Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2004 года N 148-п

Об утверждении положения о системах оповещения и информирования
населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на территории Оренбургской области  

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Оренбургской области
от 18 августа 2014 года N 571-п

____________________________________________________________________


Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях обеспечения своевременного оповещения и информирования органов управления, защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера:

1. Утвердить положение о системах оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области (далее именуется - Положение) согласно приложению.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований области, руководителям предприятий производственной и социальной сферы проанализировать реализацию вопросов оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера и привести их в соответствие с требованиями Положения.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области - начальника управления администрации области по промышленности, транспорту и связи Грачева С.И. и начальника главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - первого заместителя начальника гражданской обороны Оренбургской области Еремина М.Н.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации
     А.Чернышев

Приложение
к постановлению
администрации области
от 7 июля 2004 г.
N 148-п


Положение
о системах оповещения и информирования населения
об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на территории Оренбургской области

(далее именуется - Положение)

I. Общие положения


1.1. Положение разработано в целях реализации и в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности", от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи", постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 27 июля 1998 г. N 844 "О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации", совместным приказом МЧС России, Минсвязи России и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803 "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны".

1.2. Положение определяет состав, задачи, структуру систем оповещения и механизм реализации мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок их создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности к задействованию.

1.3. Оповещение является важнейшим мероприятием, обеспечивающим приведение органов, осуществляющих управление силами российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС), в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки сигналов (команд, распоряжений) и информации. С этой целью на каждом уровне управления (объектовом, местном, территориальном) создаются системы оповещения.

1.4. Системы оповещения являются составной частью системы управления РСЧС и представляют собой организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи, аппаратуры оповещения и связи и других средств, размещенных в пунктах управления и на объектах связи, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации (громкоговорителей), установленных в жилой зоне городов, населенных пунктов, на объектах производственной и социальной сферы и предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной информации органам управления, силам РСЧС и населению.


II. Структура и задачи систем оповещения


2.1. Системы оповещения Оренбургской области включают в себя территориальную (областную), местные (городов, городских и сельских районов) системы оповещения, а также локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и системы оповещения предприятий производственной и социальной сферы (объектовые системы оповещения).

2.2. Основной задачей территориальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (команд, распоряжений) и экстренной информации от единой дежурно-диспетчерской службы (далее именуется - ЕДДС) до:

органов, осуществляющих управление силами РСЧС на территории муниципальных образований;

руководящего состава и служб;

оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

населения, проживающего на территории области.

2.3. Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (распоряжений) и экстренной информации от органов, осуществляющих управление силами РСЧС на территории муниципальных образований, до:

руководящего состава и служб;

оперативных дежурных служб потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

населения, проживающего на территории муниципального образования.

2.4. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

руководителей и персонала объекта;

объектовых сил и служб;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций) производственной и социальной сферы, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов управления гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями (далее именуется - ГОЧС) области, города, района;

населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасного объекта в зоне действия локальной системы оповещения.

2.5. Основной задачей объектовых систем оповещения является доведение сигналов и информации оповещения до:

руководителей и персонала объекта;

объектовых сил и служб.

2.6. Системы оповещения всех уровней используются в целях реализации задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.7. Задействование систем оповещения производится неавтоматизированным и автоматизированным способом. Основным способом оповещения при работе системы оповещения всех уровней является автоматизированный способ.

2.8. При неавтоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется:

по сети связи общего пользования, ведомственным каналам связи без применения специальной аппаратуры оповещения;

передачей внекатегорийных телеграмм "Ракета" до соответствующих органов управления по сети связи общего пользования.

2.9. При автоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется с использованием специальной аппаратуры оповещения, по каналам связи общего пользования и ведомственным каналам и линиям связи.

2.10. Для передачи сигналов и информации автоматизированным способом в области создается автоматизированная система централизованного оповещения, которая должна обеспечивать:

оповещение руководящего состава РСЧС, должностных лиц органов управления по делам ГОЧС области и муниципальных образований с использованием аппаратуры циркулярного вызова;

доведение до органов управления, сил РСЧС, населения области сигнала "Внимание! Всем!" путем централизованного включения электросирен на всей территории области или выборочно в отдельных городах и районах, циркулярное и выборочное доведение до органов управления ГОЧС, дежурных оперативных служб муниципальных образований команд, сигналов управления и экстренной информации;

автоматический перехват каналов радиовещания и радиотрансляции от оперативных дежурных служб органов управления по делам ГОЧС области и муниципальных образований для экстренного доведения речевой информации до органов управления, сил РСЧС, населения области.


III. Порядок создания, совершенствования
и поддержания в готовности систем оповещения


3.1. Системы оповещения создаются заблаговременно.

3.2. Территориальная, местные и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующих глав муниципальных образований, органов управления по делам ГОЧС с участием служб связи и оповещения.

3.3. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов создаются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя объекта.

3.4. Местные, локальные и объектовые системы оповещения являются составной частью территориальной системой оповещения области и организационно, технически и программно должны быть взаимосвязаны с ней.

3.5. Областная система оповещения должна быть взаимосвязана с федеральной и региональной системами оповещения, а также системой оповещения Приволжско-Уральского военного округа.

3.6. Органы управления по делам ГОЧС, руководители предприятий производственной и социальной сферы, телевизионных и радиовещательных компаний, службы связи и оповещения области и муниципальных образований проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

3.7. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматриваются следующие мероприятия:

доведение сигналов оповещения и информации с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;

комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;

размещение средств связи и аппаратуры оповещения в защищенных пунктах управления;

создание и использование запасов мобильных средств оповещения.

3.8. Для оповещения и информирования населения области главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее именуется - ГУ ГОЧС) совместно с государственной телевизионной и радиовещательной компанией "Оренбург" (далее именуется - ГТРК "Оренбург") и другими телевизионными и радиовещательными компаниями независимо от форм собственности планирует использование заблаговременно созданного запасного центра вещания.

3.9. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на территориальном, местном и объектовом уровнях управления в соответствии с решением руководителя соответствующего органа управления (объекта).

Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом согласно рекомендациям МЧС России или ГУ ГОЧС.

3.10. В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся их технические проверки и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.

3.11. Органы управления по делам ГОЧС планируют и проводят проверки систем оповещения на основании решения руководителя соответствующего органа управления (объекта) и утвержденных планов проверок.

Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания на территории области согласовывается с руководством ГТРК "Оренбург" и другими телерадиовещательными компаниями, при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.

3.12. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется органами управления по делам ГОЧС и проводится предприятиями связи на договорных условиях.


IV. Задействование систем оповещения


4.1. Решение на задействование системы оповещения принимает:

территориальной - глава администрации области или лицо, его замещающее,

местных - главы муниципальных образований или лица, их замещающие;

локальных, объектовых - руководители предприятий производственной и социальной сферы или лица, их замещающие.

4.2. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативным дежурным ГУ ГОЧС области вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в распоряжении средств связи и оповещения.

4.3. Оперативные дежурные органов управления по делам ГОЧС, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у них инструкциями по оповещению.

4.4. Для передачи сигналов и информации оповещения населению трансляция программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности может прерываться согласно действующему законодательству.

4.5. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций независимо от форм собственности на территории области с перерывом трансляции вещательной программы осуществляет оперативный дежурный ГУ ГОЧС по команде главы администрации области или лица, его замещающего, а также начальника главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области только для оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

4.6. Право на использование местных сетей радио и проводного вещания, телевидения с перерывом трансляции вещательной программы предоставляется соответствующим главам муниципальных образований только для оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

4.7. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут. Допускается двух, трехкратное повторение передачи речевого сообщения.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.

В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных органов управления по делам ГОЧС.

4.8. Порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решением руководителя соответствующего органа управления (объекта).

4.9. Обо всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения докладывается в вышестоящий орган управления по делам ГОЧС.


V. Сигналы оповещения


5.1. Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление службами и силами РСЧС, населением.

5.2. Для оповещения населения установлен единый сигнал "Внимание! Всем!"

5.3. Сигнал об опасности заражения аварийно химически опасными веществами (далее именуется - АХОВ) и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф подается в случае непосредственной опасности заражения и произошедших крупных авариях и катастрофах с выбросом (выливом) АХОВ.

Для подачи сигнала используются все местные технические средства связи и оповещения. Сигнал дублируется подачей установленных звуковых, световых и других сигналов. По этому сигналу необходимо действовать согласно указаниям соответствующего органа управления ГОЧС.

5.4. Сигнал об угрозе затопления подается при угрозе или непосредственном нарушении плотины гидротехнического узла. Население, проживающее в зоне возможного катастрофического затопления, оповещается по локальным системам оповещения, по местным сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения путем многократной передачи речевого сообщения.

5.5. Передача сигналов оповещения осуществляется путем централизованного включения на всей территории области или выборочно, на территории отдельных муниципальных образований, предприятий производственной и социальной сферы электросирен, то есть подачей единого сигнала "Внимание! Всем!" с последующим доведением информации о возможных или произошедших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера по радиотрансляции, каналам радиовещания и телевидения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»