Действующий

О целевой программе Развитие общественного самоуправления в городе Томске на 2007 год


II. Анализ сложившейся ситуации


В настоящее время федеральная политика нацелена на укрепление государственности и повышение благосостояния граждан, в том числе за счет развития и совершенствования местного самоуправления и гражданского общества. Чем сильнее муниципальные и гражданские структуры, тем мощнее российское государство. Другими словами, государство может быть конкурентоспособным, а его управление результативным и эффективным, если граждане принимают участие через разные механизмы в процессе реализации государственных и местных задач и функций.

Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Муниципальная реформа нацелена на максимальное сближение интересов органов местного самоуправления и населения, на консолидацию идей, сил и ресурсов местного сообщества и власти для формирования комфортных условий проживания в муниципальных образованиях.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 №131-ФЗ (далее - Закон о МСУ) пересматривает существенным образом многие аспекты организации и функционирования местного самоуправления в России. Этот закон вызвал необходимость пересмотра правовых, организационных и материальных условий существования территориального общественного самоуправления и иных прямых форм местного самоуправления в российских муниципальных образованиях, в том числе в г. Томске. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №188-ФЗ (далее - ЖК РФ) коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие тех или иных результатов реализации такого управления во многом будет определяться уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья, организации собраний собственников в многоквартирном доме по выбору управляющих организаций и т.д. Между тем и ЖК РФ и Закон о МСУ обязывают органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер.

Местное население берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания. В этом выражается активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность территориального общественного самоуправления и жилищных объединений граждан объективны. Причем дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в г. Томске связано с районным делением в городе, а также в связи с наличием присоединенных к городу сельских территорий. Эти обстоятельства потребуют необходимости совершенствования системы муниципального управления, построенной на основе тесного взаимодействия районной власти и организованной общественности.

Большинство существующих в городе органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают позитивных результатов. Между тем проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, существует потребность выявления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д.

Темпы развития современного российского общества непосредственно зависят от степени и активности участия граждан в процессе управления страной через инструменты самоорганизации и самоуправления, от их способности к самореализации и консолидации во имя достижения общественно полезных целей. Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении проблем российского общества и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем законных интересов граждан. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных проблем, обеспечивают обратную связь с органами власти.

Некоммерческие организации города Томска играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии города, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, профсоюзные организации оказывают помощь в организации трудоустройства и повышения занятости населения, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды города и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.

Общественный сектор города Томска по природе своей многообразен и, главное, активен. Томск имеет специфику молодого и активного города, который «переполнен» образовательным, информационным и творческим ресурсом. Люди здесь объединяются и умеют объединяться для решения самых разных проблем и задач.

Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных проблем нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей всех уровней. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления. Также важно выявлять и поддерживать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития города. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, используются как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем города.

В городе существует проблема налаживания эффективной коммуникации между сообществом и властями. Диалог между властью и населением важен потому, что в ходе такого диалога вырабатываются общие подходы к решению городских проблем, власть узнает запросы и потребности населения, а население подсказывает пути наиболее эффективного удовлетворения этих запросов и потребностей, в том числе возлагая на себя определенные обязательства. Необходимы структуры, механизмы и мероприятия в рамках, которых может вестись этот диалог. В настоящее время в городской администрации сформированы Томская городская палата общественности, Координационный Совет женщин, Совет старейшин, Совет по территориальному общественному самоуправлению, и др., издается томская городская газета «Общественное самоуправление», регулярно проводятся различные ежегодные конференции, семинары и круглые столы, публичные слушания. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требует дальнейшей поддержки, совершенствования и развития.

В городе Томске несколько лет подряд реализуется муниципальная целевая программа "Развитие общественного самоуправления". В 2006 году целевая программа «Развитие общественного самоуправления в г. Томске» была реализована на сумму 4 894 тыс. рублей, а в 2005 году из бюджета города на данную целевую программу было выделено 4 795 млн. рублей. Этих средств недостаточно для реализации всех наиболее значимых мероприятий в области развития территориального общественного самоуправления и становления гражданского общества на территории г. Томска. В этой связи необходима финансовая поддержка из бюджетов других уровне бюджетной системы России.

Для того чтобы развивать местное самоуправление на должном уровне, необходимо начинать с «низов», т.е. развивать и помогать «вставать на ноги» территориальным общественным самоуправлениям.