Программа разработана во исполнение статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Торговля на протяжении последних лет является динамично развивающейся отраслью экономики Оренбургской области. В настоящее время в сфере торговли трудятся свыше 160 тысяч человек, или 15,3 процента занятого в экономике области населения. Доля торговли во внутреннем региональном продукте составляет около 9,0 процента.
В 2009 году в связи с экономическим кризисом отмечалось падение темпов оборота розничной торговли. В течение 2010 года темпы оборота розничной торговли уверенно росли и в итоге составили 108,7 процента к уровню 2009 года (Российская Федерация - 104,4 процента, Приволжский федеральный округ – 105,0 процента). Оборот розничной торговли сложился в объеме 157 681,8 млн. рублей.
Ведущее место в формировании оборота розничной торговли занимают торгующие организации и индивидуальные предприниматели - 85,0 процента.
В 2010 году оборот розничной торговли на душу населения составил 74 628 рублей, или 108,0 процента к уровню 2009 года в сопоставимых ценах. По данному показателю Оренбургская область занимает только 8 место в Приволжском федеральном округе.
По состоянию на 1 января 2011 года в области работает свыше 9500 стационарных магазинов с общей торговой площадью более 920 тыс. кв. метров. За последние три года в области вновь открыто свыше 1000 предприятий торговли с торговой площадью более 120 тыс. кв. метров, реконструировано свыше 150 предприятий с торговой площадью более 8 тыс. кв. метров.
Развитие современных форматов торговли (гипермаркеты, супермаркеты и др.) на территории области неоднородно. Более динамично торговля развивается в городах области, где формируется около 90,0 процента всего оборота розничной торговли, из них свыше 60,0 процента - в областном центре. Удельный вес оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли составляет 13,5 процента (Российская Федерация – 15,9 процента, Приволжский федеральный округ - 13,3 процента), оборота торгующих организаций – около 16,0 процента (Российская Федерация – 18,2 процента).
В последние годы наблюдается снижение доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота розничной торговли: в 2009 году она составляла 16,9 процента, в 2010 году - 15,0 процента (Российская Федерация – соответственно 13,5 процента и 12,7 процента).
В области действует 62 розничных рынка на 20,5 тысячи торговых мест и 26 постоянно действующих ярмарок на 5,3 тысячи мест. Под реализацию продовольственных товаров на рынках и ярмарках предоставляется 11,6 тысячи торговых мест. Из них 8,0 тысячи мест выделено гражданам, ведущим фермерские и личные подсобные хозяйства, занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, в том числе 1,4 тысячи мест - на льготных условиях.
Сегодня только 41,0 процента розничных рынков отвечает установленным требованиям в части организации торговли в капитальных строениях.
В последние годы остро обозначилась проблема в организации торгового обслуживания в сельской местности, где проживает свыше 900 тысяч человек (42,6 процента). На селе торговая сеть концентрируется в основном в районных центрах, где проживает большая часть сельского населения.
Важную роль в организации обслуживания сельчан занимает потребительская кооперация, которая обеспечивает их товарами и услугами, закупает у них излишки сельскохозяйственной продукции, осуществляет заготовительную и производственную деятельность.
Рыночные преобразования в сфере торговли способствовали значительному снижению доли организаций потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли, которая в целом по области, как и в Российской Федерации, составляет 1,0 процента. Только в 6 муниципальных районах области потребительская кооперация формирует более 15,0 процента оборота розничной торговли. В расчете на одного обслуживаемого человека организациями потребительской кооперации продано товаров на сумму 4 996 рублей.
В настоящее время в структуру Оренбургского областного союза потребительских обществ входят более 650 магазинов, 7 розничных рынков и 7 ярмарок, свыше 130 цехов по производству продовольственных товаров, более 240 магазинов - заготовительных пунктов.
В 2010 году организациями заготовлено сельскохозяйственной продукции на сумму 360,5 млн. рублей (105,1 процента к 2009 году). Незначительно выросли объемы закупок молочной продукции - 103,4 процента, картофеля – 100,3 процента, овощей – 100,2 процента. Ниже уровня 2009 года закуплено мяса – 89,6 процента.
В 2010 году произведено потребительских товаров на сумму 273,3 млн. рублей, или 101,5 процента к уровню 2009 года.
Потребительская кооперация остается источником пополнения товарных ресурсов области и играет положительную роль в сдерживании цен на продовольственные товары за счет собственного производства и поставки товаров первой необходимости непосредственно от товаропроизводителей.
В инфраструктуре потребительского рынка области удельный вес магазинов системы потребительской кооперации составляет около 6,5 процента. Основная доля (88,0 процента) расположена в малых городах и сельских населенных пунктах, 27,6 процента из них являются убыточными. В настоящее время предприятия потребительской кооперации обслуживают около 40,0 процента населения области и являются основной товаропроводящей сетью в сельской местности.
В результате сокращения объектов социально-культурной инфраструктуры в сельской местности отсутствуют необходимые условия для развития торговли. Около половины сельских населенных пунктов области являются отдаленными, труднодоступными и малонаселенными, в них проживает почти пятая часть всего сельского населения Оренбуржья. В 337 населенных пунктах отсутствуют торговые объекты, торговое обслуживание в ряде таких поселений организуется через магазины-автолавки. Организация торгового обслуживания в данном сегменте рынка является серьезной проблемой.
Высокие тарифы на энергоресурсы, транспортные расходы, низкая платежеспособность сельского населения, дефицит отраслевых кадров не позволяют организациям потребительской кооперации развивать свою деятельность, модернизировать и укреплять материально-техническую базу.
Для формирования внутреннего спроса на продукцию регионального производства, увеличения объемов товаров местного производства и их продвижения на потребительский рынок при поддержке Правительства Оренбургской области с 2010 года реализуется проект "Оренбургское качество".
На потребительском рынке сегодня актуальна проблема качества товаров. Доля реализуемых в розничной торговле некачественных товаров отдельных групп остается значительной. По данным статистики из общего количества обследованных образцов товаров удельный вес товаров ненадлежащего качества составил: по рыбной пищевой продукции - 32,8 процента, цельномолочной продукции – 20,2 процента, мясу и птице – 8,2 процента, колбасным изделиям – 6,0 процента, маслу животному – 6,1 процента, швейным изделиям – 56,6 процента, обуви – 37,4 процента.
В целях усиления контроля на алкогольном рынке области проводятся обследования и мониторинг торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. В 2010 году первично обследовано 207 объектов, 127 организаций проверено на предмет соблюдения условий лицензирования, приостановлено действие 250 лицензий, аннулировано действие 8 лицензий по решению суда, 44 организациям вынесены предупреждения, 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
В настоящее время в отрасли наблюдаются дефицит и недостаточная квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путем переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров, корпоративных тренингов внутри торговых сетевых компаний.
Развитие торговли в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:
недостаток собственных финансовых средств;
высокий уровень налогов, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
высокий процент кредитной ставки;