Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области" на 2009-2012 годы"

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Областная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области" на 2009-2012 годы призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в области и достижения снабжения населения этим видом мяса по медицинским нормам питания, что является частью решения приоритетных целей развития АПК Оренбургской области.

Программа разработана во исполнение мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Оренбургской области от 7 ноября 2008 года N 2557/540-IV-ОЗ, в соответствии с Положением о порядке отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 20 января 2009 года N 21 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096".

Мясной подкомплекс Оренбургской области по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса для снабжения мясом и обеспечения занятости населения. Вместе с тем в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования АПК численность сельскохозяйственных животных и объемы производства мяса неуклонно снижались и лишь в последние 2-4 года наметился рост производства и потребления мяса.

В Оренбургской области для развития отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины в перспективе имеются потенциальные ресурсы:

наличие 3,2 млн. гектаров естественных кормовых угодий и более 0,5 млн. гектаров неиспользуемой низкопродуктивной пашни;

апробированная в области малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;

маточное поголовье в мясных (29,0 тыс. коров) и молочных (не менее 10 тыс. телок в год) стадах для формирования новых мясных ферм племенного и товарного назначения.

Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.

Основным источником производства говядины в Оренбургской области в 2005-2008 годах являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 82-85 процентов этого вида мяса.

Дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров и увеличения объемов производства молока путем повышения удоев.

Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.

Удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства.

В Оренбургской области в период с 1991 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. За 3 последних года увеличилась численность мясного скота на 16,9 процента, в том числе коров на 8,5 процента. В западных странах молочное скотоводство намного раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных увеличивали число мясных коров в пропорции за одну молочную - 1,1-1,2 мясных коровы.

В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах Европейского Союза 40-50 процентов, в Австралии - 85 процентов, США и Канаде - 70-75 процентов.

Учитывая мировой опыт и сложившиеся в Оренбургской области темпы роста поголовья мясного скота, целесообразно не только сохранить, но придать им устойчивый характер для достижения стратегической цели.

Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства в условиях Оренбургской области являются невысокая численность мясного скота, неудовлетворительный уровень технического и технологического оснащения отрасли, низкая урожайность естественных кормовых угодий, слабая кормовая база, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.

Такое состояние отрасли в Оренбургской области обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1. Особенно остро стоит проблема качества племенного поголовья. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах. В среднем по всем породам продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами селекции, отсутствием экономических мотиваций обновления маточных стад за счет ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.

2. Доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота, сложившаяся на уровне 10-12 процентов, затрудняет развитие отрасли специализированного мясного скотоводства и вынуждает прибегать к использованию промышленного скрещивания и вовлечения в оборот выранжированного маточного поголовья молочных пород.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 килограммов вместо 450-500 килограммов.

Государственная поддержка хозяйств по откорму молодняка мясных пород и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы свыше 450 килограммов обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и косвенно будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.

4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве.

Современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ для эффективного их использования и т.д.) имеется на немногих мясных фермах области и не по всем позициям. Практически во всех действующих животноводческих предприятиях для содержания молодняка используются капитальные помещения, малопригодные для внедрения технологии содержания и кормления мясного скота.

5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Естественные кормовые угодья, огромными площадями которых обладает область, имеют относительно низкую урожайность. В результате мясная корова с теленком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 400 граммов.

В результате в мясных стадах области доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 18-20 процентов вместо 35-36 процентов, характерных для зарубежной практики. При залужении деградированных земель и малопродуктивной пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование различных травосмесей, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и других.

Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины.

6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.