Недействующий

Об областной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области на 2005 - 2011 годы"

1. Обоснование разработки Программы


Программа предусматривает создание основы для ведения государственного кадастра недвижимости на территории области как государственной информационной структуры, которая обеспечивает становление земельных отношений, основанных на различных формах собственности на землю, и поддерживает функционирование современного механизма общественного производства. (Изменение: Закон Оренбургской области от 27.09.2010 N 3818/880-IV-ОЗ, НГР RU56000201000489)

(Изменение: Закон Оренбургской области от 11.01.2007 N 910/197-IV-ОЗ)

В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Кроме того, следствием отсутствия единой системы учета является наличие большого количества неучтенных объектов, в том числе объектов самовольной постройки и земельных участков, появившихся в результате самозахвата земель. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает создание единой системы документов и сведений об объектах недвижимого имущества в Российской Федерации (государственный кадастр недвижимости), при этом создание государственного кадастра недвижимости не только повысит государственные гарантии прав собственности на недвижимое имущество, что будет способствовать привлечению инвестиций в недвижимость, но и позволит эффективно осуществлять функции государственного управления недвижимым имуществом

(Изменения: Закон Оренбургской области от 11.01.2007 N 910/197-IV-ОЗ; Закон Оренбургской области от 16.09.2008 N 2396/507-IV-ОЗ)

Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

По состоянию на 1 января 2006 года, в архивах организаций технического учета и технической инвентаризации (далее - ОТУТИ) находятся сведения о 806550 единицах объектов капитального строительства, которые надо перевести в электронный вид. Для создания государственного кадастра недвижимости необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о более чем 1,5 миллиона земельных участков и объектов недвижимости.

(

В связи с этим была утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" и заключено соглашение об участии Оренбургской области в реализации и софинансировании мероприятий по созданию цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости, по проведению инвентаризации архивов организаций, осуществляющих технический учет и инвентаризацию объектов капитального строительства, по вводу архивов в базы данных государственного кадастрового учета и по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель и массовой оценки объектов недвижимости. (Изменение: Закон Оренбургской области от 27.09.2010 N 3818/880-IV-ОЗ, НГР RU56000201000489)

Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.

Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.

Кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит обеспечить ведение кадастра недвижимости на современном техническом и технологическом уровнях, будет способствовать увеличению поступления платежей за землю в бюджеты всех уровней, защите прав граждан и юридических лиц на землю, обосновывать установление правового режима пользования земельными участками (сервитуты, обременения), принимать более эффективные решения на всех уровнях, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных цен на землю.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости поручено провести государственную кадастровую оценку земель (ГКОЗ) всех категорий для целей налогообложения. В Федеральном законе от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено введение с 1 января 2006 года новой системы налогообложения земель на основе кадастровой стоимости земельных участков. Такой подход к исчислению земельного налога дает возможность стимулировать социально-экономическое развитие регионов в зависимости от существующей структуры земельного фонда. (Изменение: Закон Оренбургской области от 27.09.2010 N 3818/880-IV-ОЗ, НГР RU56000201000489)

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об экономических характеристиках объектов недвижимости вносятся в документы кадастра недвижимости на основании данных государственной или иной оценки. Обязательным условием для выполнения в полном объеме расчета кадастровой стоимости земельных участков для внесения в документы кадастра недвижимости является привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, так как средства от земельного налога поступают в областной и муниципальные бюджеты.

За предыдущие годы проведена государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий области, результаты которой утверждены Постановлением администрации области от 25.03.2002 N 44-п, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением администрации области от 29.05.2003 N 103-п, государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, результаты которой утверждены Постановлением администрации области от 21.04.2005 N 106-п, государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, результаты которой утверждены Постановлением администрации области от 06.10.2005 N 280-п, государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения, результаты которой утверждены Постановлением Администрации области от 01.08.2005 N 205-п. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога на основе кадастровой стоимости будет существенно снижен. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В 2006 году будет проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, а в последующие годы - остальных категорий земель.

Предусматриваемые Программой мероприятия по разграничению областной и муниципальной собственности и проведение кадастровых работ позволят реализовать полноценные договорные отношения с землепользователями, предоставят возможность защищать интересы области и муниципальных образований в судах, вести кадастровый учет, осуществлять регистрацию прав, увеличить поступления средств от аренды и продажи областных и муниципальных земель, а также от использования неразграниченных земельных участков. (Изменение: Закон Оренбургской области от 27.09.2010 N 3818/880-IV-ОЗ, НГР RU56000201000489)