ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ


ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 июня 2004 года № 79-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы
"Дети Томской области" на 2004 -2006 годы

(с изменениями на 10 ноября 2006 года)

_______________________________

Документ с изменениями, внесенными

Законом Томской областиот 10.11.06 г. № 262-ОЗ

Законом Томской области от 10.09.06 г. N 226-ОЗ

Законом Томской области от 9.08.06 г. № 170-ОЗ

Законом Томской области от 11.11.05 г. № 200 - ОЗ

Законом Томской области от 11.10.05 г. № 178 - ОЗ

Законом Томской области от 15.12.04 г. № 249-ОЗ

Законом Томской области от 8.09.04 г. № 185-ОЗ

_______________________________

Принят постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 10.06 2004  №  1194

     Статья 1

Утвердить областную целевую программу «Дети Томской области» на 2004 - 2006 годы согласно приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
      В.М. Кресс





Приложение к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой Программы
«Дети Томской области» на 2004-2006 годы»


Областная целевая Программа «Дети Томской области»
на 2004 - 2006 годы


Паспорт
областной целевой Программы "Дети Томской области" на 2004-2006 годы

Наименование Программы


Областная целевая  Программа «Дети Томской  области»  на 2004-2006 годы

Дата принятия решения о разработке Программы,  дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области №804-р от 20.11.2003
«О стратегии сокращения бедности на территории Томской области
»

Государственный заказчик, координатор Программы

Администрация Томской области, Департамент социальной защиты населения Администрации Томской области

Государственные заказчики подпрограмм

Департамент социальной защиты населения Администрации Томской области;

Департамент здравоохранения Администрации Томской области;

Департамент общего образования  Администрации Томской области.

Основные разработчики Программы

Департамент социальной защиты населения Администрации Томской области;

Департамент здравоохранения  Администрации Томской области;

Департамент общего образования  Администрации Томской области;

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту  Администрации Томской области;

Управление начального профессионального образования  Администрации Томской области.

Исполнители Программы

Департамент социальной защиты населения Томской области,

Департамент здравоохранения  Администрации Томской области,

Департамент общего образования  Администрации Томской области,

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту  Администрации Томской области,

Управление начального профессионального образования  Томской области,

Управление исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (по согласованию), Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области (по согласованию),

Органы местного самоуправления (по согласованию),

Управление внутренних дел Томской области (по согласованию),

Международная благотворительная программа «Помощь детям - сиротам в России» (по согласованию),

Государственное учреждение «Научно-исследовательский  институт акушерства, гинекологии и перинатологии» ТНЦ СО РАМН (по согласованию),

Государственное учреждение «Научно - исследовательский институт фармакологии» ТНЦ СО РАМН (по согласованию),

Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт генетики» ТНЦ СО РАМН (по согласованию),

Сибирский государственный медицинский университет (по согласованию),

Государственный центр санитарно-эпидемиологического надзора (по согласованию).

Цели и задачи Программы

Улучшение качества жизни и  здоровья детей Томской

области, решение проблем неблагополучия детей, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности.

Обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности.

Формирование системы  выявления,  развития и поддержки одаренных детей.

Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции с обществом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление)

Государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями.

Обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими  средствами и приспособлениями, облегчающими самообслуживание.

Срок реализации
Программы.

 2004-2006:  I этап - 2004 год, II этап- 2005 год, Ш этап - 2006 год.

Перечень подпрограмм

 «Здоровый ребенок»,

«Одаренные дети»,

«Профилактика безнадзорности и  правонарушений
  несовершеннолетних»,

«Дети-сироты»,

«Дети-инвалиды».

Перечень основных мероприятий Программы

Государственная поддержка материнства и детства.

Совершенствование системы охраны матери и ребенка

Осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей

Создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми, находящимися

в трудной жизненной ситуации.

Реформирование опеки и попечительства.

Развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Создание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий воспитания и развития, максимально приближенных  к семейным.

Улучшение социального обслуживания детей-инвалидов, их социальная интеграция и профессионально - трудовая реабилитация.

Социально - бытовая, профессиональная и трудовая реабилитация  детей-инвалидов.

Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям.

Объемы и источники финансирования
     (Строка в редакции, введенной в действие

 Законом Томской областиот 10.11.06 г. № 262-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

2004-2006 г.

(прогноз)

2004г.

2005г.
(прогноз)

2006г.
(прогноз)

Всего
(млн. руб.)

174,019

32,336

86,943

54,740

Федеральный бюджет (прогноз)

50,557

19,885

13,616

17,056

Областной бюджет,
в том числе:
по лимитам капитальных вложений, предусмотрен-ных в областном бюджете на областные целевые программы

76,510





-

76,510

8,000





-

8,000

44,633





-

44,633

23,877





-

23,877

Местные бюджеты (прогноз)

7,831

1,734

2,987

3,110

Внебюджетные источники (прогноз)

39,121

2,717

25,707

10,697»

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение положения детей в Томской области, в том числе одаренных детей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.  Снижение материнской, перинатальной и младенческой смертности; улучшение здоровья детей, снижение детской заболеваемости, профилактика детской инвалидности. Снижение числа  детей, оставшихся без попечения родителей;  повышение показателя устройства детей-сирот в приемную семью (патронатную, опекунскую, усыновителей). Снижение уровня детской преступности.

Органы государственной власти, осуществляющие   контроль за реализацией Программы

Государственная Дума Томской области,
Администрация Томской области.

     


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


На  начало 2004 года на территории Томской области проживает 145 тысяч семей,  в которых воспитывается около 240 тысяч  несовершеннолетних детей. В  последние годы наметились позитивные параметры и тенденции, характеризующие положение детей. Увеличились показатели рождаемости детей. В 2003 году сохранилась тенденция снижения числа зарегистрированных  преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Благодаря  реализации федеральной и областных целевых программ, направленных на улучшение положения детей,   существенно улучшилось обеспечение детей-инвалидов  средствами индивидуальной реабилитации, специальным автотранспортом, расширился спектр образовательных услуг, продолжена традиция проведения культурно-спортивных мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями. Дальнейшее развитие получила система социального обслуживания семьи и детей. В 2003 году  в 1,1 раза увеличилось число лиц, обслуженных в учреждениях, расширяется  спектр  и повышается качество предоставляемых ими услуг.

Несмотря на   достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты  по улучшению положения детей, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, требующих решения, в их числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Областная целевая Программа «Дети Томской области» на 2004 - 2006 годы, разработанная в соответствии с распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 20.11.2003 № 804-р «О стратегии сокращения бедности на территории Томской области», включает в себя  подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды».

Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы.

Ежегодный анализ основных показателей службы материнства свидетельствует об ухудшении здоровья женщин репродуктивного возраста(15-49 лет). Среди лиц, вставших на учет по беременности, 72,1% имели заболевания. Более чем в 3 раза возросла анемия среди беременных женщин, в 1,5 раза - заболевания  мочеполовой и сердечно - сосудистой систем. В этой связи в последние годы увеличилось число родов с различными осложнениями.  В ряде районов Томской области число нормальных родов составляет лишь 23-25%.  За последние 5 лет  общая заболеваемость детей возросла на 26%. По данным  Всероссийской   диспансеризации 32,1 % детей признаны здоровыми, 51,7 % имеют функциональные отклонения, 16,2 % - хронические заболевания. Среди детей, проживающих в сельской местности, эти показатели намного ниже.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Средний показатель материнской смертности по Томской      области - 70,5 на 10000 новорожденных (по Западной Сибири - 53,9; по России - 44). Причины высокой материнской смертности - низкий индекс здоровья женщин детородного возраста, недостаточное оснащение медицинским  оборудованием родовспомогательных учреждений, большое число абортов.

Низкие показатели здоровья женщин определяют  высокий показатель младенческой смертности (МС), который в Томской области в 2002 году составлял 16,7 %, в целом по России - 13,3%. В структуре младенческой смертности преобладают отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии развития. Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практику работы лечебно-профилактических учреждений  высоких медицинских технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения  и детства соответствующей аппаратуры и оснащения.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Томской области, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на   снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих, то есть  одаренных людей. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. В сложившихся социально-экономических условиях при резком ухудшении материально-технической базы образовательных учреждений  в области отсутствуют условия для развития интеллектуального творчества учащихся, организации  исследовательской деятельности, привлечения к работе с одаренными и талантливыми  детьми ученых и  специалистов вузов, нет стабильной поддержки  научно-технического творчества учащихся, в т.ч. одаренных детей - инвалидов. В образовательных учреждениях области отсутствуют условия для создания классов с углубленным изучением отдельных предметов. Имеющаяся материально-техническая база пансионата для одаренных детей области   не позволяет осуществлять  на высоком уровне их обучение, обеспечить условия для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Возросшие транспортные расходы затрудняют участие победителей областных предметных олимпиад в окружных и Всероссийских олимпиадах, представление творческих работ одаренных детей на федеральном и международном уровнях.

Решение обозначенных проблем предпочтительней в рамках целевой Программы.

Социальные и экономические проблемы  на данном этапе развития российского государства существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост числа безнадзорных и беспризорных детей,   остается высоким число правонарушений среди несовершеннолетних.

Ежегодно за невыполнение родительских обязанностей к административной ответственности привлекается около 4 тыс. родителей.    В 2003 году 7,5 тыс. подростков были в поле зрения органов внутренних дел в связи с безнадзорностью. Ежегодно регистрируется около 2,0 тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Из привлеченных к уголовной ответственности подростков около 40% ранее не работали и не учились. Около 500 подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования, соответствующего их возрасту. В специализированных учреждениях для несовершеннолетних органов социальной защиты населения в 2003 г. находилось 2781 несовершеннолетних, что на 30 % больше по сравнению с предыдущим годом. Ежегодно выявляется около 1300 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Учитывая актуальность проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в последние годы, как на федеральном, так и на областном уровнях, предпринят ряд  мер, которые позволили частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности. В области действует 11 специализированных социально-реабилитационных учреждений, позволяющих оказывать детям экстренную помощь, восстанавливать их социальный статус. В Томском районе открыта областная специализированная школа-интернат открытого типа для детей с девиантным поведением. В результате в последние 2 года наблюдается снижение числа зарегистрированных преступлений, совершенных подростками, в том числе в группах.

В ходе реализаций мероприятий федеральной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», областной целевой программы «Социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в особой заботе государства» в 2001-2003 годах удалось значительно укрепить реабилитационную базу специализированных социальных учреждений для несовершеннолетних новым оборудованием, транспортом, что позволило внедрить новые технологии социальной реабилитации детей. Вместе с тем, несмотря на принятые меры, остается ряд организационных вопросов по данной проблеме, требующих решения. Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих комплекс реабилитационных мероприятий с ребенком и его семьей, отсутствие эффективной системы учета безнадзорных и беспризорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, снижают результативность предпринимаемых действий. Требуется ресурсная поддержка социальных проектов, проводимых  общественными организациями, работающими в сфере предоставления услуг семьям с детьми. Остаются актуальными вопросы трудовой занятости подростков, их профессиональной ориентации.

В рамках имеющихся бюджетных ассигнований разрешение обозначенных проблем невозможно.

Проблема сиротства, особенно социального, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осложняет решение данной проблемы. Среди этой категории детей увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении. Преимущественное воспитание  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах - интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. Помимо этого, существующая сеть детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения, что должно осуществляться  за счет средств федерального бюджета, областного бюджета  и бюджетов муниципальных образований, на территории которых расположено образовательное учреждение.

В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей - сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на дальнейшей жизни этих детей.

Социальная значимость обозначенных проблем  требует их решения программными методами.

Масштабность проблем детей-инвалидов и  необходимость их  решения обусловлены устойчивой тенденцией к увеличению доли детей-инвалидов в структуре общей инвалидности населения. В настоящее время в Томской области проживает 3707 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. 143 ребенка с отклонениями в умственном и физическом развитии (3,8% от общего числа детей-инвалидов) воспитываются в учреждениях социальной защиты населения и здравоохранения и находятся на полном  государственном обеспечении, 1570 детей-инвалидов обучаются в интернатных учреждениях органов образования.

В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания - 1922 ребенка (47,3%)  и нарушения опорно-двигательного аппарата - 1173 ребенка (25,7%). Наметилась тенденция к росту числа детей больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными заболеваниями глаз.

Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, является ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей,  недостаточные возможности ведения здорового образа жизни, недостаточное оснащение диагностическим и медицинским оборудованием лечебно-профилактических и родовспомогательных учреждений.

Полноценная жизнь подавляющего большинства детей-инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере предоставления реабилитационных услуг, обеспечения вспомогательными средствами и приспособлениями, материальной и иной поддержки. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей детей-инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности.

Учитывая остроту и актуальность проблемы детской инвалидности, в последние годы, как на федеральном, так и на областном уровнях, принят ряд мер, направленных на улучшение положения детей-инвалидов. Реализация на территории области мероприятий федеральной  целевой Программы «Дети-инвалиды», областной целевой программы «Социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в особой заботе государства, на 2001-2003 годы» позволила:


-      снять остроту проблемы обеспечения детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата спецтранспортом, глухих и слабослышащих детей - техническими средствами индивидуального и коллективного пользования;


-      укрепить реабилитационную базу специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями и родовспомогательных учреждений новейшим оборудованием, автотранспортом: в 1999-2003 г.г.  учреждениями получено реабилитационного оборудования на сумму более 6 млн. рублей;


- обеспечить неонатальную диагностику, аудиологическое обследование новорожденных детей первого года жизни в  родильных домах и детских поликлиниках;


- выявить на ранних стадиях развития больных фенилкетонурией и гипотериозом, что позволило предотвратить инвалидизацию у 90% новорожденных.

Вместе с тем,  несмотря на принятые меры,  остается нерешенным целый ряд социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов. Требуют решения  вопросы обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. Дети-инвалиды нуждаются в  обеспечении индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими их самообслуживание. Требуется ресурсная поддержка социальных проектов, проводимых общественными организациями инвалидов совместно с государственными структурами, фестивалей, конкурсов, выставок творчества детей-инвалидов. Острыми остаются вопросы профотбора и профобучения детей-инвалидов. Необходимым условием социальной реабилитации детей-инвалидов является укрепление материальной базы учреждений (социальных, медицинских, образовательных, культуры, спорта), предоставляющих услуги этим детям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»