1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС, созданной на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 августа 1996 года N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжения главы администрации области от 22.08.97 N 742-р "Об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС".
2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля области осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации Оренбургской области и главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (главное управление по делам ГОЧС Оренбургской области).
Непосредственное руководство учреждениями СНЛК осуществляют ведомства и организации (независимо от формы собственности), включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение* и лабораторный контроль** в Оренбургской территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ОТП РСЧС) организуются и проводятся в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (далее РХБ) обстановки;
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- принятия органами управления ОТП РСЧС решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий.
Основными задачами СНЛК являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проведение дозиметрического контроля при радиоактивном загрязнении территории области;
- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленной форме и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств.
** Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для бактериальных средств (далее БС) - после проведения специфической индикации).
3. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Оренбургской области имеет 3 уровня: территориальный, местный и объектовый.
Территориальный уровень СНЛК формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории области и решающих задачи в интересах области.
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления.
Объектовый уровень СНЛК состоит в основном из бассейновых, базовых, складских, производственных лабораторий (заводские, фабричные и др.) государственных предприятий, производственных объединений, акционерных обществ, расположенных на территории области.
Координацию деятельности СНЛК на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС.
Перечень академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений федерального уровня, входящих в структуру СНЛК, определяется соответствующими министерствами, ведомствами и организациями.
Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения в случаях ухудшения радиационной, химической или биологической обстановки на территории Оренбургской области привлекаются к работе в СНЛК по решению координирующих органов РСЧС федерального и регионального уровней.
4. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории; руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени; организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
5. Основу СНЛК Оренбургской области составляют Оренбургская, Орская, Бузулукская специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области, центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательский центр агрохимической службы "Оренбургский", центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также учреждения СНЛК, создаваемые министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления для решения задач ОТП РСЧС. Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Состав областной сети наблюдения и лабораторного контроля приведен в приложении 2.
Головные учреждения СНЛК являются, как правило, подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредотачиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных учреждений СНЛК. В качестве дублеров используются: один - два районных (городских) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора первой категории и соответствующие им центры санитарно-эпидемилогического наблюдения (далее ЦСЭН) на железнодорожном транспорте; ветеринарные лаборатории; агрохимлаборатория; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области.
Перечень головных учреждений и их дублеров территориального и местного уровней согласовывается с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и утверждается распоряжением главы администрации Оренбургской области (приложение 3).