ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 6 января 2013 года № 15-ОЗ


О внесении изменений в Закон Томской области
«Об Уполномоченном по правам человека в Томской области» и Закон Томской области «Об Уполномоченном по правам ребенка
в Томской области»

Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 20.12.2012  № 841

     
     Статья 1


Внести в Закон Томской области от 9 августа 2005 года № 118-ОЗ  «Об Уполномоченном по правам человека в Томской области» (Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 2005, № 44 (105), постановление от 28.07.2005 № 2297; 2006, № 50 (111), постановление от 26.01.2006 № 2795; 2007, № 61 (122)-II, постановление от 25.01.2007 № 3911; 2010, № 42 (164), постановление от 30.09.2010 № 3586; № 43 (165), постановление от 28.10.2010 № 3813; Официальные ведомости Законодательной Думы Томской области, 2011, № 46 (168), постановление от 03.02.2011 № 4064) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Уполномоченный осуществляет свою деятельность самостоятельно.»;

2) в статье 2:

в пункте 2 слова «прав граждан» заменить словами «прав и свобод человека и гражданина»;

в пункте 3 слово «человека» заменить словами «и свобод человека и гражданина»;

в пункте 4 слово «человека» заменить словами «человека и гражданина»;

дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.»;

3)  часть 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«2. Уполномоченный обязан соблюдать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.»;

4) часть 1 статьи 5 после слов «с использованием бюллетеней» дополнить словами «, проводимого в порядке, установленном Регламентом Законодательной Думы Томской области»;

5) статью 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 7

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:

«Вступая в должность Уполномоченного по правам человека в Томской области, торжественно клянусь:

честно и беспристрастно исполнять свои обязанности;

дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты;

руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Томской области и законами Томской области, справедливостью и голосом совести.».

2. Присяга приносится на собрании Законодательной Думы Томской области  непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.»;

6) статью 9 изложить в следующей редакции:


«Статья 9

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случае:

а) отставки по собственному желанию;

б) прекращения гражданства Российской Федерации;

в) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

г) признания его недееспособным либо ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

д) признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

е) его смерти;

ж) несоблюдения запретов и ограничений, установленных статьей 3 настоящего Закона;

з) утраты доверия по основаниям, предусмотренным  Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

и) неисполнения или ненадлежащего исполнения своих полномочий.

2. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного производится постановлением Законодательной Думы Томской области, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов.

3. Отставка Уполномоченного принимается Законодательной Думой Томской области на основании его письменного заявления о сложении полномочий. В случае, если отставка не принята Законодательной Думой Томской области, прекращение деятельности Уполномоченного осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

4. Вопрос о досрочном прекращении полномочий в соответствии с пунктами «ж», «з», «и» части 1 настоящей статьи вносится в повестку собрания Законодательной Думы Томской области на основании заключения специальной комиссии о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

5. Специальная комиссия, указанная в части 4 настоящей статьи,  формируется по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов Законодательной Думы Томской области либо по инициативе Губернатора Томской области. Указанная инициатива должна содержать информацию о фактах, являющихся, по мнению инициаторов, основанием для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

Состав специальной комиссии утверждается постановлением Законодательной Думы Томской области. В состав специальной комиссии включаются представители всех фракций, представленных в Законодательной Думе Томской области, а в случае, если вопрос о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного инициирован Губернатором Томской области, в состав комиссии включаются также представители Губернатора Томской области.

6. Специальная комиссия рассматривает обращения (материалы), касающиеся оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, по итогам их рассмотрения готовит заключение о наличии либо отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

Специальная комиссия вправе запрашивать у органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления, должностных лиц,  организаций необходимую информацию, запрашивать пояснения Уполномоченного по поводу оснований, выдвигаемых для досрочного прекращения полномочий, а также приглашать Уполномоченного на заседания по рассмотрению обращений (материалов) и информации.

7. По итогам рассмотрения обращений (материалов) и информации специальная комиссия дает заключение о наличии либо отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного. Заключение утверждается большинством голосов от числа членов комиссии.

Заключение специальной комиссии о наличии либо отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного вносится в Законодательную Думу Томской области не позднее шестидесяти дней со дня принятия постановления Законодательной Думы Томской области об образовании специальной комиссии.

8. При поступлении в Законодательную Думу Томской области заключения специальной комиссии об отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного указанная информация доводится до сведения депутатов на ближайшем собрании Законодательной Думы Томской области.

9. При поступлении в Законодательную Думу Томской области заключения специальной комиссии о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного предварительное рассмотрение заключения осуществляется комитетом Думы по законодательству, государственному устройству и безопасности, при этом запрашивается  письменное мнение Уполномоченного по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для досрочного прекращения полномочий.

При рассмотрении заключения специальной комиссии о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного на собрании Законодательной Думы Томской области Уполномоченный приглашается на собрание Законодательной Думы Томской области и ему предоставляется возможность дать пояснения по поводу оснований, выдвигаемых для досрочного прекращения полномочий.

Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного в соответствии с пунктами «ж», «з», «и» части 1 настоящей статьи принимается путем проведения тайного голосования в порядке, установленном Регламентом Законодательной Думы Томской области.»;

7) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10

1. В целях выполнения своих задач Уполномоченный:

а) рассматривает направленные непосредственно Уполномоченному обращения (жалобы) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Томской области, а также иных физических и юридических лиц, если их обращения (жалобы) касаются вопросов соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Томской области;

б) проверяет информацию по обращениям (жалобам) о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в Томской области;

в) по итогам рассмотрения обращений (жалоб) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина готовит заключения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые могут содержать рекомендации относительно мер по восстановлению нарушенных прав и свобод;

г) направляет заключения в государственные органы, органы местного  самоуправления, иные органы, организации и должностным лицам, в действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина;

д) осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Томской области;

е) вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения в части совершенствования механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

ж) принимает участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина; обращается к субъектам законодательной инициативы с предложениями о внесении изменений в законодательство Российской Федерации и Томской области о совершенствовании механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина;

з) в срок до 1 марта направляет ежегодный доклад о результатах своей деятельности за предыдущий год в Законодательную Думу Томской области, Губернатору Томской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Томский областной суд, Арбитражный суд Томской области и прокурору Томской области для рассмотрения;

и) составляет специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Томской области и направляет их в Законодательную Думу Томской области;

к) одновременно с ежегодным докладом направляет в Законодательную Думу Томской области информацию об использовании финансовых средств за предшествующий год;

л) издает и безвозмездно распространяет сборники и иные печатные материалы, содержащие информацию о правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации и способах их защиты;

м) организует семинары и круглые столы по проблемам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также конкурсы, способствующие правовому просвещению граждан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

2. Законодательная Дума Томской области и Администрация Томской области направляют Уполномоченному принятые ими нормативные правовые акты.»;

8) статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11

1. Работа Уполномоченного с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом Томской области «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

2.  Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее трех лет со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

3. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательной Думы Томской области.»;

9) статью 12 изложить в следующей редакции:

«Статья 12

1. Получив обращение (жалобу), Уполномоченный имеет право:

принять обращение (жалобу) к рассмотрению;

направить обращение (жалобу) государственному органу, органу местного самоуправления, иному органу или должностному лицу, к компетенции которых относится решение вопроса по существу;

разъяснить заявителю механизмы, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод.

2. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный обязан предоставить возможность органу государственной власти Томской области, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки.»;

10) абзац пятый статьи 13 изложить в следующей редакции:

«принимать участие в собраниях Законодательной Думы Томской области, участвовать по вопросам своей деятельности в заседаниях комитетов Законодательной Думы Томской области, а также коллегиальных и совещательных органов Администрации Томской области;»;

11)  в статье 15:

часть 2 признать утратившей силу;

дополнить частью 4 следующего содержания:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»