Показатели эффективности развития субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области в 2007 году
N | Наименование показателя | Планируемое | Фактическое |
1. | Увеличение общего количества | не менее чем | 11,4 процента |
2. | Увеличение численности работников | не менее чем | 14,8 процента |
3. | Прирост объемов реализации товаров | не менее | 51,7 процента |
Примечание. Планируемое значение определено условиями областной целевой программы "О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2006 - 2008 годы" и прогнозом социально-экономического развития Оренбургской области на 2007 год.
Осуществление мер государственной поддержки МСП позволило в 2007 году выполнить программные показатели эффективности развития МСП, за исключением показателя удельного веса оборота малых предприятий в валовом региональном продукте. Так, увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 11,4 процента обеспечено приростом числа малых предприятий (юридических лиц) на 935 единиц (10,4 процента) и индивидуальных предпринимателей на 5,5 тысячи человек (11,6 процента). Высокий рост товарного производства и реализации в значительной степени обеспечен притоком рабочей силы в малые предприятия (на 14,8 процента дополнительно к уровню 2006 года). Вклад малых предприятий в валовой региональный продукт в 2007 году не достиг запланированного уровня (12,4 процента).
Причина этого - резкий рост мировых цен на энергоносители, с одной стороны, и недостаточный темп роста малых предприятий, с другой стороны, в совокупности с достаточно большой "теневой" составляющей.
2. Проблемы, препятствующие развитию МСП
Развитие МСП продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
слабая ориентированность нормативно-правовой базы на стимулирование развития МСП. В правовой плоскости лежит решение проблем формирования системы страхования от потенциальных рисков, совершенствования системы защиты прав субъектов МСП. Нормативно-правового закрепления требуют и многие меры государственной поддержки МСП, касающиеся кредитной деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования;
основной внутренний ограничитель развития МСП - узость финансовой базы. Основной источник финансирования развития - доходы от собственной деятельности. Внешнее банковское финансирование в настоящий момент не решает проблем развития МСП. Основная проблема связана с особенностями самого МСП - невозможностью предоставить гарантии, непрозрачностью финансовых потоков, а со стороны банковской системы - слабым владением технологиями кредитования микро- и малых предприятий;
ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность МСП на рынке труда, оборудования, недвижимости. Дефицит работников необходимой квалификации, качественного оборудования, помещений - ситуация, типичная для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства;
масштабы микрофинансирования, финансового лизинга на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что в условиях чрезвычайно низкой суммарной капитализации микробизнеса затрудняет переход от стадии старта к стадии роста;
ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также узость внутренних финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей МСП, а значит, и их конкурентных характеристик. Накануне вступления в ВТО такое положение следует рассматривать как одну из серьезных проблем национальной экономики;
неразвитость инфраструктуры поддержки МСП на территории области - почти все районы области и города (кроме г. Оренбурга, г. Орска, г. Новотроицка, а также Саракташского, Тюльганского и Ясненского районов) не охвачены услугами консультационно-правовых центров и фондов поддержки МСП;
наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие МСП;
социальная незащищенность наемных работников в сфере МСП, сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающих текучесть кадров в предпринимательской среде.
Решение этих проблем программными методами осуществляется на основе выделения целевых групп поддержки: стартующих, действующих и растущих субъектов МСП.
Для стартующих субъектов МСП наиболее острой является проблема первоначального капитала. Инструменты - микрофинансирование, франчайзинг, лизинг. Расчетные цели - рост числа субъектов МСП, рационализация структуры промышленности (по размеру предприятий), устойчивость и маневренность производственного комплекса.
Для стартующего малого бизнеса следует существенно облегчить доступ к аренде и лизингу. По аренде - повысить прозрачность сделок на рынке помещений; формировать банки данных по помещениям, находящимся в собственности государства, муниципалитетов; обеспечить дифференцированные ставки арендной платы по государственной собственности; поддерживать создание и развитие бизнес-инкубаторов. Расчетная цель - увеличение числа субъектов МСП.
Для действующих субъектов МСП необходимо улучшить доступ к банковскому кредитованию. Основной рычаг - разработка и применение гарантийных схем; наложение их на существующую инфраструктуру и создание недостающих звеньев; наполнение схем финансовым потоком, где бюджетные средства играют роль катализатора, аккумулятора. Расчетные цели - развитие и повышение устойчивости МСП.
Эта категория МСП нуждается в снижении барьеров при долгосрочной аренде или выкупе земли, при получении разрешений на строительство. Актуально расширение прав по аренде с выкупом; комплекс мер, гарантирующих субъектам МСП, арендующим помещение и оборудование у государственных предприятий и организаций, стабильность бизнеса при банкротстве или смене арендодателя. Расчетная цель - развитие МСП, возможность диверсификации, переход в следующую размерную группу.
Для растущих субъектов МСП, помимо общих гарантий по банковским кредитам, важна гарантийная поддержка инвестиционных проектов. Расчетная цель - снижение барьеров перехода из малого бизнеса в средний, рациональная структура экономики по размерным группам предприятий, поддержка точек роста нового частного бизнеса до масштабов, достаточных для отраслевой структурной перестройки, рост конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.