ЗАКОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 января 2004 года N 753/115-III-ОЗ
Об Оренбургской областной программе "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы"
(Изменения:
Закон Оренбургской области от 08.05.06 г. N 159/30-IV-ОЗ НГР RU56000200600063;
Закон Оренбургской области от 21.08.06 г. N 381/80-IV-ОЗ НГР RU56000200600323;
Закон Оренбургской области от 29.12.07 г. N 1854/390-IV-ОЗ НГР RU56000200700506;
Закон Оренбургской области от 11.03.2008 г. N 1959/417-IV-ОЗ НГР RU56000200800134;
Закон Оренбургской области от 25.12.2008 г. N 2699/569-IV-ОЗ НГР RU56000200800496;
Действие приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Закон Оренбургской области от 24 декабря 2008 года N 2730/591-IV-ОЗ НГР RU 56000200800512;
Утратил силу в связи с истечением срока действия. Закон Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-II-ОЗ НГР RU56000200200040)
Принят Законодательным
Собранием области 30 декабря 2003 года
Утвердить прилагаемую областную программу "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы".
Правительству области при формировании бюджетов на 2003-2010 годы предусмотреть необходимые ассигнования на финансирование указанной программы.
Установить, что финансирование мероприятий программы ежегодно подлежит уточнению с учетом возможностей областного бюджета.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Оренбургской области А.А.Чернышев
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 13 января 2004 года
N 753/115-III-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы".
Паспорт Программы
Заказчик - Правительство Оренбургской области
Основные разработчики - управление жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; государственное предприятие "Облжилкомхоз"
Цели и задачи -
Основными целями Программы являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;
- ликвидация до 2011 года аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2003 года.
Основными задачами Программы являются:
- подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;
- реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда;
- оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания
Сроки и этапы реализации 2003 - 2010 годы:
1 этап - 2003 - 2004 годы
2 этап - 2005 - 2010 годы
Перечень основных мероприятий:
Формирование нормативно-правовой базы для предоставления жилья гражданам;
привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы;
формирование маневренного жилищного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих сносу и реконструкции;
поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания;
развитие освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья
Исполнители -
Органы местного самоуправления, предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе
Привлечение в качестве исполнителей Программы предприятий, организаций, а также органов местного самоуправления осуществляется на договорной основе
Объемы и источники финансирования -
Общий объем финансирования - 717,1 млн. рублей в ценах 2003 года, из них 50 процентов составляют средства федерального бюджета и 50 процентов - средства областного и местных бюджетов
Ежегодное финансирование Программы за счет областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных на соответствующий год в рамках областной адресной инвестиционной программы
Привлечение в качестве исполнителей Программы предприятий, организаций, а также органов местного самоуправления осуществляется на договорной основе
Ожидаемые конечные результаты -
Переселение до 2011 года из государственного и муниципального аварийного жилищного фонда более 4 тысяч граждан;
разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения социальных проблем;
выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания
Система организации контроля -
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением Программы и представляют ежеквартально в администрацию области отчеты о ходе реализации Программы;
обобщая указанные отчеты, Правительство области контролирует использование средств областного бюджета и информирует государственного заказчика - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - о проделанной работе;
государственный заказчик - Минрегион России - осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативно-правовой базы, управляет средствами, выделяемыми из федерального бюджета
Общий контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Оренбургской области. Органы местного самоуправления представляют ежеквартально в Правительство области отчеты о ходе реализации Программы
(Изменение: Закон Оренбургской области от 25.12.2008 г. N 2699/569-IV-ОЗ НГР RU56000200800496)
Областная программа "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы" является частью федеральной целевой программы "Жилище" и рассчитана на 2003-2010 годы. Основная задача Программы - обеспечение выполнения обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
В настоящее время более 30 тыс.человек (около 1,4 процента населения Оренбургской области) проживают в ветхих и аварийных домах, являющихся государственной и муниципальной собственностью, причем более 4 тыс.человек - в аварийном жилищном фонде, не приспособленном для постоянного проживания.
Площадь ветхого и аварийного жилья, являющегося государственной и муниципальной собственностью, на 1 января 2003 года в Оренбургской области составляет 612,00 тыс.кв.метров (около 1,2 процента жилищного фонда области). Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда области представляет жилье, построенное в 1946-1948 годах предприятиями, вывезенными на Урал в военное время, а также в 50-е годы во время освоения целины. Это сборно-щитовые дома барачного типа и каркасно-засыпные дома.
Физический износ строений составляет 70-90 процентов.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 86,60 процента, аварийный - 13,40 процента (82,90 тыс.кв.метров).
Большинство граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и внебюджетных ресурсов. На период до 2011 года для переселения граждан из аварийного государственного и муниципального жилищного фонда необходимо 717,1 млн.рублей. По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования Программы.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов и поселков, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и несовершенство правовых актов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2011 года существующего аварийного государственного и муниципального жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2003 года.
Основными задачами Программы являются:
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан из государственного и муниципального аварийного жилищного фонда;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях области (возможностей крупных промышленных и малых городов, сельских муниципальных образований);
взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Программа предусматривает разработку и утверждение муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (далее - муниципальные программы). В связи с этим Программа предусматривает решение проблемы переселения:
а) на областном уровне:
областная программа определяет масштаб и сроки решения проблемы в регионе, формируется законодательная база в рамках жилищного и земельного законодательства, координируются сроки реализации муниципальных программ, определяются методы и формы государственной поддержки;
б) на уровне муниципального образования:
муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов и средств местных бюджетов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, относящихся к категории ветхого и аварийного жилищного фонда, конкретные адреса объектов строительства, реконструкции и ликвидации.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2003-2010 годов.
Реализация Программы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для расширенного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2003-2004 годы) необходимо:
а) провести оценку объемов аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определить необходимые ресурсы для отселения граждан;
б) сформировать законодательную и нормативную базу для предоставления жилья переселяемым гражданам;
в) установить очередность сноса аварийного жилищного фонда (по микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;
г) привлекать и аккумулировать финансовые ресурсы для реализации Программы;
д) решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
Второй этап Программы (2005-2010 годы) предусматривает решение следующих задач:
а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
б) поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;
в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки.