ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2011 года N 1030-пп
Об областной целевой программе "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Оренбургской области" на 2011-2014 годы
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 05.05.2012 N 387-пп, НГР RU56000201200205;
Постановление Правительства Оренбургской области от 18.09.2012 N 815-пп НГР RU56000201200550;
Постановление Правительства Оренбургской области от 08.02.2013 N 104-пп НГР RU56000201300108;
Утратил силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 734-пп НГР RU56000201301020)
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", распоряжением Губернатора Оренбургской области от 19 октября 2011 года N 410-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" и в целях осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации" Правительство Оренбургской области постановляет:
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Областная целевая программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Оренбургской области" на 2011-2014 годы
Наименование | - | областная целевая программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Оренбургской области" на 2011-2014 годы (далее – Программа) |
Основания для разработки Программы | - | Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; |
Государственные заказчики Программы | - | министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Основные разработчики Программы | - | министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; |
Исполнители | - | министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; |
Цели Программы | - | решение социальных проблем гражданского общества на территории Оренбургской области путем совершенствования механизма партнерских отношений между органами государственной власти области и социально ориентированными некоммерческими организациями |
Задачи Программы | - | основные задачи Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | увеличение на 0,25 процента количества социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих услуги, востребованные гражданским обществом; |
Сроки реализации Программы | - | 2011-2014 годы |
Объемы и источники финансирования | - | всего на реализацию Программы необходимо |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономичес-кой эффективности | - | реализация Программы позволит: |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы | - | управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство социального развития Оренбургской области |
Негосударственные некоммерческие организации являются составной частью демократического правового государства и занимают особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Формирование гражданского общества непосредственно связано с созданием самоуправляемых и добровольных гражданских объединений, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций.
Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций способствует социальной стабильности, достижению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности.
В Оренбургской области на 1 июля 2011 года зарегистрировано 2675 некоммерческих организаций, из которых 2196 - социально ориентированные.
По сферам деятельности выделяются организации: защиты работающих граждан (профсоюзы) - 32,8 процента, развития религиозных отношений – 16,8 процента, поддержки предпринимательства – 10,7 процента, развития и поддержки образования, науки и культуры – 10,5 процента, развития спорта и здорового образа жизни – 9,2 процента, социальной защиты населения – 8,2 процента, развития межнациональных отношений – 5,6 процента, защиты прав человека – 4,8 процента, другие – 1,4 процента.
Самыми многочисленными общественными структурами в области являются ветеранские организации и общества инвалидов.
Эти организации принимают самое активное участие в решении сложнейших задач, стоящих перед органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, в решении социальных проблем старшего поколения и инвалидов, в военно-патриотическом воспитании молодежи, выполняют роль посредника между органами исполнительной власти и населением области, организуют публичный диалог с органами государственной власти области по основным ключевым вопросам развития региона, защиты социально-экономических, гражданских, трудовых прав и интересов лиц старшего поколения.
Ведущее место занимают организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи различным группам населения в виде юридических консультаций, психологической и педагогической помощи, реабилитации, выявления и разрешения проблем старшего поколения и граждан с ограниченными возможностями.
В то же время в 2010 году на реализацию социальных проектов некоммерческие организации получили гранты Президента Российской Федерации на сумму 2,41 млн. рублей, что явно недостаточно для решения социальных проблем.
Формирование гражданского общества зависит не только от количества социально ориентированных некоммерческих организаций и их активности при защите интересов объединившихся граждан, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления.
В Оренбургской области накоплен определенный опыт по формированию механизма взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций, правовую основу которого составляют Законы Оренбургской области от 31 октября 2001 года N 368/344-II-ОЗ "О взаимодействии органов государственной власти Оренбургской области с негосударственными некоммерческими организациями", от 9 марта 2005 года N 1925/362-III-ОЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Оренбургской области", постановление Правительства Оренбургской области от 14 ноября 2006 года N 380-п "О создании межведомственного координационного совета по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Оренбургской области", соглашения между Правительством Оренбургской области и Оренбургской областной общественной организацией пенсионеров, инвалидов - ветеранов войн, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Оренбургской областной организацией Общероссийской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов" и Оренбургской общественной организации "Совет женщин".
Представителям социально ориентированных некоммерческих организаций доступны функции гражданского контроля государственных органов власти, возможность общественной экспертизы законопроектов; постоянно действуют площадки широкого обсуждения социально значимых проблем.
Практика свидетельствует о наличии различных форм взаимодействия государственных структур с представителями общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В Оренбургской области осуществляется конструктивный диалог власти, бизнеса и общества, принимаются меры для повышения открытости власти, совершенствования обратной связи. При широком участии общественности приняты областные целевые программы: "Защитник Отечества" на 2011-2014 годы, "Старшее поколение" на 2011–2013 годы, "Здоровье ветеранов войн – активное долголетие" на 2009–2011 годы, "Дети Оренбуржья" на 2011–2013 годы, "Реабилитация инвалидов в Оренбургской области" на 2011–2015 годы, "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2010–2012 годы.
За последние годы в области сделаны конкретные шаги по развитию и углублению системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти и институтов гражданского общества. Определились основные структуры взаимодействия: координационные (попечительские) органы (советы, комиссии, рабочие группы) при Правительстве Оренбургской области, Общественная палата Оренбургской области, общественно-политический совет при Губернаторе Оренбургской области, Молодежная палата, совет по делам национальностей при Губернаторе Оренбургской области, совет по антикоррупционной политике при Губернаторе Оренбургской области, областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, совет по взаимодействию с религиозными объединениями.
Общественная палата Оренбургской области с апреля 2009 года наделена правом законодательной инициативы, и в настоящее время профильными комитетами Общественной палаты разработан и находится в стадии согласования законопроект "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области".
Вместе с тем в развитии институтов гражданского общества в Оренбургской области имеются проблемы:
отсутствие единой системы взаимодействия с некоммерческими организациями, не позволяющее некоммерческому сектору играть существенную роль в реализации стратегии социально-экономического развития региона;
несовершенство действующей нормативно-правовой базы в сфере деятельности некоммерческих общественных объединений и организаций;
недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества, вовлечению граждан в процесс решения социальных проблем, в том числе к волонтерскому и добровольческому движению;
низкий уровень правовой и экономической подготовки и квалификации сотрудников некоммерческих организаций;
отсутствие широко ориентированной системы по привлечению некоммерческих организаций для реализации общественно-значимых проектов совместно с органами государственной власти.
Пути преодоления данных проблем определены стратегией социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, в которой заложены механизмы общественного развития.
Эффективным механизмом решения вышеизложенных проблем является принятие настоящей Программы.
Применение программно-целевого метода позволит создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами, обеспечить адресность вложения государственных средств, поддержать разработку инновационных подходов в становлении гражданского общества, повысить профессиональный уровень членов некоммерческих организаций.
В результате реализации Программы планируется создать единый механизм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, увеличить количество социально ориентированных некоммерческих организаций, расширить спектр и объем предоставляемых ими услуг, повысить уровень профессиональной компетенции сотрудников и руководителей некоммерческих организаций, обеспечить формирование позитивного общественного мнения, способствующего привлечению граждан к социально значимой деятельности.
Основным итогом реализации мероприятий Программы станет формирование партнерских отношений между органами государственной власти области и некоммерческими организациями на основе единства интересов, взаимного доверия, открытости и заинтересованности в позитивных изменениях для дальнейшего ускорения процессов демократизации и становления гражданского общества.
Основной целью Программы является решение социальных проблем гражданского общества на территории Оренбургской области путем совершенствования механизма партнерских отношений между органами государственной власти области и социально ориентированными некоммерческими организациями.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
совершенствование механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
повышение уровня информированности населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и распространение лучшей практики их работы;
развитие добровольческого и волонтерского движения в социально ориентированной деятельности;
повышение уровня профессиональной подготовки и социальной компетентности специалистов органов государственной власти в сфере молодежной политики и сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций;
создание условий для развития благотворительности и добровольчества через формирование положительного общественного мнения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций для реализации совместно с органами государственной власти проектов социальной сферы.
Целевые индикаторы и показатели, достижение которых обеспечивается в результате реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2011–2014 годы.
Реализация Программы позволит:
увеличить:
количество социально ориентированных некоммерческих организаций, услуги которых имеют высокую степень востребованности гражданского общества;
численность граждан, принимающих участие в мероприятиях, проводимых социально ориентированными некоммерческими организациями;
объем услуг, предоставленных гражданам Оренбургской области социально ориентированными некоммерческими организациями;
численность общественных организаций инвалидов, участвующих в проведении мероприятий, направленных на социальную реабилитацию и интеграцию в общество граждан с ограниченными возможностями;
численность граждан молодого возраста, вовлеченных в социально значимую деятельность гражданского общества;
численность населения, занимающегося физической культурой и спортом;
повысить:
уровень профессиональной и социальной компетентности сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций Оренбургской области;
квалификацию руководителей и лидеров социально ориентированных некоммерческих организаций области;
привлечь дополнительные средства на реализацию проектов социально ориентированных некоммерческих организаций;
снизить численность семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении, и безнадзорных детей;
обеспечить прирост средней численности добровольцев, привлекаемых социально ориентированными некоммерческими организациями для предоставления гражданскому обществу востребованных услуг.