Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы» (с изменениями на 22 мая 2014 года)

1.Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа


(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2013 года № 561а, -
см. предыдущую редакцию)


Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области,  на которую направлена реализация Программы, - инновационная  и конкурентоспособная экономика.

Инновационная деятельность - значительное явление в социально-экономической жизни Томской области. В научно-образовательную и инновационную сферу вовлечены все социальные группы населения Томской области.

Начиная с 2002 года, с момента принятия Инновационной стратегии Томской области, инновационная сфера развивалась в соответствии с целями и задачами, определенными в межведомственных и областных целевых программах. Так,  в 2002 - 2008 годах реализовывалась межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области», заказчиками которой выступили Минобрнауки России, Российская академия наук (РАН), Сибирское отделение РАН, Администрация Томской области.  С 2002 года реализовалось четыре областных целевых программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области» на различные периоды. Реализация мероприятий областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности  в Томской области на 2009 - 2010 годы» позволила к 2011 году довести долю организаций, осуществляющих технологические инновации в сфере промышленного производства (без учета малого бизнеса) до 17 %, обеспечить 25 - 30 % ежегодного прироста инновационной продукции, создавать в год 30 - 35 новых малых инновационных организаций, довести общее число резидентов Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска до 60. Указанные показатели были достигнуты, несмотря на последствия финансового кризиса.

Принятые программы являются важными элементами Программы социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период. Успешное выполнение вышеуказанных программ позволило развить основные элементы региональной инновационной системы и достичь следующих результатов:

1. Создана законодательная основа для развития инновационной деятельности. В настоящее время базовыми для участников региональной инновационной экономики являются следующие нормативные правовые акты:

Закон Томской области от 1 декабря 2000 года № 56-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области»;

Закон Томской области от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области»;

Положение «Об инновационной деятельности в городе Томске», утвержденное решением Томской Городской Думы от 31.10.2000 № 260.

2. В 2005 году Томская область стала одним из 4 регионов - победителей федерального конкурса на создание Особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск». За этот период достигнуты следующие результаты:

число резидентов ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск» - 56 компаний (2009 год - 45), в том числе 7 из них созданы при участии иностранных инвесторов из США, Норвегии, Тайваня, Южной Кореи, Австралии, Германии;

объем инвестиций составил 2,68 млрд. руб., в том числе иностранный капитал - 451,1 млн. руб.;

объем производства инновационной продукции - 505,9 млн. руб.;

создано новых рабочих мест на территории ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск» - 536.

3. Два университета - Томский политехнический университет и Томский государственный университет имеют статус «Национальный исследовательский университет». Три университета - Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет являются победителями федерального конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. В результате продолжилось формирование пояса организаций «новой экономики», в первую очередь, вокруг этих университетов. В настоящее время «инновационный пояс» университетов включает 240 организаций.

4. Создана инновационная инфраструктура, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок. Всего в инновационной сфере области работает 39 элементов (2005 г. - 25, 2006 г. - 30, 2007 г. - 31, 2008 г.- 35,  2009 г. - 39) инновационной инфраструктуры, в том числе Особая экономическая зона технико-внедренческого типа г. Томска, 13 офисов коммерциализации разработок вузов и академических институтов, 7 бизнес-инкубаторов (5 студенческих),  4 инновационно-технологических центра, 4 центра трансфера технологий, Межведомственный центр нанотехнологий «Томскнанотех», Томский венчурный фонд, сеть рискового финансирования, 7 консалтинговых компаний, работающих  в сфере поддержки инновационной деятельности, и другие организации.

5. Осуществляется взаимодействие с Государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО). В 2008 году создан Межведомственный центр нанотехнологий «Томскнанотех» для осуществления взаимодействия с РОСНАНО в реализации крупных проектов в области наноиндустрии и продвижения наукоемкой продукции на российский и зарубежный рынки. Благодаря появлению такого консорциума одним из первых в России 5 июня 2008 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Томской области и РОСНАНО. В результате этого взаимодействия по 3 томским проектам принято решение о финансировании.

6. Ежегодно создается около 50 новых инновационных организаций малой либо средней формы, в том числе в 2006 г. - 30, в 2007 г. - 47, в 2008 г. - 49, в 2009 г. - 51, 2010 г. - 58.

7. Организация и проведение на территории Томской области ежегодного инновационного форума с международным участием. Инновационный форум проводился 13 раз и с каждым годом становился все более авторитетным. В 2008 году он приобрел статус Всероссийского Инновационного форума с международным участием. За десять лет работы по организации форумов отработан формат мероприятия, привлекательный как для российских, так и для зарубежных участников.

8. Создана система регионального статистического наблюдения. В связи с тем, что результаты федерального статистического обследования инновационной деятельности не всегда позволяют корректно оценивать инновационные процессы, происходящие в регионе, начиная с 2003 года, в Томской области проводятся работы по формированию региональной системы статистического учета инновационной сферы, дополняющей данные федерального наблюдения.

Согласно данным регионального статистического обследования,  в 2006 - 2009 годах отмечен динамичный рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг инновационно активных организаций, - в 3 раза к уровню 2005 года в действующих ценах. Рост производства инновационно активных организаций сопровождался более умеренным увеличением объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг инновационного характера - в 2 раза к уровню 2005 года (9,2  млрд.  руб. в 2009 году).

В 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг инновационно активных организаций превысил  27 млрд. руб. при увеличении объема инновационной продукции (работ, услуг)  до 9,2 млрд. руб.

Динамика количества новых инновационных организаций: в 2005 г. - 22;  в 2006 г. - 30; в 2007 г. - 47, в 2008 г. - 49, в 2009 г. - 51, 2010 г. - 58.

За 2006 - 2009 годы 23 вида региональных инновационных продуктов выведены на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Однако, анализ результатов федеральных и региональных статистических наблюдений инновационной сферы, результатов ведомственной статистики показывает, что ряд элементов региональной инновационной системы требуют существенного развития. К таким блокам относятся: развитие собственно инновационного бизнеса, технико-технологической базы для инновационной деятельности, финансового обеспечения инновационной деятельности, формирование регионального потребительского рынка для инновационной продукции (продукт, работа, услуга).

Исходя из необходимости дальнейшего развития и повышения эффективности региональной инновационной системы можно сформулировать следующие проблемы, которые необходимо решить в рамках Программы:

развитие инновационного бизнеса и совершенствование форм взаимодействия органов власти с представителями данного направления бизнеса;

развитие технико-технологической базы для инновационной деятельности;