Сеть сельских медицинских учреждений и показатели ее работы
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Российская Федерация | |
2008 год | 2009 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего учреждений | 31 | 31 | 30 | 1894 | 1804 |
из них больничных учреждений | 31 | 31 | 30 | 1387 | 1354 |
в них коек | 6490 | 6213 | 6842 | 179912 | 172190 |
Число центральных районных больниц | 29 | 29 | 29 | 1749 | 1752 |
в них коек | 5570 | 5293 | 5196 | 363548 | 350087 |
Число участковых больниц, входящих в состав ЦРБ | 89 | 85 | 82 | 481 | 438 |
в них коек | 1337 | 1214 | 1109 | 14099 | 12411 |
Численность коечного фонда (круглосуточный) | 6490 | 6213 | 5933 | 164120 | 156357 |
Обеспеченность койками на 10 тыс. человек сельского населения | 71,9 | 69,1 | 65,9 | 42,9 | 40,9 |
Средняя занятость койки (дней) | 293,1 | 305,7 | 313,5 | 329,0 | 314,0 |
Средняя длительность пребывания больного на койке (дней) | 12,0 | 12,4 | 12,2 | 14,3 | - |
Оборот койки | 24,4 | 24,7 | 25,2 | - | - |
Летальность (процентов) | 1,2 | 1,1 | 1,2 | - | - |
Уровень госпитализации на 100 человек сельского населения | 17,3 | 17,2 | 16,5 | 24,6 | - |
Учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь (самостоятельные и входящие в состав лечебно-профилактических учреждений) | 216 | 216 | 214 | 2740 | 2626 |
Число амбулаторий, входящих в состав центральных районных больниц | 92 | 92 | 93 | - | - |
Плановая мощность (по числу посещений в смену) | 16203 | 16134 | 16279 | 425805 | 415744 |
Мощность на 10 тыс. человек сельского населения | 179,5 | 179,3 | 180,8 | - | - |
Число врачей | 2075 | 2035 | 1901 | 46200 | 47400 |
Обеспеченность врачами на 10 тыс. сельского населения | 23,0 | 22,6 | 21,1 | 12,1 | 12,4 |
Число среднего медицинского персонала | 7353 | 7771 | 8004 | 208000 | 210000 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. сельского населения | 81,5 | 86,4 | 88,7 | 54,4 | 54,9 |
Число ФАПов | 1045 | 1034 | 1035 | 39179 | 38332 |
Число физических лиц среднего медицинского персонала, работающих в ФАПах | 1302 | 1523 | 1282 | 45097 | 45848 |
в том числе фельдшеров | 684 | 705 | 650 | 26725 | 27053 |
Число посещений к врачам на 1 жителя в год | 6,8 | 6,8 | 7,4 | 3,5 | 3,5 |
С целью улучшения состояния здоровья сельских жителей в области были приняты областные целевые программы:
"Программа развития медицинской службы районов на 2003 - 2005 годы";
"Социальное развитие села до 2012 года" (Закон Оренбургской области от 14 сентября 2004 года N 1446/240-III-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года");
"Укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов на 2007 - 2009 годы" (приказ министерства здравоохранения Оренбургской области от 28 июля 2006 года N 719 "О создании муниципальных целевых программ "Укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов на 2007 - 2009 годы");
"Развитие системы здравоохранения муниципальных образований на период 2008 - 2010 годов" (приказ министерства здравоохранения Оренбургской области от 20 апреля 2007 года N 537 "О разработке программ развития системы здравоохранения муниципального образования на период 2008 - 2010 годов").
В результате реализации мероприятий областных целевых программ проведен перевод в более благоустроенные помещения 42 ФАПов, подключено к газовому отоплению 19 муниципальных учреждений здравоохранения.
В течение последних 15 лет полностью сохранена сеть учреждений, оказывающих медицинскую помощь жителям села. Учитывая значительную протяженность дорог и удаленность сельских населенных пунктов от районных центров, более 300 ФАПов сохранено в селах, где численность прикрепленного населения ниже норматива - 300 человек.
Имеют лицензию на медицинскую деятельность и соответствуют современным требованиям 9,07 процента ФАПов. Охват сельских населенных пунктов скорой медицинской помощью возрос с 72,0 процента в 2001 году до 94,1 процента в 2009 году.
В сельской местности развивается медико-социальная помощь путем открытия коек сестринского ухода. За последние пять лет число коек возросло с 10 до 210.
Учитывая повышение значимости ФАПов в сохранении здоровья сельских жителей, в ходе проведения модернизации сеть действующих ФАПов будет полностью сохранена вне зависимости от численности проживающего населения. В функции ФАПов будут включены:
патронаж диспансерных больных;
проведение наблюдаемого лечения в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным фтизиатрического профиля.
Особое внимание будет уделено подготовке персонала фельдшерских акушерских пунктов по вопросам организации отпуска лекарственных средств. В 2011 году будет дополнительно обучено 970 фельдшеров, что позволит выполнить все необходимые лицензионные требования и условия.
В тех населенных пунктах, где нет возможности открытия фельдшерского пункта или ФАПа, на одно из домовых хозяйств будет возложена функция оказания первой помощи. Для этого данные домовладения будут оснащены аптечкой первой помощи, носилками, шинами, а также средствами связи с ФАПом, врачебной амбулаторией или центральной районной больницей, к которым они прикреплены.
Отдельные участковые больницы будут поэтапно перепрофилированы во врачебные амбулатории. На их базе будут развернуты койки дневного стационара и сестринского ухода.
На базе 11 центральных районных больниц, расположенных в сельской местности, будут развернуты ММЦ по оказанию экстренных видов медицинской помощи.
Главными результатами модернизации сельского здравоохранения станут повышение медицинской грамотности населения, больший охват населения профилактическими мероприятиями, повышение взаимодействия медицинских подразделений, улучшение качества первичной медицинской помощи и, как результат, сохранение человеческих жизней.