УКАЗ
от 30 июля 2008 года N 97-ук
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОХРАНЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях снижения негативного влияния выбросов промышленных предприятий и оптимизации принятия управленческих решений в области охраны здоровья населения и окружающей среды в Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Рекомендовать:
2.1. Предприятиям всех форм собственности, хозяйствующим субъектам, научным, учебным, проектным и экономическим организациям проводить учет оценки риска для здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с Порядком.
2.2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (Вяльцина Н.Е.):
2.2.1. Установить порядок применения процедуры оценки риска для здоровья населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.2. Обеспечить координацию информационного обмена между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами.
2.3. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, юридическим и физическим лицам представлять информацию организациям, осуществляющим оценку риска, в соответствии с Порядком на безвозмездной основе в объемах, определенных действующим законодательством.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.
(в ред. Указов Губернатора Оренбургской области от 30.10.2009 N 219-ук, от 27.04.2012 N 238-ук)
4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области
1. Настоящий Порядок определяет механизм взаимодействия органов государственной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды, и предназначен для использования всеми субъектами социально-гигиенического и экологического мониторинга в ходе проведения работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека и выработке на их основе управленческих решений.
2. Оценка риска для здоровья населения и охраны окружающей среды проводится во исполнение Федеральных законов от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 ноября 1997 года N 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации", Постановления администрации Оренбургской области от 20 сентября 2005 года N 267-п "О развитии региональной системы социально-гигиенического мониторинга в Оренбургской области на 2005 - 2010 годы", санитарных норм и правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
3. Оценка риска является действенным методом анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
4. Методика оценки риска используется при проведении следующих работ:
разработка территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем размещения производительных сил региона, отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки, программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;
санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;
экологическая экспертиза в части оценки экологической безопасности населения;
разработка проектов расширения и реконструкции промышленных предприятий (промузлов), связанных с увеличением выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;
разработка проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон для предприятий первого, второго и третьего классов опасности, а при наличии в выбросах веществ первого и второго классов опасности, канцерогенов и предприятиям четвертого и пятого классов опасности;
обоснование сокращения санитарно-защитных зон промышленных предприятий всех классов опасности;
санитарно-эпидемиологический аудит;
определение территории как зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;
разработка региональных гигиенических нормативов;
обоснование приоритетных природоохранных мероприятий;
разработка целевых региональных и муниципальных программ в области охраны окружающей среды и здравоохранения.
5. Проведение процедур оценки риска для здоровья населения осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
6. Органы по оценке риска, предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, проводившие работы по оценке риска для здоровья населения и охраны среды обитания Оренбургской области, представляют отчет в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетным, или по запросу.
7. Органы по оценке риска безвозмездно в объеме и порядке, установленными действующим законодательством, а также на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями, получают необходимую для различных этапов оценки риска информацию:
7.1. От научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и специализированных центров:
результаты научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств бюджетов различных уровней и грантов;
информацию, опубликованную в открытой печати;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
результаты научно-исследовательских работ, выполненных на договорной основе за счет средств организаций и ведомств.
7.2. От государственных органов и учреждений, работающих в области охраны окружающей среды и здоровья населения:
информацию, полученную в результате выполнения государственных функций;
данные, представленные от организаций в ходе исполнения ими лицензируемой деятельности;
сведения, включенные в программу экологического и социально-гигиенического мониторинга;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
информацию, полученную в результате выполнения специальных исследований, не включенных в перечень обязательных государственных функций;
данные, полученные в ходе выполнения организациями специальных исследований и представленные им как заказчику работ.
8. Распространение информации о риске для здоровья населения.
8.1. Информация о результатах оценки риска для здоровья населения представляется органом по оценке риска:
заказчику работ - на основаниях и в объеме, предусмотренных договором или соглашением;
органам и лицам, представившим сведения, необходимые для проведения работ по оценке риска, - на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями;
государственным органам, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды и здоровья населения, - в объеме, необходимом для выполнения государственных функций.
8.2. Распространение информации о риске для здоровья населения является обязанностью организаций, являющихся собственниками информации. Распространению подлежит только информация, полученная по результатам работ аккредитованного в установленном порядке органа по оценке риска. Информация о риске должна быть специально подготовлена, разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной и понятной для населения форме.
9. Этап идентификации опасности заключается в качественной характеристике возможных неблагоприятных эффектов воздействия на организм вредных факторов, загрязняющих окружающую среду в рассматриваемых зоне, городе, регионе, которые могут служить потенциальным источником опасности для здоровья проживающего здесь населения.
9.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе идентификации опасности:
Организации | Создаваемая информация для оценки риска на этапе идентификации опасности |
1 | 2 |
Научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения гигиенического профиля, специализированные учреждения министерства здравоохранения Оренбургской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Оренбургской области" | токсикологические базы данных и регистры опасных для здоровья веществ и факторов среды обитания населения; характеристика неблагоприятных факторов среды обитания населения, в том числе питьевой воды, продуктов питания, жилых и производственных помещений, товаров народного потребления, стройматериалов; характеристика возможных неблагоприятных эффектов рассматриваемого фактора для здоровья населения, полученных в экспериментальных, клинических или эпидемиологических исследованиях; ранжирование вредных факторов риска для здоровья и источников загрязнения окружающей среды |
Территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и лицензированные ими организации, предприятия и учреждения, субъекты хозяйственной деятельности | сведения о гидротехнических сооружениях, соблюдении ими правил и норм безопасности; данные мониторинга геологической среды (включая подземные воды), поверхностных водных объектов |
Государственное учреждение "Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" | аналитические материалы по окружающей среде и гидрометеорологии в рассматриваемой территории, необходимые для идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения |
Территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Оренбургской области | информация о качестве среды обитания населения и источниках загрязнения окружающей среды; характеристика субъектов хозяйственной деятельности и их воздействия на окружающую среду с учетом прогноза накопления и распространения вредных факторов в окружающей среде; качественный и количественный состав химических веществ, поступающих в окружающую среду от стационарных и передвижных источников загрязнения; сведения из государственного кадастра отходов, сведения о физических и юридических лицах, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами |
Главное управление МЧС России по Оренбургской области | перечень опасных производственных объектов, обусловливающих потенциально высокий риск экстремального загрязнения окружающей среды |
Министерство здравоохранения Оренбургской области | данные официальной государственной медицинской статистики по конкретному муниципальному образованию |
9.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов.
На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации на этапе идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения должны быть определены:
перечень приоритетных средовых факторов, которые требуют проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения;
теоретическое обоснование возможной опасности приоритетных факторов среды обитания для здоровья населения и их токсикологическая характеристика, включая:
вероятные пути воздействия факторов риска на здоровье населения (объекты окружающей среды, пути поступления);
вероятные эффекты воздействия, в том числе для различных контингентов населения;
описание ситуаций, в которых возможна модификация действия факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения, которые необходимо учитывать при оценке риска.
10. Этап оценки экспозиции заключается в определении того, какими путями, через какие компоненты окружающей среды, на каком количественном уровне (выраженном как концентрация в этом компоненте и/или как доза), в какое время, при какой периодичности и общей продолжительности имеет место реальное или ожидаемое воздействие конкретного вредного фактора на население с учетом его численности.
10.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки экспозиции
Организации | Создаваемая информация для оценки риска на этапе оценки экспозиции |
1 | 2 |
Научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения, специализированные учреждения министерства здравоохранения Оренбургской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Оренбургской области" и аккредитованные в установленном порядке органы по оценке риска | данные социально-гигиенического мониторинга и специальных исследований, в том числе биомониторинга и мониторинга экспозиций населения к вредным факторам, включая численность и демографические характеристики населения, подверженного воздействию вредных факторов; аналитические материалы по ранжированию путей поступления вредных факторов в организм различных групп населения из объектов окружающей среды; характеристика реальных и прогнозируемых количественных уровней и длительности воздействия вредных факторов на изучаемые группы населения, включая характеристику физиологических параметров потребления, социальной активности и поведения людей, необходимых для оценки экспозиции вредных факторов |
Все участники ведения экологического мониторинга и лицензированные на этот вид деятельности организации и предприятия | данные мониторинга и специальных исследований по реальной и прогнозируемой количественной и временной характеристике уровней загрязнения объектов окружающей среды и условия, влияющие на интенсивность воздействия вредных факторов на различные группы населения (метеорологическая и гидрогеологическая обстановка), в местах проведения работ по оценке риска |
Органы местного самоуправления <*> | статистические и картографические данные учета объектов застройки населенных мест, функционального зонирования территорий, численности и условий жизни и деятельности населения на территориях, где проводится оценка риска |
Муниципальные управления и учреждения здравоохранения | статистические данные по медицинской демографии и характеристики обслуживаемого населения территории, где проводится оценка риска |