Анализ текущей ситуации. В рамках реализации Программы реформирования проводились мероприятия по повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. В 2009 году постановлением Правительства Оренбургской области от 29 июня 2009 года N 311-п была утверждена соответствующая методика проведения оценки качества финансового менеджмента. Приказом министерства финансов Оренбургской области от 22 июня 2009 года N 36 был утвержден перечень показателей, по которым проводится оценка.
Соответствующий порядок позволяет оценивать различные составляющие качества финансового менеджмента (нормативное правовое обеспечение, качество планирования расходов и доходов, работа с кредиторской задолженностью, внедрение современных инструментов бюджетирования).
В ходе проведения оценки проводятся расчеты средних баллов по всем главным распорядителям, а также в разрезе отдельных индикаторов, что позволяет делать выводы о текущем состоянии качества финансового менеджмента, в том числе отдельных его составляющих, определять направления совершенствования. Результаты оценки размещаются на официальном сайте министерства финансов Оренбургской области в сети Интернет.
По результатам анализа динамики показателей за 2008 и 2009 годы средняя оценка качества финансового менеджмента выросла за соответствующий период с 18,81 до 23,35 балла из 57 возможных, или на 25,1 процента.
В целях методической поддержки внедрения новых инструментов бюджетирования в деятельность главных распорядителей средств областного бюджета были разработаны соответствующие методические рекомендации и модельные нормативные правовые акты (в области управленческого учета, подготовки бюджетных проектировок, внутреннего финансового аудита, мониторинга результатов деятельности, ведения и утверждения бюджетных смет).
Концепция изменений. Как видно из анализа текущей ситуации, в Оренбургской области сформирована система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, посредством которой возможно анализировать текущую ситуацию, динамику отдельных показателей и определять направления совершенствования.
Однако в существующем порядке недостаточно проработаны механизмы стимулирования главных распорядителей средств областного бюджета к повышению качества финансового менеджмента. В этой связи в рамках реализации Программы предполагается совершенствование порядка применения результатов оценки качества финансового менеджмента по следующим направлениям:
n включение показателей качества финансового менеджмента как существенных условий результативных контрактов с руководителями органов исполнительной власти;
n возможность установления правовых последствий для главных распорядителей средств областного бюджета в зависимости от результатов оценки, расширяющих (ограничивающих) их права по управлению бюджетными средствами.
Также при дальнейшем проведении мониторинга качества финансового менеджмента необходимо обеспечить оценку в отношении всех главных распорядителей средств областного бюджета. При проведении оценки за 2008 и 2009 годы не были охвачены некоторые главные распорядители бюджетных средств, в том числе Законодательное Собрание, Счетная палата, Избирательная комиссия Оренбургской области, некоторые комитеты.
В целях стимулирования главных распорядителей средств областного бюджета к достижению целей и задач Программы порядок проведения оценки качества финансового менеджмента целесообразно дополнить актуальными показателями в области повышения эффективности бюджетных расходов, например:
n доля расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
n доля подведомственных учреждений, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг определен с учетом качества оказания государственных услуг;
n прирост объема доходов подведомственных автономных и бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности;
n качество предоставляемых обоснований бюджетных ассигнований в ходе формирования проекта областного бюджета;
n наличие отраслевых методик расчета стоимости реализации государственных функций, в том числе по предоставлению государственных услуг, в подведомственной сфере деятельности.
План мероприятий. В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих мероприятий:
n ежегодная оценка качества финансового менеджмента по всем главным распорядителям средств областного бюджета, анализ динамики средних оценок (в том числе в разрезе отдельных показателей) за отчетный год;
n ежегодная публикация на официальном сайте министерства финансов Оренбургской области в сети Интернет результатов мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета за отчетный год.
Ожидаемые результаты. Планируемыми результатами реализации Программы по данному направлению являются:
n внесение изменений в соответствующий нормативный правовой акт Оренбургской области, направленных на совершенствование методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;
n проведение ежегодной оценки качества финансового менеджмента по всем главным распорядителям средств областного бюджета и публикация результатов соответствующей оценки в сети Интернет.
3.5.2. Анализ функций органов государственного управления
Анализ текущей ситуации. Существующая структура органов исполнительной власти Оренбургской области сформирована по функционально-отраслевому принципу.
Органами государственной власти области проводится работа по анализу изменений федерального законодательства, регулирующего реализацию государственных полномочий Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, в соответствующих сферах деятельности и вносятся предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Оренбургской области.
Инвентаризация государственных функций, осуществляемых органами государственной власти области, с целью выявления дублирующих и избыточных функций не проводилась.
В ходе реализации на территории Оренбургской области мероприятий административной реформы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах" ведется разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг органами исполнительной власти области (местного самоуправления).