассовых разрывов обособлена от влияния текущей экономической ситуации и, напротив, значительно увязана с показателями исполнения бюджета за прошлый отчетный год.
Методика может быть улучшена в части взаимосвязи с инструментами исполнения бюджета и описания регламента взаимодействия структурных подразделений министерства финансов Оренбургской области в процессе планирования временных кассовых разрывов с выделением подразделений, ответственных за определенные составляющие прогноза.
Порядок расчета доступной долговой емкости накладывает дополнительные ограничения на проводимую долговую политику, что при существующих бюджетных ограничениях делает затруднительным привлечение необходимых заемных средств.
Таким образом, в рамках Программы должны быть предусмотрены мероприятия по совершенствованию существующих механизмов управления финансовой устойчивостью и ликвидностью областного бюджета и приведению их в соответствие с актуальными потребностями области.
План мероприятий. В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих мероприятий по данному направлению:
n анализ и совершенствование существующего порядка расчета долговой емкости областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 329-п;
n анализ и совершенствование существующего порядка планирования временных кассовых разрывов, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2009 года N 192-п, в части методики прогнозирования, порядка взаимодействия структурных подразделений министерства финансов Оренбургской области, определения взаимосвязи с порядком составления и ведения кассового плана исполнения бюджета;
n ежегодная оценка динамики и структуры государственного долга области в разрезе видов заимствований, анализ факторов возникновения и перспектив погашения;
n ежегодная оценка целевого индикатора "Отношение государственного долга (за вычетом выданных гарантий) Оренбургской области к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений";
n ежегодная оценка целевого индикатора "Отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Оренбургской области";
n ежегодная оценка целевого индикатора "Отношение дефицита бюджета Оренбургской области к доходам без учета объема безвозмездных поступлений".
Ожидаемые результаты. Планируемыми результатами реализации Программы по данному направлению являются:
n внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты Оренбургской области, направленных на совершенствование практики расчета долговой емкости областного бюджета и планирования временных кассовых разрывов областного бюджета;
n значение целевого индикатора "Отношение государственного долга (за вычетом выданных гарантий) Оренбургской области к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений" составляет менее 30 процентов;
n отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам области.
n