6. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных учреждению вышестоящим органом.
Учреждения СНЛК (головные и их дублеры) создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
При осуществлении наблюдения и лабораторного контроля за потенциально опасными для населения объектами, особое внимание обращают на условия хранения и применения опасных химических, радиоактивных веществ и биологических средств.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно промышленной, радиационной, химической, биологической, метеорологической обстановки, прогноз возможного возникновения чрезвычайной ситуации, актов терроризма и угрозы начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями
СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации о факте и основных параметрах чрезвычайных ситуаций осуществляется немедленно, а о масштабах ЧС не позднее двух часов с момента обнаружения по любому из имеющихся средств связи; далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Объем и конкретные формы представления информации по подчиненности установлены распоряжением главы администрации области от 14.04.98 N 344-р "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды".
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления (отдел) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
7. На академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гигиенического, ветеринарного и др. профилей возлагается:
- развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных токсикологических, радиологических центров с возложением на них задач по индикации биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии и химико-аналитическим исследованиям;
- участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
- проведение (при необходимости) исследовательских научных экспериментов по определению способов выявления и нормализации РХБ - обстановки.
8. На Оренбургскую, Орскую, Бузулукскую специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области возлагается:
- выявление источников загрязнения объектов окружающей природной среды (воздух, вода, почва) промышленными выбросами (сбросами);
- качественное и количественное определения загрязняющих веществ в пробах источников загрязнения и объектах природной среды;
- определение масштабов загрязнения, выдача заключения об уровне загрязненности объектов окружающей природной среды (воздух, вода, почва);
- проведение, по согласованному графику, учащенного аналитического контроля за уровнем загрязненности объектов окружающей среды до установления нормативов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- установление границ радиоактивного загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
- определение радионуклидного состава исследуемых проб;
- организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
На лабораторию областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагается:
- определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов химически опасными веществами;