Действующий

Об областной целевой программе "Безопасность образовательного учреждения" на 2008-2011 годы

1. Характеристика проблемы

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Согласно статье 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасных условий, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений, вероятности возникновения тех или иных угроз. Приоритетными направлениями безопасности для образовательных учреждений являются пожарная, электрическая и конструкционная безопасность.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, то есть от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности.

Наиболее проблемными являются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.

Характерными недостатками в обеспечении пожарной безопасности на объектах образования являются:

отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;

отсутствие огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений;

отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность;

эксплуатация электроустановок с нарушениями нормативных требований и устаревших электросетей, требующих замены.

В Оренбургской области автоматической пожарной сигнализацией оборудованы лишь 262 общеобразовательные школы, что составляет 21,2 процента; огнезащитная обработка деревянных конструкций выполнена в 303 школах, пожарным водоснабжением оборудованы 854 общеобразовательные школы (69,2 процента от общего количества).

Одной из основных причин такого положения являются значительный износ основных фондов и инженерного оборудования, недостаточность средств, выделяемых из федерального, областного, муниципальных бюджетов на содержание образовательных учреждений области.

Кроме того, необходимо отметить недостаточную подготовку обучающихся, воспитанников и преподавательского состава к действиям в случае возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации. В системе образования области не в полной мере функционирует обучение вопросам безопасности персонала учебных заведений и обучающихся, недостаточно организована подготовка и переподготовка специалистов по вопросам пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей.