Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2010 года N 554-пп

Об утверждении областной целевой программы "Отходы" на 2011-2016 годы

(Изменение:
Утратило силу. (Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 736-пп; НГР RU56000201301017)

Постановление Правительства Оренбургской области от 14.03.2011 N 148-пп, НГР RU56000201100118;

Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2011 N 1305-пп НГР RU56000201101197;

Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп, НГР RU56000201200303;

Постановление Правительства Оренбургской области от 29.08.2012 N 747-пп НГР RU56000201200604;

Постановление Правительства Оренбургской области от 20.12.2012 N 1115-пп, НГР RU56000201201038;

Постановление Правительства Оренбургской области от 02.08.2013 N 668-пп НГР RU56000201300953;

Постановление Правительства Оренбургской области от 02.12.2013 N 1104-пп НГР RU56000201301367)

В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", во исполнение постановления совместного совещания Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Приволжского федерального округа от 26 декабря 2008 г. N 1 "О состоянии экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа", в целях сохранения благоприятной окружающей среды, снижения объемов накопленных отходов производства и потребления, а также предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду Правительство Оренбургской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Отходы" на 2011-2016 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Костюченко К.П.

3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Губернатор -

председатель Правительства Ю.А.Берг

Приложение
к постановлению
Правительства области
от 20.08.2010 N 554-пп

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ" НА 2011-2016 ГОДЫ

Паспорт Программы


Наименование Программы

-

областная целевая программа "Отходы" на 2011-2016 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Губернатора Оренбургской области от 11.08.2009 N 268-р "О разработке областной целевой программы "Отходы" на 2011-2016 годы"

Государственный заказчик Программы

-

министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

Государственный заказчик-координатор Программы

-

министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области

Основной разработчик Программы

-

министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области

Исполнители Программы

-

министерство природных ресу рсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области;

 муниципальные образования Оренбургской области;

 юридические лица, отобранные по результатам открытых конкурсов, обладающие соответствующими финансовыми и техническими средствами для производства предлагаемых к исполнению работ, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

Цели и основные задачи Программы

-

обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Оренбургской области при обращении с отходами производства и потребления, размещенными на территории Оренбургской области, а также совершенствование системы государственного регулирования вопросов обращения с отходами ;
(Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп , НГР RU 56000201200303 )
 решение комплекса вопросов по сбору, размещению отходов, оборудованию специализированных объектов для их складирования, обезвреживанию, утилизации и частичному вовлечению в хозяйственный оборот накопленных отходов производства и потребления, снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Оренбургской области.
 Основные задачи Программы:
 ликвидация мест несанкционированного размещения отходов;

 строительство (обустройство), ввод в эксплуатацию специализированных объектов (полигонов) для размещения отходов в населенных пунктах области;

 обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

 организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду;

 создание и ведение регионального кадастра отходов в Оренбургской области (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп , НГР RU 56000201200303 )

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

ввод в действие двух полигонов для размещения твердых бытовых отходов, а также начало  строительства полигонов для размещения твердых бытовых отходов в количестве двух единиц;
принятие четырех областных законодательных актов, регулирующих вопросы обращения с отходами;
создание более 10 дополнительных рабочих мест (Изменение:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 29.08.2012 N 747-пп НГР RU 56000201200604;
Постановление Правительства Оренбургской области от 02.12.2013 N 1104-пп НГР RU 56000201301367)

Срок реа лизации
 Программы

-

2011-2016 годы

Объем и источники финансирования Программы

-

общий ожидаемый объем финансирования Программы составляет прогнозно  736,817,00 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 100 000,00 тыс. рублей;

 местные бюджеты - 67 880,00 тыс. рублей;

 внебюджетные средства - 568 937,00 тыс. рублей.
 Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. В качестве дополнительных источников финансирования  могут быть привлечены средства федерального бюджета, российских и международных кредитно-финансовых организаций и фондов, а также  индивидуальных предпринимателей
 (Изменение:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 29.08.2012 N 747-пп НГР RU 56000201200604;
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.12.2012 N 1115-пп , НГР RU 56000201201038)
 Постановление Правительства Оренбургской области от 02.08.2013 N 668-пп НГР RU 56000201300953;
Постановление Правительства Оренбургской области от 02.12.2013 N 1104-пп НГР RU 56000201301367)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

создание в области системы управления и контроля обращения с отходами;

 ликвидация несанкционированных и экологически опасных объектов размещения отходов;

 строительство (обустройство) и реконструкция объектов размещения отходов;

 снижение, локализация и мониторинг негативных последствий воздействия отходов на окружающую среду;

 создание регионального кадастра отходов в Оренбургской области (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп , НГР RU 56000201200303 )
 совершенствование нормативно-правовой базы Оренбургской области в сфере обращения с отходами;
(Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп , НГР RU 56000201200303 )
 повышение информированности населения в сфере обращения с отходами;
(Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп , НГР RU 56000201200303 )
 создание условий для привлечения частных инвесторов на условиях  частно-государственного партнерства. (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп , НГР RU 56000201200303 )

Организация управления и система контроля за исполнением Программы

-

контроль и управление за реализацией мероприятий Программы  осуществляет министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области

(Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 14.03.2011 N 148-пп, НГР RU56000201100118)

Примечание. Привлечение муниципальных образований, юридических лиц, отобранных по результатам конкурсов в качестве исполнителей Программы, допускается на договорной основе.

1. Характеристика и обоснование проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время в Российской Федерации сложилась неблагоприятная ситуация в области обращения с отходами, которая приводит к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создает реальную угрозу здоровью населения.

В Оренбургской области ситуация с использованием, хранением отходов также является неблагоприятной, а проблема обращения с отходами производства и потребления с каждым днем становится все более актуальной. На территории муниципальных образований под складирование отходов занято около 2 тыс. гектаров земли, накоплено более 16 млн. тонн бытовых и около 1 млрд. тонн промышленных отходов.

Оренбургская область по административно-территориальному делению насчитывает 48 муниципальных образований, среди которых наиболее крупные городские округа: Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан, включающие поселки городского типа и сельские населенные пункты. Проблема удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов остро стоит во всех муниципальных образованиях области. Большинство полигонов твердых бытовых отходов на территории Оренбургской области образовались стихийно, без надлежащего оформления отводов земельных участков и согласований с контролирующими органами или представляют собой санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с действующим природоохранным законодательством и эксплуатируемые с отклонениями от его требований. Только в 6 крупных муниципальных образованиях имеются оборудованные участки для сбора и хранения твердых бытовых отходов, насчитывается более 1000 необорудованных мест складирования отходов, из которых более 200 - несанкционированные.

На всех объектах отсутствуют документация по отводу земельного участка, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также лицензии на право обращения с отходами (сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов). Большей частью существующие свалки не ограждены и не обвалованы, технология складирования отходов не соблюдается, места захоронения отходов являются питательной средой для размножения вредных грызунов и насекомых, наносящих немалый ущерб хозяйственной деятельности. Свалки не оборудованы контрольно-наблюдательными скважинами, не осуществляется химико-аналитический контроль качества почв и грунтовых вод в районе свалок, отсутствует послойная изоляция отходов инертными материалами, вследствие чего возникают пожары, отсутствует система сбора и очистки стока с поверхности свалок. Такие свалки являются временными, подлежат либо закрытию, либо дальнейшему обустройству и приведению в соответствие с существующими законодательными нормами.

Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к их накоплению. Накопленные в свалках количества отходов огромны. При этом отравляются и загрязняются огромные площади плодородной земли, обезображивается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека. Термическое и биохимическое разложение пластмасс приводит к постоянной выработке высокотоксичных и стойких веществ диоксинов и фуранов. Чрезвычайно разнородные по составу отходы, находясь в контакте с окружающей средой, претерпевают сложные химические и биохимические изменения, в результате которых происходит выделение более токсичных веществ, чем исходные компоненты отходов, а геологические условия и рельеф местности обусловливают распространение этих ядов на прилегающие территории.

Согласно Федеральным законам от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы, связанные с деятельностью в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, относятся к полномочиям органов местного самоуправления и коммунальных служб области. Однако из-за отсутствия или дефицита денежных средств в бюджетах муниципальных образований эти вопросы остаются нерешенными, а объемы накапливаемых отходов и число несанкционированных свалок продолжают увеличиваться, нанося при этом вред окружающей среде. Кроме того, в городских округах и поселениях отсутствуют системы учета всех источников образования отходов, объемов, состава образуемых твердых бытовых отходов, способов и мест их утилизации собственниками, путей перемещения на территории муниципального образования, что ведет к образованию стихийных свалок, образованных и используемых населением. Огромное число несанкционированных свалок образуется вдоль автомобильных и железнодорожных дорог, в местах отдыха, вокруг садоводческих и огороднических товариществ.

Свалки бытовых отходов - это "мины", которые уже воздействуют на жителей Оренбургской области и в еще большей степени будут воздействовать на будущее поколение. В результате распространения загрязнений по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи свалок, отмечается повышенная заболеваемость.

В основе многих проблем обращения с отходами лежит проблема низкого уровня санитарной и экологической культуры населения. Незнание и недооценка санитарных и экологических последствий захламления и загрязнения территории Оренбургской области, в том числе территорий населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий, пренебрежение элементарными правилами обращения с отходами (сжигание мусора во дворах, выбрасывание в произвольных местах и прочее) и их нарушение характерны как для руководителей предприятий и организаций, образующих отходы, так и для рядовых граждан Оренбургской области. По данным государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области, инспекторами по охране природы ежедневно накладываются штрафы за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами. Так, за период 2009 года инспекторами по охране природы за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления выявлено 472 нарушителя природоохранного законодательства, среди которых должностные и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в Ташлинском, Тюльганском, Ясненском, Оренбургском и других районах области, а также в городах Орске, Оренбурге, Сорочинске. В природоохранные службы Оренбургской области неоднократно поступали и продолжают поступать жалобы жителей по поводу несоблюдения экологических требований при обращении с отходами. Ежемесячно инспекторами по охране природы рассматриваются десятки жалоб. Нарушителям природоохранного законодательства выдаются предписания на устранение выявленных нарушений, а некоторые привлекаются к административной ответственности.

С учетом вышеизложенного можно сделать выводы, что в Оренбургской области сложилась крайне неблагополучная ситуация со сбором, обезвреживанием, переработкой и утилизацией отходов. Органы местного самоуправления неудовлетворительно выполняют свои обязанности по организации сбора и удаления отходов, не говоря уже о создании специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.

После утверждения федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" на 2002-2010 годы в отдельных субъектах Российской Федерации были разработаны региональные целевые программы "Отходы", направленные на обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления. В Оренбургской области в 2003 году также была разработана областная целевая программа "Отходы" на 2003–2005 годы, однако из-за отсутствия финансирования мероприятия данной программы не выполнялись.

В настоящее время в связи с неблагоприятной обстановкой в области обращения с отходами производства и потребления вновь назрела необходимость разработки областной целевой программы "Отходы", которая позволит активизировать работу в сфере обращения с отходами, определить приоритетные направления организации экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления и предотвратить их вредное воздействие на окружающую среду Оренбургской области.

В рамках данной Программы необходимо предусмотреть софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в аналогичные муниципальные целевые программы, ввиду того, что муниципальные образования в связи с недостаточностью доходов самостоятельно не имеют возможности финансировать такие масштабные проекты.

2. Цели, задачи, срок реализации Программы


Основные цели Программы:

обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Оренбургской области при обращении с отходами производства и потребления, размещенными на территории Оренбургской области, а также совершенствование системы государственного регулирования вопросов обращения с отходами. (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп, НГР RU56000201200303)

решение комплекса вопросов по сбору, размещению отходов, оборудованию специализированных объектов для их складирования, обезвреживанию, утилизации и частичному вовлечению в хозяйственный оборот накопленных отходов производства и потребления, снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Оренбургской области.

Для достижения указанных целей предстоит решить следующие основные задачи:

ликвидация мест несанкционированного размещения отходов;

строительство (обустройство) полигонов твердых бытовых отходов в населенных пунктах области;

обезвреживание и утилизация опасных отходов;

максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду;

создание и ведение регионального кадастра отходов в Оренбургской области. (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп, НГР RU56000201200303)

Срок реализации Программы - 2011–2016 годы.

Сроки реализации конкретных мероприятий установлены в зависимости от их приоритетности, проведения проектно-изыскательных работ, подготовленности проектно-сметной документации и т.д.

Выполнение целевых индикаторов представлено в приложении N 1 к настоящей Программе.

3. Перечень программных мероприятий


Программой предусмотрены:

выделение субсидии муниципальным образованиям на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности -полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям природоохранного и санитарного законодательства, для экологически безопасного захоронения отходов в муниципальных образованиях области;

создание и ведение регионального кадастра отходов Оренбургской области, необходимого для региональной системы управления отходами производства и потребления, а также организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду. (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп, НГР RU56000201200303)

совершенствование системы государственного регулирования вопросов обращения с отходами:

разработка и принятие региональных законодательных актов, регулирующих вопросы обращения с отходами;

осуществление информационного и правового консультирования органов местного самоуправления при разработке и реализации программ, содержащих мероприятия по обращению с отходами производства и потребления;

осуществление информационного и правового консультирования организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, при разработке инвестиционных программ, мероприятий в области обращения с отходами, применяющих новейшие научно-технические достижения для обеспечения экологичной и эффективной утилизации отходов;

организация информирования населения о мероприятиях Оренбургской области в сфере обращения с отходами, повышение экологической культуры населения;

организация работы с муниципальными образованиями области по мониторингу и отбору технологий и проектов по переработке и утилизации отходов в Оренбургской области на условиях частно-государственного партнерства.

(Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 517-пп, НГР RU56000201200303)

В рамках Программы предусматриваются мероприятия по обезвреживанию и утилизации промышленных отходов, выполнение которых будет осуществляться за счет средств промышленных предприятий.

Перечень мероприятий по направлениям Программы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе, не является исчерпывающим и по необходимости мероприятия Программы могут корректироваться.

Перечень мероприятий, предусматриваемый в рамках Программы, и прогнозируемые объемы финансирования за счет средств промышленных предприятий представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.

Выполнение основных направлений Программы позволит максимально снизить негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду, уменьшить объемы накопленных промышленных отходов, а также предотвратить дальнейшее загрязнение компонентов окружающей среды и вредное воздействие отходов на здоровье населения.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»